искусство, засматривание, золотой канон, вкусовщина

Dec 31, 2005 00:48

В ближайшие дни, если ничего не случится, собираюсь накорябать несколько открытых эпистол непопулярному полковнику. Нужно ввести некий порядок и определения.

Искусство есть новость. Эффект ощущается только тогда, когда зритель/читатель/слушатель поставлена перед чем-то необычным для себя. Когда она чувствует, что потянулись-напряглись мышцы, о существовании которых она не подозревала.
Когда зритель ошарашена новостью, у неё действительно включаются центры, которые обычно спят. Гурджиев, к примеру, называет высший интеллектуальный и высший эмоциональный центры, хотя дело не в терминологии. Таким образом, чувство прекрасного таится не в самом произведении искусства, а внутри у читателя. Просто слушатель дотоле не знала, как его активировать. Таким образом, искусство сообщает нам нечто неведомое о том многомерном и медленно постижимом мире, где мы очутились.

Отсюда вытекают многие свойства искусства, относительно которых водится немало заблуждений.

  • Шедевры приедаются -- приведший в экстатическое состояние фильм можно засмотреть, прокручивая несколько раз, постепенно острота ощущений будет теряться. Так же и с музыкой, каждый день слушать одну и ту же запись чревато постепенно растущей апатией. Эффекта новости не будет, ибо фильтрующие восприятие разум и душа не будут больше будить высшие центры, чтоб обратиться за подмогой. А без этого и экстаза не пережить. Неудивительно, что объяснить, в чём именно состоит шедевральность того или иного произведения, не удалось никогда и никому.


  • Шедевры можно перерасти -- то, что показалось зрителю эталоном чистой красоты, постепенно совершило свою работу, и обогащённый читатель готова узнавать дальше. На пятом курсе мехмата кажется детсадовскими игрушками всё, что первокурснику представлялось невероятным свершением разума. Это не обесценивает значимости шедевров, ибо чтобы научиться сложным вещам, надо узнать простые. Простота и сложность в последнем предложении употребляются не в смысле формальной замысловатости -- глубокий и многослойный роман вполне может подводить к пониманию "незатейливой" мелодии, ибо сложность мира раскрывается постепенно и неисповедимыми путями.


  • По прошествии определённого времени можно вернуться к шедевру и открыть в нём новые незнакомые слои -- если за это время зритель прошла значительную дистанцию и узнала много нового о мире, она может уловить волны на недоступных ранее частотах.


  • Искусство нелинейно. Какое-то произведение может дать сильнейший толчок неискушённому слушателю, который в итоге достигнет значительного личного прогресса. Продвинутый зритель и наторелый читатель в том же, пусть незнакомом для них, произведении ничего интересного не заметят, потому что никаких новостей о многомерном мире для них там не будет.


  • Шедевры у всех разные -- кто-то бывает не готов воспринять новость, если не знает даже азов языка, на котором она транслируется. "И если ты не слышишь меня, значит, ты на другой частоте". Мир многомерен необычайно, и новости о нём поступают самые многообразные. Поэтому не существует абсолютного ранжира произведений, или гамбургского счёта, или золотого стандарта. Тот же Гурджиев говорил об объективном искусстве, как о чём-то, что воздействует на всех абсолютно одинаково. Потом, однако, уточнял, что "на всех, находящихся на одном и том же уровне развития". Можно иметь очень острый слух и совершенно тупой взгляд, различать тончайшие градации в одном виде искусства, а в другом быть полным профаном, которому совестно.


  • К предыдущему пункту -- это не значит, что о вкусах не спорят. Можно открыть глаза другому слушателю, подтолкнув её прислушаться к неразборчивому писку в сверхзвуковом для неё диапазоне.


  • Личные коллекции DVD, CD, LP, библиотеки -- окаменелости искусства, памятники острому переживанию новизны в первый раз. Пытаться жить в них -- как перечитывать каждый день пожелтевшие газеты полувековой давности. Имеют смысл, только если содержимое коллекций постоянно раздаётся друзьям и знакомым без боязни, что не вернут.


В след. выпуске о пошлости

обобщения, искусство

Previous post Next post
Up