Про слёзы.

Feb 18, 2014 20:41


Наверное, каждая мама хочет, чтобы её ребенок рос счастливым и довольным жизнью. Поэтому нам так хочется, чтобы наш малыш больше смеялся и меньше плакал. Но знаем ли мы, насколько важны слезы для ребенка? Можем ли мы уважать и ценить их? Умеем ли мы правильно вести себя рядом с плачущим ребенком, чтобы они стали его силой?

Для того, чтобы понять, зачем они нужны, посмотрим, частью какого процесса они являются и какое место в нём занимают.

Все начинается с того, что ребенок осознает, что столкнулся с чем-то непреодолимым. У него что-то не получается сделать, что-то не получается вернуть, потерянная игрушка не находится, а сломанная сушка никак не хочет склеиваться обратно. Может быть для нас это пустяк, и старая машинка легко заменяется новой, а сломанная сушка с таким же аппетитом кушается по частям. А для ребенка это горе. И ему приходится проходить все этапы, связанные с проживанием чувств, которые его охватывают при столкновении с тщетностью.

Первый этап начинается с отрицания. Ребенку не хочется верить в то, что случилось. Он из раза в раз продолжает искать на прежнем месте игрушку или состыковывать кусочки сушки.

Затем, когда приходит понимание, что того, что было - не вернёшь, приходит агрессия. Чувства гнева, злости, ярости естественны и вполне обоснованы. Если бы человек сдавался сразу, как только перед ним вставала бы сложная задача, то, наверное, мы и не выиграли бы этой схватки с эволюцией. Агрессия способствует тому, чтобы направить всю нашу энергию на разрушение преграды, которая нам мешает добиться своей цели. Иногда бывает, что не зная препятствия, ребенок начинает сердиться на что-то или кого-то, кто оказался рядом, а в некоторых случаях, и на самого себя. Здесь особенно важно не запрещать ребенку чувствовать злость, помогая выражать её в приемлемой обществу форме. Если мы не дадим малышу прожить этот этап, мы закроем ему возможность смириться с потерей.

В случае принятия своей агрессии, понимая, что гнев и ярость не помогают изменить ситуацию, ребенок начинает торги. "А если я буду хорошим мальчиком, мне вернут мою любимую машинку?", - пытается изменить ситуацию малыш, предлагая свои услуги мирозданию. Но и торги не приводят к нужному результату.

Все, что можно сделать - сделано. Ни кнут, ни пряник не смогли изменить ситуацию. Приходит следующий этап - депрессия. Тягучее, сложное состояние безысходности, прожив которое можно, наконец, перейти к смирению и принятию, которое часто и сопровождается слезами. Заметьте, только после принятия того, что вещь безвозвратно потеряна, а сушка не может соединиться обратно, ребенок сможет снова смотреть вперед и перестать жить в прошлом. Представляете, только на этом этапе, последнем, появляются слезы. И это значит, что, скорее всего, ваш ребенок прошел длинный и сложный путь для того, чтобы преодолев последнее препятствие, снова стать веселым и жизнерадостным. И что будет, если именно в этот момент придет человек, который скажет: "Малыш, перестань плакать!"? Может случиться так, что ребенок запретит себе горевать. Он не сможет пройти этот последний рубеж, и всё начнётся с самого начала. Тут важно понимать, что если слёзы пришли, то другого пути смирения нет. Их нужно прожить. Обнять ребенка, погладить по спинке, чтобы он знал, что в сложные моменты самые значимые люди рядом и помогут ему пройти этот длинный тернистый путь до самого конца.

Всегда ли принятие тщетности заканчивается слезами? Нет. Чем более развит этот адаптивный механизм проживания горя, т.е. чем чаще ребенок проживает все эти этапы, тем меньше он тратит сил и энергии на их преодоление. И настанет то время, когда повзрослев, ребенок будет проживать тщетность за считанные секунды.

Но бывает и так, что малышу из раза в раз запрещали плакать, может стыдили или наказывали, а может он видел, какие страдания доставляют его эмоции маме, и начинал отрицать свои слёзы, закрывая возможность для проживания последнего этапа горевания. А значит, у него оставался крючок в прошлом, который тянул его обратно, забирая так нужную для развития энергию. Все его силы уходили на проживание этапов столкновения с тщетностью (особенно это заметно при застревании в агрессии), и его механизм адаптации не совершенствовался. В какой-то момент ребенок переставал доверять своим чувствам и замораживался. Такие дети не плачут даже в самые сложные моменты. Но это не значит, что ребенок сильный. Это лишь показывает, что он закрылся от всего мира. И теперь он менее живой, чем мог бы быть. Потом, если повезёт, и он встретит своего психотерапевта, может открыться водопад всех не выплаканных слез, и будет потрачен не один носовой платок в поисках возможности снова смотреть вперед и жить сегодняшней жизнью, а не прошлым.

Поэтому, только признавая чувства на каждом этапе проживания ребенком горя, только принимая его слезы, мы можем помочь ему стать гибким человеком, легко принимающим свои потери, проигрыши и другие несовершенства себя и мира, в котором мы живем.

ps Учимся принимать чувства ребёнка на веб-тренинге "Как говорить, чтобы дети слушали".

дети, статьи, психология

Previous post Next post
Up