Jan 05, 2012 09:03
Однажды, выполняя домашнее задания, сын попросил объяснить необходимость изучения видовых форм глагола. Каким образом знание того, что существуют глаголы несовершенного вида и глаголы совершенного вида, сказывается на нашем общении?
Во времена моей учёбы в школе мы не задумывались над подобными вопросами: сказали выучить - мы учили. Но сын настойчиво требовал ответа, и я обратился за помощью к другу Яндексу.
Итак, существуют две видовые формы глагола: совершенная (отвечает на вопрос «что сделать?») и несовершенная («что делать?"). Как правило, такая сладкая парочка имеет один корень, например: бросать - бросить. Однако русский язык не был бы русским языком, если бы здесь не имелись исключения. Например, БРАТЬ (что делать?) и ВЗЯТЬ (что сделать).
В принципе нам, русским, эти исключения «по барабану» - пусть иностранцы мучаются. Но есть коварный глагол, который некоторым носителям великого и могучего как ложка дёгтя в бочку мёда. Несовершенный вид этого глагола (что делать?) класть, а совершенный вид (что сделать?) - положить. Значительная часть наших сограждан почему-то предпочитают употреблять вместо законной несовершенной формы КЛАСТЬ несуществующее слово ЛОЖИТЬ.
В Интернете предлагается запомнить употребление этой пары следующим образом. Глагол «ложить» применяется только с приставкой (уложить, выложить, приложить, переложить и т.д..), а глагол «класть» - без приставки (кладу, клАла, кладёт и т.д.).
Но это не совсем верно. Следуя этому правилу, нужно говорить «выложивать», а не «выкладывать», или «подложитвать» вместо «подкладывать». Вот здесь и необходимо знание видовых форм глагола: корень «клад» употребляется только в несовершенном виде («что делать?»), а корень «лож» - в совершенном виде («что сделать?»).
Но и здесь эта парочка (КЛАСТЬ - ПОЛОЖИТЬ) нам «подложила свинью». Снег что делает? - ЛОЖИТСЯ! Несовершенная форма глагола, а корень «лож». Оказывается, что в возвратных формах глагола (заканчиваются на «-ся») правомерно применять корень «лож» - он ложится спать очень поздно.
Но вечером этого же дня сын неожиданно заявил: кирпич кладётся криво - здесь глагол заканчивается на «-ся», но корень «клад»! С чувством собственного достоинства я объяснил сыну, что «кладётся» - это страдательный залог, т.е. кто-то кирпич кладёт, а «снег ложится» - действительный залог (снег сам ложится, самостоятельно, никто ему не помогает). Поэтому, если мы хотим употребить глагол на «-ся», то учитываем залог: сам предмет что-то делает - корень «лож», с предметом что-то делают - корень «клад».
С ощущением выполненного долга я отправился спать. Укрылся одеялом и подумал: «А как правильно: сын не хочет укладываться спать или сын не хочет ложиться спать?». Ну и парочка!!!
что делать?,
положить,
культура речи,
что сделать?,
видовые формы глагола,
как правильно сказать,
класть и положить,
глаголы несовершенного вида,
класть,
глаголы совершенного вида