Получив задание - суммировать все нововведения, которым недавно подвергся наш Единый электронный каталог, - мы долго думали, каким образом представить всю эту информацию? Хотелось совместить пошаговую инструкцию для поиска с ответами на проблемные вопросы. В итоге мы решили остановиться на старом добром формате ЧАВО. Ниже, в режиме "вопрос - ответ", помещены наши инструкции. Они в основном касаются онлайн-заказа, так как именно он стал главной точкой приложения сил для наших автоматизаторов. Уточнения и дополнения по теме приветствуются. Кроме того, мы просим помнить, что каталог всё ещё дорабатывается; если у вас есть предложения по улучшению поиска, вы можете оставить их в комментариях под этим постом.
1.
Кто может заказывать издания?
Главный принцип остался прежним: искать книги в наших каталогах могут все интересующиеся, но сделать заказ способны только читатели Исторички. Для них в правом верхнем углу каталога помещён вход в личный кабинет.
2.
Что означает опция "Территория" при входе в личный кабинет?
Она сделана для того, чтобы вы могли сделать предварительный заказ не только в основное здание, но и в ЦСПИ. По умолчанию галочка стоит на основном здании - следовательно, все заказанные вами книги (даже если они хранятся только в ЦСПИ) придут в здание на Старосадском. Если вы отмечаете галочкой филиал ГПИБ, вы подтверждаете, что намерены работать там. И все заказанные вами книги придут на ул. Вильгельма Пика. Даже если они находятся в основном здании.
3.
И книги из ЦСПИ действительно приходят в основное здание?
Действительно. И наоборот: если вы работаете в ЦСПИ, а заказали книгу из основного здания, вы тоже её получите. Но ко времени подбора книги приплюсовывается время её перевозки, а в целом, время выполнения вашего заказа увеличивается на три рабочих дня. К примеру, вы заказали книгу из ЦСПИ в понедельник - значит, ждите её на Старосадском не ранее четверга. Ещё разрешается заказывать журналы, а вот за газетами из фондов ЦСПИ придётся самостоятельно ехать на ул. Вильгельма Пика.
4.
Я в своём личном кабинете - что дальше?
Как видите, теперь вам показывают номер вашего билета, срок его действия и территорию, на которой вы собираетесь работать с заказанными изданиями. Осталось отыскать и заказать нужную публикацию. Переход к поиску - в левом верхнем углу.
5.
Я знаю только ФИО автора, что делать?
Вводите фамилию без инициалов, например, "Савелов". Система выдаст вам всех возможных Савеловых. Выбрать из них нужного можно в левом углу, где находится колонка "Автор".
6.
А можно так же искать по году издания?
Можно. И по месту издания, и по году. Эти колонки находятся тоже слева, под колонкой "Автор".
7.
Я не хочу заказывать книги из ЦСПИ, так как всегда работаю в основном здании (или наоборот). Как мне отсечь ненужное?
Это как раз одно из нововведений Единого каталога. Сразу под поисковой строкой по горизонтали идут дополнительные возможности поиска. Каталог по умолчанию показывает вам раздел "Издания", то есть, набор литературы из всех наших фондов. Если вы выберете раздел "Основные фонды", то будете видеть только те издания, которые хранятся на Старосадском. Точно таким же образом можно выбрать раздел "ЦСПИ".
8.
Что означают другие разделы?
Разделы "Систематический каталог" и "Предметный каталог" содержат рубрики наших каталогов, посвящённые историческому периоду, событию или персоналии - в зависимости от того, что вы ищете. К примеру, в случае с Савеловым несколько посвящённых ему рубрик можно найти в Предметном каталоге ГПИБ.
9.
Что делать, если я ищу конкретное издание?
Вы вбиваете в поисковую строку фамилию автора (без инициалов!) и пару слов из заглавия.
10.
Ура, издание нашлось. Как его заказать?
Выбранная вами запись каталога откроется в отдельной вкладке. Это - карточка на издание. Она включает много полезных вещей, таких как отсылки к рубрикам и к сканированным карточкам бумажного каталога, возможность скопировать библиографическое описание в буфер обмена и т. д. Вы можете изучить их подробнее, когда издание уже будет зафиксировано в вашем личном кабинете. А для этого жмите кнопку "Заказать издание". Оформить заказ вы сможете только после того, как выберете конкретную дату.
11.
Мне написали "Издание заказано". Когда я смогу его получить?
Вернёмся в личный кабинет, в раздел "Выполнение заказов". Он стал более подробным. Здесь вы можете отслеживать всю историю ваших заказов. Получить нужные книги и периодику вы сможете после того, как в столбце "Статус заказа" появится надпись "Заказ выполнен".
12.
Ой, это не та книга, которая мне нужна. Могу я отменить заказ?
Можете, если его ещё не принял наш диспетчер. Когда в статусе обозначено "Заказ принят и обрабатывается", сделать шаг назад уже нельзя. Книга придёт на ваш номер и будет сброшена только по вашему личному указанию. Но пока заказ ещё не принят, вы можете нажать на синюю стрелочку в столбце "Действия". Это позволит отменить поспешный или неправильный заказ.
13.
Я не могу заказать нужную публикацию, так как отсутствует кнопка заказа. Что делать?
Встречный вопрос: что за публикацию вы пытаетесь заказать?
13(а). Это статья из журнала.
Для получения журнала можно смело использовать в личном кабинете самостоятельный заказ. Журналы шифров не имеют, и всё, что требуется ввести, - это название журнала, год и номер. Точно так же можно заказывать газеты из наших фондов.
13(б).
Это статья из сборника.
Воспользуйтесь нашей экспресс-справкой (для этого нажмите на ссылку, которая называется "Уточнить шифр").
Но сначала на всякий случай бросьте взгляд на карточку каталога. Иногда шифр бывает написан на карточке. Даже если его нет, карточка содержит более полные сведения о нужном вам сборнике.
14.
Вот вы говорите - "самостоятельный заказ". А как до него добраться?
Вернувшись в личный кабинет. Для начала надо выбрать тип издания (книга, журнал или газета), так как от этого зависит, куда отправится ваш заказ - в книгохранение или в хранение периодики. Затем выбираете язык издания.
Звёздочками помечены самые важные поля, которые необходимо заполнить. Самостоятельные заказы на журнал и на книгу похожи, но во втором случае надо знать шифр. Если сами вы его найти не можете, значит, настало время обратиться за помощью к нашим библиографам.
15.
Как мне выяснить шифр на книгу, если его нигде нет?
Способ первый: нажать на "Уточнить шифр", заполнить форму экспресс-справки и получить ответ на свой e-mail.
Способ второй: позвонить по телефону 8 (495) 625-48-31.
Способ третий: обратиться с запросом в Виртуальное справочное бюро (
http://vsb.shpl.ru/).
Все эти сервисы работают с понедельника по пятницу с 9:00 до 17:00.
16.
Я не могу сделать ничего из перечисленного, потому что не могу зайти в каталог по своему читательскому билету. Что делать?
Обновить кэш и попытаться войти снова. Если опять ничего не получилось, значит, пора звонить по телефону 8 (495) 625-48-31. Мы запишем ваши данные и устраним проблему за 15-20 минут.