Выставка "Искусство переплёта". Из серии "Сокровищница книги"

Nov 04, 2015 20:27

Для тех, кто не читает страницы Исторички в социальных сетях и новости на сайте библиотеки, дублируем весть о свежей выставке. В холле 4-го этажа основного здания ГПИБ открылась выставка «Искусство переплёта: книги из коллекции А.П. Бахрушина». Экспозиция подготовлена сотрудниками справочно-библиографического отдела, время её работы - со 2 по 26 ноября. Благодарим также сотрудников отдела редкой книги - за консультации и терпеливые разъяснениях всех вопросов, связанных с книжной терминологией.

1.

1. В оформлении выставочной афиши использована заставка из издания: Бахрушин А.П. Из записной книжки. Кто что собирает. - М., 1916.

Выставочное пространство, как обычно, невелико; тем сильней эстетический удар от увиденного: концентрация красоты на сантиментр временами зашкаливает до невыносимого.

2.

2. Общий вид на выставочную витрину.

Однако, рассуждая об искусстве переплёта, невозможно обойтись без специальных терминов, которых здесь, как и в любой другой профессии, немало. Для удобства посетителей экспозиция была дополнена схемой, содержащей азы терминологии. В её основу положена схема из книги М.В. Сеславинского "Аромат книжного переплёта" (М., 2008, с. 14-15), уточнённая и переработанная в соответствии с современными ГОСТами.

3.

3. Терминология описания книги и книжного переплёта (схема).

Подзаголовок выставки отражает принадлежность книг к собранию известного коллекционера Алексея Петровича Бахрушина . Биографии собирателя и особенностям его библиотеки мы посвящали отдельный очерк, опубликованный на страницах этого ЖЖ. Любопытных отсылаем к нему, а сегодня перед нами стоит другая задача - максимально полно показать нашим читателям красоту книжного переплёта. Тогда и без слов станет понятно, почему эти книги считаются жемчужинами бахрушинской коллекции.

4.

4. Автограф А.П. Бахрушина.

Конечно, любовь к роскошным изданиям отличала не только Бахрушина, но на примере его коллекции удобно наблюдать планомерный и последовательный процесс отбора книг для личной библиотеки. Перед нами - идеальное совпадение эпохи, личных вкусов собирателя и, не в последнюю очередь, его материальной обеспеченности.
А теперь, после этого отступления, присмотримся к выставке. Первый раздел носит название «Конструкция и техника оформления переплёта».

5.

5. Первая полка экспозиции.

Верхняя и средняя полки посвящены цельным переплётам и тем приёмам, которые использовались в их оформлении.

6.

6. Фрагмент выставки. Цельные переплёты.

Конечно, подавляющая масса переплётов XIX века отнюдь не блещет роскошью. Ниже показан типичный переплёт, характерный как для библиотеки Бахрушина, так и для других частных библиотек. Этот переплёт тоже сделан в переплётной мастерской, но он достаточно дешев, и главное его назначение - обеспечивать сохранность книги.

7.

7. Типичный переплёт библиотеки А.П. Бахрушина.

При создании переплётов изпользовались разные технические приёмы и применялись разные материалы. Тот же цельный переплёт по своему составу мог быть коленкоровым, кожаным, тканевым или картонным.
Коленкор - хлопчатобумажная ткань простого переплетения (миткаль) с крахмально-каолиновым покрытием, получившая широкое распространение в переплетном деле во второй половине XIX - первой половине ХХ в.

8.

8. Коленкоровые переплёты. Фрагмент экспозиции.

9.

9. Пример коленкорового переплёта.

10.


11.

10-11. Переплёт с золотым и чёрным тиснением (общий вид и фрагмент). Букет ландышей под заголовком раскрашен вручную.

Следует оговорить ещё один важный момент. Все наши переплёты делятся примерно поровну - на те, которые были выполнены в типографии и воспринимаются нами как типичная (хоть и красивая) обложка конкретного издания, и на индивидуальные переплёты, сделанные по заказу владельца в какой-нибудь переплётной мастерской. В России переплётное дело начинает развиваться в начале XIX века, но самый его пик, «золотой век» русского переплёта, по мнению М.Сеславинского, совпадает с Серебряным веком русской культуры. А.П. Бахрушин приобретал свои книги и за границей, и в России, но если хотел красиво переплести уже купленную книгу, то шёл, разумеется, к российскому переплётчику.

12.

12. Красочное тиснение на иностранном издании.

13.

13. Красочное тиснение; аппликация.

14.


15.

14-15. Красочное тиснение на русском издании.

Кроме того, практиковалось создание переплётов для наградных экземпляров. На переплёте могло быть отражено, для кого или за какие заслуги подарена книга.

16.

16. Наградной экземпляр из библиотеки А.П. Бахрушина.

17.


18.

17-18. Аппликации на верхней крышке переплёта.

Совсем другой вид у цельных переплётов, сделанных из кожи. Цветовая гамма сужается - зато солидности больше.

19.

19. Вторая полка экспозиции.

20.

20. Кожаные и тканевые переплёты. Фрагмент экспозиции.

21.


22.


23.

21-23. Примеры цельнокожаных переплётов.

На кожаных переплётах также встречаются вставки, блинтовое, золотое и конгревное тиснение.

24.


25.


26.

24-26. Цельнокожаный переплёт со вставкой.

27.


28.


29.

27-29. Конгревное тиснение на цельнокожаном переплёте; на задней крышке вытиснено название печатной мастерской.

Тканевый переплёт, наоборот, кажется уютным и домашним. Его так и тянет взять в руки, испытать на мягкость.

30.


31.

30-31. Цельный тканевый переплёт.

32.


33.

32-33. Цельный тканевый переплёт (общий вид и фрагмент вышивки).

Попадаются, впрочем, тома, которые ни в какую классификацию толком не лезут. Как, например, издание, показанное ниже. Обложка у него бумажная, но книга защищена красивой картонной папкой, которая чем-то напоминает современные суперобложки.

34.


35.

34-35. Предтеча современной суперобложки.

Кстати, о картоне. Переплёты, сделанные из него, называются «картонаж». Такие обложки в массе своей менее долговечны, но при бережном хранении иногда выглядят почти как новые.

36.

36. Картонаж. Фрагмент экспозиции.

37.


38.


39.

37-39. Примеры картонажа.

На той же второй полке есть несколько книг, повёрнутых к зрителю корешками. Корешки бывают гладкие и с бинтами, с разными видами тиснения, а ещё на них иногда попадаются фамилия переплётчика или суперэкслибрис владельца.

40.

40. Книжные корешки. Фрагмент экспозиции.

41.

41. Пример оформления корешка.

Но пора уже переходить на третью выставочную полку, где представлено немало изумительных по красоте составных переплётов. Как явствует из названия, они были созданы с применением разных материалов (например, кожа и ткань, кожа и бумага), реже - из разных видов одного материала.

42.

42. Третья полка экспозиции.

43.

44. Составные переплёты. Фрагмент экспозиции.

К составным переплётам относится то же, что мы выше говорили о цельных. Типичный составной переплёт частной библиотеки мог выглядеть очень скромно. Но без демонстрации такого переплёта наш рассказ был бы неполным. Демонстрируем.

45.

45. Типичный составной переплёт библиотеки А.П. Бахрушина.

А теперь с чистой совестью - к жемчужинам бахрушинской коллекции.

46.


47.

46-47. Примеры составного переплёта.

48.


49.

48-49. Составной переплёт с суперэкслибрисом А.П. Бахрушина.

50.


51.


52.

50-52. Образец составного переплёта (общий вид и фрагмент оформления).

53.


54.


55.


56.


57.


58.


59.

53-59. Очень интересный образец составного переплёта. Мы видим разное тиснение на крышке и на углах переплёта. Изображения во всех четырёх углах тоже разные.

60.


61.


62.

60-62. Образец составного переплёта (общий вид и фрагменты оформления).

63.


64.


65.

63-64. Издание «Русскому солдату о Суворове», переплетённое очень ярко и пёстро. Тот случай, когда оформление не совпадает со смыслом.

65.


66.

65. Образец составного переплёта. Верхняя крышка оформлена под «павлинье перо».

66.


67.

66-67. Образец составного переплёта. Верхняя крышка оформлена под «павлиний глаз».

68.

68. Составной тканевый переплёт (фрагмент верхней крышки).

69.


70.


71.

69-71. Образец составного тканевого переплёта (общий вид и фрагменты).

72.


73.

72-73. Образец составного тканевого переплёта (верхняя и нижняя крышки переплёта).

Со стороны корешка мы на книгу уже смотрели, поглядим и со стороны обреза. Обрезы могли быть простые, золотые, мраморные, тонированные и так называемые торшонированные (с шероховатостями, которые в XIX веке наносили вручную).

74.

74. Книжные обрезы. Фрагмент экспозиции.

75.

75. Мраморный обрез.

76.

76. Золотой обрез.

Но кто же эти замечательные мастера, из чьих рук вышли такие шедевры? Сразу признаемся: об отдельных умельцах известно ничтожно мало. С переплётными мастерскими дела обстоят получше, но, опять-таки, в большинстве случаев известны только биографии владельцев, хотя под их началом, конечно, работал целый коллектив мастеров. На форзацы книг, побывавших в мастерской, наклеивался так называемый «ярлык переплётчика», знак корпоративного труда.
Алексей Петрович Бахрушин особенно часто пользовался услугами двух переплётных мастерских, принадлежавших Адольфу Петровичу Петцману и Теофилу Ивановичу Гагену.

77.


78.


79.

77-79. Ярлыки А.П. Петцмана.

80.


81.


82.


83.


84.

80-84. Ярлыки Т.И. Гагена.

Чаще всего встречаются бумажные прямоугольные ярлычки, реже - ярлыки другой формы и тиснение золотом на подвёртке книги.

85.

85. Ярлык переплётного заведения М.Г. Григорьева.

86.

86. Знак переплётной мастерской А.Шнеля.

Большинство прямоугольных ярлыков наклеивалось на форзацы и нахзацы книг. Наклеивалось аккуратно - куда-нибудь на уголок, потому что форзацы бывали не менее красивы, чем крышки переплёта. Образцы таких форзацев завершают выставку.

87.

87. Четвёртая полка экспозиции.

88.

88. Форзацы. Фрагмент экспозиции.

Специалисты также делят форзацы на разные виды в зависимости от изображения. Форзацы могут быть оформлены под мрамор, под «павлинье перо» или «павлиний глаз», встречаются форзацы с абстрактным рисунком, с геометрическим или растительным орнаментом.

89.


90.


91.

89-91. Форзац, оформленный под «павлинье перо».

92.


93.

93-94. Образцы оформления форзаца «под мрамор».

94.


95.


96.

94-96. Примеры цветочных орнаментов.

97.

97. Орнамент бута, или знаменитый «турецкий огурец».

98.

98. Геометрический орнамент.

99.

99. Растительный орнамент.

100.

100. Женские головки на золотом фоне.

101.

101. Купидоны с музыкальными инструментами.

Завершающим аккордом экспозиции является дублюра - особо оформленная внутренняя сторона крышки переплёта, украшенная в различных декоративных техниках с применением таких материалов как кожа, атлас, муар.

102.


103.

102-103. Примеры дублюр. Фрагменты экспозиции

104.


105.


106.

104-106. Одна из самых роскошных бахрушинских дублюр. Фрагменты обеих сторон верхней крышки переплёта.

На этом наш обзор заканчивается. Заранее извиняемся за возможные неточности: такую тему, как искусство переплёта, одним махом не освоишь и с наскоку не возьмёшь. Конечно, в определении переплётов мы старались, насколько это возможно, придерживаться известных нам терминов, однако была у нашего рассказа и другая цель. Хотелось просто показать нашим читателям, какую книгу чаще всего называют артефактом, и почему её считают предметом искусства и берегут как зеницу ока. Эти книги уже давно пребывают в той области, где хранимое невозможно оценивать в денежных единицах. Они вне оценки, но - внутри истории и культуры. Там они стоят в одном ряду с другими, куда более скромными переплётами, как предмет любования, изучения, уважения. Как наша общая собственность, в конце концов.

доска объявлений, выставки, коллекционеры и коллекции

Previous post Next post
Up