Москва издательская: Август Семен

Mar 22, 2016 20:42

Сегодня мы предложим вашему вниманию рассказ о человеке, внесшем значительный вклад в развитие издательского дела в Москве. На протяжении многих лет он был тесно связан с Синодальной типографией, речь о которой шла в прошлый раз. Для того, чтобы поговорить о нашем герое подробнее, нам придётся на некоторое время удалиться с Никольской улицы и отправиться в Хамовники и на Кузнецкий мост.

Речь идёт об Августе Ивановиче Семене (Рене-Семене), французе, связавшем свою жизнь и свою издательскую деятельность с Россией, в первую очередь - с Москвой.




Август Иванович Семен был одним из крупнейших русских издателей первой половины XIX века. Он родился в Париже в 1783 году, а в Москву прибыл в 1809 году, в качестве сопровождающего оборудования (типографских станов и шрифтов) для издателя князя Николая Сергеевича Всеволожского. С Всеволожскими оказалась связана вся жизнь Семена - он женился на падчерице князя.

Типография Всеволожского начала свою работу в 1809 году. Она располагалась прямо во флигеле княжеской усадьбы. Сейчас усадьба находится в районе Хамовники, но здания, пережившего пожар 1812 года, больше нет - в 2008 году усадьба была полностью разобрана. Позднее вместо неё был построен муляж из современных материалов.



Усадьба Всеволожских. Вид со двора.

Но в 1812 году Августа Семена в Москве не было - вместе с другими иностранцами он был выслан в Нижний Новгород под надзор губернатора. Московский генерал-губернатор Ф.В. Ростопчин в сообщении в Петербург писал так: «Француз Семен - человек хитрый и умный… По найденным у него бумагам несколько лет назад оказался весьма злонамеренным против правительства, но дело сие, способом покровительства, осталось без дальнего следствия. Участие же, приемлемое господином Всеволожским, происходит от связей семейных, ибо Семен женат на дочери его жены».

В Москву он вернулся только в 1814 году и продолжил работать у Всеволожского. Семен был фактором - смотрителем за всеми печатными работами. В 1818 году он был приглашён на должность инспектора Московской Синодальной типографии и проработал в этой должности около 40 лет, до 1857 года. Поступив на государственную службу в 1818 году, он за неполных сорок лет дослужился до чина коллежского советника. В 1827 году его высочайше отметили золотой табакеркой, шесть лет спустя - бриллиантовым перстнем, а в 1837 году Август Семен получил российское дворянство.

По сведениям Б.Л. Модзалевского, Семен одновременно с работой в Синодальной типографии, с 1820 года арендовал типографию Медико-хирургической академии в районе Кисловских переулков. Но книги с упоминанием имени Семена в выходных данных стали появляться ещё раньше: за 1816 год выявлено 2 таких издания, в 1818 году - 20.

Медико-хирургическая академия прекрасно оборудовала свою типографию. Возглавляемая Августом Семеном, она стала лучшей в Москве по качеству полиграфического исполнения. Вероятно, сотрудничество Семена и типографии МХА продолжалось до 1845 года, когда отделение академии в Москве было закрыто.

Собственную же типографию Семен приобрёл в 1828 году, она находилась на Кисловке, в доме Ланга. С 1829 года Семен для продажи в первую очередь собственных изданий открывает свою книжную лавку в доходном доме Торлецкого на Кузнецком мосту (Кузнецкий мост, 20) - самой престижной и модной торговой улице Москвы того времени. Именно сюда в лавку Семена приходил А.С. Пушкин. Позже в том же доме появится книжный магазин И.Готье - основателя целой династии книготорговцев.



Кузнецкий мост в начале ХХ века, дом № 20 - слева.

Семен был постоянно связан с французскими типографщиками. В своей словолитне по образцам Дидо он изготовлял шрифты не только для собственной типографии, но и для продажи, служил посредником между московскими издателями и французскими фирмами.

Издания Семена отличались изяществом шрифтов, изготовленных в его словолитне, и чистотой печати. Его книга «Образцы литер» (1826 г.) до сих пор считается одним из лучших произведений московского полиграфического искусства. «Типография господина Семена отличается и красотою иностранных, и чистотою российских букв», - говорилось в «Путеводителе в Москве» С.Н. Глинки (1824 г.).

Больше половины вышедших из типографии А.И. Семена сочинений были оригинальными. Вместе с тем, значительным было и количество переводов, изданий на европейских языках. Семен издавал и учебники, в основном по иностранным языкам. В 1827 году был напечатан «Словарь российско-польский», составленный Н.Селивановским, сыном другого известного издателя - С.И. Селивановского.




Среди изданий А.И. Семена нет произведений таких западных писателей как Коцебу, Радклифф, Шписс, Зегерс, Лафонтен, зато есть сочинения русских писателей Ф.С. Кузмичева и А.Ф. Вельтмана, чьи сочинения были близки к лубочной литературе. Август Семен приятельствовал с Н.А. Полевым, который печатал у него «Московский телеграф».







Почти все сочинения А.С. Пушкина, печатавшиеся в Москве, вышли из типографии Семена. У него же издавались стихи Баратынского, Жуковского, Д.Давыдова. В типографии Семена в 1833 году было напечатано первое издание комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Особое место среди изданий Семена занимала литература с иллюстрациями. С 1835 по 1843 гг. здесь выходило издание, которое многие называют первым иллюстрированным журналом - «Живописное обозрение достопамятных предметов из наук, искусств, художеств, промышленности и общежития, с присовокуплением живописного путешествия по земному шару и жизнеописаний знаменитых людей, издаваемое Авг. Семеном». Это издание было задумано Н.А. Полевым, ставшим его составителем и редактором.













Деньги для напечатания иллюстрированного издания «Памятники Московских древностей» (1842-1845) были даны князем Д.В. Голицыным. Общество истории и древностей Российских поручило своему сочлену И.М. Снегиреву, давно занимавшемуся историей Москвы, написать «Очерк монументальной истории Москвы», гравирование изображений для этого издания выполнил академик Академии художеств Ф.Г. Солнцев, исполнение же рисунков и печатание книги было поручено А.И. Семену. В издание вошли три плана Москвы, 18 гравированных и литографированных рисунков. Издавалось оно в большую четверку на веленевой бумаге, текст печатался красивыми буквами в два столбца, выходило издание тетрадями, в каждой из которых было «по два рисунка гравированных и по два превосходно отпечатанных красками в Париже». Стоила каждая тетрадь до 4 рублей серебром. Всех тетрадей предполагалось выпустить 10.

1 октября 1846 года Семен продал типографию вместе с остатками всех своих изданий зубному лекарю 1-го Московского кадетского корпуса К.К. Жоли. Типография сохраняла фирму (знак) своего основателя и продолжала печатать начатые им издания. Книги, выходившие после 1846 года, печатались также с указанием: «В типографии А.Семена». Всего из типографии до 1846 года вышло 992 названия, а с 1847 по 1859 - 267.
А.И. Семен к концу жизни вернулся во Францию и умер в 1862 году в Люневиле, 80 лет от роду.

В 1848 году вышла книга с образцами шрифтов с указанием на типографию А.А. Семена, находившуюся на Софийской улице в доме Аргамакова (владение № 4). Это была типография сына А.И. Семена, который родился в 1812 году и работал корректором в Синодальной типографии, там же, где до 1857 года продолжал служить его отец.

Александр Семен продолжил семейное дело. Среди выпущенных им изданий: «Описание Москвы и её достопримечательностей» И.Милютина (1850 г.), «Путеводитель к московской святыне Д.Струкова» (1850 г.), «Областные учреждения России в XVII веке» Б.Н. Чичерина (1856 г.) , «Русское государство в первой половине XVII века: Рукопись времён царя Алексея Михайловича» Ю.Крижанича и др.










В середине 1840-х Александр Семен вместе с сестрой Марией Августовной Гларнер жил на Кузнецком мосту, 11 (бывш. дом Всеволожской). Впоследствии участок был продан, до революции в перестроенном здании находился пассаж Сен-Галли, впоследствии - Московский Дом художника.






Кузнецкий мост, пассаж Сен-Галли в наши дни и в 1903 г.

Москва библиофилов

Previous post Next post
Up