Кушать подано

Oct 11, 2007 12:22

Как известно, аппетит приходит во время еды. Время большого политического обеда уже наступило. Стол из постов и полномочий тщательно сервирован и участники коалиционных торгов тыкают пальцами в меню, прицениваясь к понравившимся блюдам.
Самый завидный аппетит пока демонстрирует главный политический едок страны, - президент. То ли жизнь на голодном постреформенном конституционном пайке полномочий его достала, то ли результаты выборов существенно стимулировали пищеварение главы государства, но фраза о том, что интеллигентный человек должен вставать из-за стола с чувством легкого голода, к нему может быть применена в последнюю очередь.

По чину ли амбиции - другой вопрос. Пока президент нагуливал аппетит во время избирательной кампании, подвизаясь в роли агитатора, оппоненты уже репетировали речи о том, что низкий рейтинг его политической силы является реальным показателем его президентского авторитета. Но на это можно взглянуть и по-другому. Если учесть, что на предыдущих выборах Ющенко за свою партию не агитировал, а на этих агитировал, и набрала она на двадцать шесть сотых процента больше, то «настоящим» рейтингом Ющенко можно считать и эти двадцать шесть сотых процента. Правда, от выборов президент ждал не рейтингового роста, а возможности полнее включиться в политическую игру.

Что и не замедлил сделать, причем в такой форме, будто никакие законы для него не писаны, а те, которые писаны, вовсе не для него. «Золотая акция», которая в прошлом созыве досталась Александру Морозу и погубила его политическую карьеру, сейчас обрела нового владельца в лице Ющенко. Но на владельца она оказывает такое же влияние, как злополучное кольцо в эпопее Толкина на Фродо Бэггинса и прочих, кому удавалось кольцом завладеть.

Никаким боком к созданию коалиции президент у нас формально причастен быть не должен. Другое дело, если он выступает в роли не главы государства, а руководителя одной из партий, прошедших в парламент. А выступает он именно в такой роли. Очереди к Ющенко из представителей прочих политических сил выстраиваются именно как к персонажу, от которого зависит позиция НУНС в коалиционных торгах. Как президент он никаким боком не причастен к назначению премьер-минстра, а как лидер блока, который может дать парламентское большинство той или иной силе - очень даже. Только вот требования со стороны президента выдвигаются с коалиционными торгами несовместимые.

Некоторые регионалы не понимали о чем говорят, когда требовали, чтобы президент поручил их партии, как победительнице выборов, формирование коалиции. Никаких поручений партиям формировать коалиции он давать не должен, согласно нашей Конституции партии занимаются этим самостоятельно. А вот раздает, да еще и сроки выставляет. Тоже, кстати, с Конституцией совершенно несовместимые. Если там отводится месяц на создание коалиции и еще один на формирование персонального состава правительства, то Виктор Андреевич требует уложиться в пятидневный срок. Понятно, что эти требования являются ничем иным, как простым сотрясением воздуха, ибо их невыполнение не повлечет за собой никаких законных санкций. Но все-таки они звучат.

Еще более политически наглым выглядит желание главы государства заграбастать в свою епархию всех силовиков. Если бы речь шла, например, о желании НУНС заполучить все портфели силовых министров в будущем правительстве, ничего странного или особенного в этом бы не было, - торги и торги. Но в нашем случае все сложнее - президент желает назначать силовых министров единолично, причем всех. И это с учетом того, что Конституция предоставляет ему такое право лишь в отношении министров обороны и иностранных дел.

Не ускользнул от алчущего взора демократа, желающего всласть покомандовать, и закон о Кабмине. Виктор Андреевич решительно настаивает на его отмене. Увы, сам он отменить его не может, поскольку в поддержку закона было отдано более трехсот депутатских голосов. Закон и в момент принятия был воспринят президентской стороной в штыки. Там его до сих пор называют неконституционным, хотя никакого решения Конституционного суда по этому поводу не было. Кстати, закон до сих пор ожидает рассмотрения в Конституционном суде в одной очереди с президентскими указами о роспуске парламента, в конституционность которых наивно верит разве что баба Параска. Остальные верят далеко не наивно. Но вот решать вопрос, как это и предусмотрено законодательством, с помощью Конституционного суда президент не желает, а желает он, чтобы депутаты отменили закон сами.

Хуже всего, что эти и прочие им подобные поползновения в «гетьманско-наполеоновском» духе не получают должного и заслуженного отпора от тех, кому адресованы. Вместо того, чтобы решительно пресечь ющенковские попытки оттяпать побольше власти вопреки Конституции, высокие политические стороны готовы демонстрировать всяческое содействие их осуществлению. С одной стороны, потому что хотят сначала получить премьерское кресло, а потом уже спокойно саботировать президентские амбиции, а с другой - потому что их лидеры и сами уже примериваются к деревянной булаве украинского главнокомандующего.
Previous post Next post
Up