Я нахожусь под большим впечатлением. Я потрясен. Я рад и горд. Произошло нечто почти необыкновенное. Я сначала думал, стоит ли писать сюда об этом, анонсировать нечто, ведь есть риск сглазить, потом решил - надо.
Но сперва историческая справка.
В
школе-гимназии №1567 традиционно в первую субботу марта (в этот раз суббота попала на специфический праздник, поэтому все было в пятницу) проходит так называемый Праздник труда, науки и искусства (науку и искусство к вящему удивлению посторонних опускают), к которому почти каждый класс и преподаватель готовят спектакли или что-нибудь представлятельно-развлекательное. Начинается все с утра, а в два часа в зале показывают большой спектакль, поставленный учителем литературы Львом Иосифовичем Соболевым. Лев Иосифович ставит спектакли уже много лет. Лично я помню пятнадцать: семь я смотрел (из них один в записи), в восьми участвовал - от пения в хоре до игры на сцене. При этом только в трех я участвовал, учась в школе, а в остальных пяти, уже закончив, что, на мой взгляд, достаточно показательно. И вообще в спектаклях Льва Иосифовича постоянно принимают участие выпускники - реже играют на сцене, чаще помогают с режиссурой, сидят на звуке и свете, делают музыку. До последнего момента лучшими спектаклями Льва Иосифовича у большинства считались комедии-водевили. Это Фантазия, Недоросль, Женитьба Гусара и Сказка Арденнского леса (Ким по "Как вам это понравится"). Остроумный текст, песни, танцы, яркие актеры, весело, ударно и живо. Но в этом году лично мои взгляды поменялись.
Лев Иосифович решил поставить спектакль по пьесе Тенесси Уильямса "Лето и дым". До этого в течение последних десяти лет он дважды обращался к произведениям более серьезного жанра, чем обычно. "Маскарад" многие расценивают как провал. Напротив, "Ипполит" удался, но, в целом, за счет зрелищности, там была масса спецэффектов, и народ смотрел и поражался, но до сердца этот спектакль, пожалуй, не доходил. Был еще "Пигмалион", который также несколько отличался от традиционных музыкальных комедий, но он все же был смешной и веселый. А тут большинству казалось, что даже если актеры будут играть хорошо, все равно понятно, что спектакль не для школьной сцены, потому что в нем нельзя сразить зрителя энергией, на которой, собственно, все и бывает построено - не на актерском же мастерстве. Лев Иосифович предложил мне спеть в этом спектакле блюз, я согласился и появился 5 марта, за два дня до премьеры. Я увидел, что спектакль выстроен. Я понял, что все (или почти все) хорошо играют, что, кстати, не так уж и часто бывает. Я услышал потрясающую фонограмму (к слову, составил ее
xfqybr). Но я по-прежнему опасался, что зал не примет такого спектакля - длинного (почти два часа), серьезного, полного сложных диалогов о природе чувств. Я помнил последние годы, когда что на тяжелом и медленном "Ипполите", что на смешной и живой "Модной лавке" в зале стоял шум и народ, пришедший поглазеть на одноклассников и поржать, пил пиво. Лев Иосифович понимал мои опасения и считал, что зал безусловно будет покорен через неделю со вторым составом, когда традиционно приходит более взрослый зритель. Все присутствовавшие и участвовавшие недоумевали, зачем он взялся за такой материал, но делали свое дело с небывалой (не только на мой взгляд, но даже и на взгляд Льва Иосифовича) ответственностью (я вспоминал другие спектакли с такими же классами - девятым и десятым - и поражался, насколько никто не позволяет себе и пятой части того, что вытворяли и мы в свое время и многие наши сменщики). В таком настроении прошли два прогона 5 марта. 6 марта была генеральная, после которой и мне, и многим другим казалось, что лучше ребятам уже сделать что-либо сложно, и вся надежда на благосклонность зала.
Часто зал набивается так, что кажется, будто он разросся вширь и ввысь, как будто в нем построили амфитеатр, балконы и бельэтаж. В этот раз, 7 марта, оказались заняты только сидячие места, что, впрочем, было только к лучшему. И зал оказался прекрасный - благодарный и сочувствующий. А спектакль оказался просто потрясающий. И я думаю, что в каком-то смысле его можно поставить выше всех упомянутых ранее искрометных комедий. Всем понятно, как здорово сделать веселый зажигательный балаган с песнями и танцами, когда зал ревет на каждую реплику и аплодирует каждому выходу и номеру. Но насколько ценнее взять зал, играя такую вещь, как "Лето и дым"! Именно тут наступает тот самый пресловутый катарсис. Конечно, нам (хотя мой вклад в спектакль был минимальный, мне все же кажется, что я могу называть этот спектакль и своим тоже, потому что я успел проникнуться им) повезло с залом. Но все совпало не зря - действительно, и актерская игра, и музыка (в особенности фонограмма, о ней ниже... [упд]то есть выше, в смысле потом напишу[/упд]), и сама пьеса, кстати, и зал - все это вряд ли было случайно. Возникло ощущение, что мы чуть ли не впервые вышли за рамки просто школьного спектакля. Я, конечно, пристрастен, но, по-моему, его можно рекомендовать всем как прямо-таки культурное событие. Это, черт возьми, настоящий театр. Который, конечно, давно уже умер, но вдруг в таком месте, как наша школа, обретает настоящую жизнь. И раньше большинство спектаклей Льва Иосифовича были безупречны с точки зрения вкуса, и раньше многие из них были отлично сделаны, надолго запоминались, и именно поэтому народ каждый год приходит участвовать или просто смотреть. Хотел бы пожелать Льву Иосифовичу и всем-всем дальнейших таких побед.
Итак, второй показ спектакля по пьесе Тенесси Уильямса "Лето и дым" состоится в школе-гимназии №1567 (Москва, Кутузовский проезд 10) 15 марта, в субботу, в 16.00.
Все детали, в т.ч. имена участников я думаю назвать, когда мы отыграем во второй раз. А вы приходите обязательно!