С Врубелем у меня связано много личных воспоминаний.
Еще в 79году, когда я приехала в Москву и год готовилась поступать в художественный институт (а начинать приходилось с нуля), то я регулярно посещала Третьяковку. Тогда передо мной стояла практически непосильная задача научится "правильному" рисунку, то есть, - каким-то образом усвоить алгоритмы и последовательность правильного рисования и некие технические секреты этого мастерства. Кое-что было понятно, многое непонятно, но вот Врубель меня просто выбивал из колеи. Я не совсем понимала - как он это все это делает и, главное, - зачем?
Я вот о чем. Рассматривая его работы, я сделала для себя некое странное открытие: оказывается, что пачкая поверхность всевозможными пигментными материалами, можно передавать не только изображение или знак-символ, но и какие-то сложные эмоции, вплоть до страстей и, даже некие послания - сообщения, которые нельзя передать вербально - то есть словами и звуками. Вроде очевидная вещь, но тогда, в 17 лет, для меня это было неким открытием.
Значительно позже я попала на курс лекций Л.Н Ратнер. Блистательный художник и к тому же еще выдающийся искусствовед и философ! Увы, теперь ее нет в живых!
Свою первую лекцию она начала такими словами: "Как вы думаете, зачем художники делают картины, скульптуры, словом, - видимые изображения? Зачем вообще они этим занимаются? Да, и творчество - это что?"
Были разные ответы: для своего удовольствия, для самовыражения, для "творчества" и.т.д...., но чаще говорилось: для того, чтобы нас, то есть публику-зрителей, - развлечь.
И тогда Лилия Николаевна грустно так отвечала: "Вот судите сами: люди бросали свою спокойную и обеспеченную жизнь, кто-то семьи оставлял, большинство художников умирало в нищете; многие, некогда успешные, разорялись, теряли успех, ради поиска новых форм выражения; некоторые сходили с ума; некоторые умирали в психбольницах или кончали жизнь самоубийством ... - и все это лишь для того, чтобы вас развлечь? Согласитесь, несколько завышенная плата за ваше развлечение?"
Я не могу сказать, что лекции Лили Николаевны мне сразу все объяснили, скорее новые вопросы поставили, но вернемся к Врубелю.
Вот как нас тогда учили рисунку. Всякую работу, будь то станковая живопись, панно, графика и.т.д... ну, или вообще любую работу - надо "инженерно выстраивать". (Это еще так и называлось - "строить рисунок"):
1) Продумать композицию: где какие предметы должны быть расставлены.
2) Продумать формат работы и масштаб - соотношение масштабов предметов или фигуры.
3)Правильно выстроить перспективу - это очень важно (перспективы, как мы знаем, бывают разные.)
Я, конечно, могу сейчас много еще по пунктам перечислять то что надо делать и что не надо, - главное одно - ты выстраиваешь в границе одной плоскости некий внутренне логически непротиворечивый изобразительный конструкт. Это важно знать.
И вот я смотрю на работы Врубеля - да, все так, все красиво, все грамотно - колорист и рисовальщик он просто классный! Но тут ты словно видишь некий сбой программы(сбой видимой матрицы реальности), словно ты вдруг застал то самое мгновение, когда иллюзорный мир начинает распадаться, и ты словно заглядываешь за некую перегородку и как-то ясно начинаешь понимать - то, что мы с утра до вечера видим вокруг себя - это всего лишь некие декорации, театральные бутафории, которые вот именно сейчас начинают сыпаться...
Немного жутковато мне становилось. Я помню тогда несколько зачастила в Третьяковку - хотела разобраться.(Надо сказать, что все эти эмоции ощущаешь только когда смотришь работы в подлиннике - репродукции не передают.) Какие-то детали у него сделаны до миллиметровой точности и подлинности, какие-то делаются широкой кистью или мастихином, а некоторые вообще смазаны... Это что вообще происходит? - спрашивала я себя. Было красиво, даже как-то мучительно красиво, но и страшновато тоже.
Я потом стала интересоваться судьбой Врубеля.
Сначала идет вроде бы благополучная жизнь успешного и модного художника: личное покровительство Мамонтова, отбоя нет от заказчиков, газеты пишут о том, какой он тонкий колорист и новатор стиля, да еще и красавец! И, да, - недавно женился на знаменитой оперной приме - Забелле!
Но вот есть только одна небольшая странность у художника - это какая-то непонятная "демонология" - постоянная фиксация: все каких-то духов и демонов рисует, каждый раз все новые эскизы-поиски делает, а потом, уже вроде готовую вещь, заново переписывает. Хотя, мало ли какие чудачества у людей.
Вот его знаменитый " Демон сидячий". Красиво, а по цвету - вообще высший пилотаж: напоминает мерцание драгоценных камней. И еще очень сильный, специфически врубелевский изобразительный прием - мазки словно лепят форму. Некоторая мозаичность изображения
И вот есть еще у художника " Демон летящий". Между ними промежуток - 10 лет. И если перед первым "демоном" он понаделал тонны эскизов-поисков, то последнего он изобразил сразу, вообще без эскизов, словно тот вдруг вынырнул из него на поверхность. Что там произошло?
Потом, уже на выставке, где он выставлял своего очередного "демона", ему что-то не понравилось с цветовым решением, и он, на глазах у всей публики, начинает переписывать свою вещь.
Вообще, что за "демоны" и почему?
Вот немного из Википедии:
"Де́мон ( по гречески: δαίμων (даймон) - дух, божество ) - собирательное название сверхъестественных существ или духов, занимающих низшее по сравнению с богами положение, которые могут играть как положительную, так и отрицательную роль.
У древних греков существовало философское понятие Даймоний. Сократ и его последователи - Платон, стоики и другие, отождествляли с даймонием «внутренний голос» человека, совесть. В римской мифологии им соответствует гений, в христианстве - ангел-хранитель.
Основные сведения о даймонах в древнегреческой классике почерпнуты из «Диалогов» Платона, «Апология Сократа».
Сократ в диалогах говорит, что им руководит «добрый демон» или гений, отвращающий ото зла, и направляющий к добру. Далее этот «демон Сократа» отождествляется с Богом Платона и неоплатоников.
Это рассуждение о природе «даймона» у Сократа и о существовании промежуточных существ между богами и людьми
Последователи Платона и стоики отождествляли с даймоном душу человека, возвращающуюся после смерти в свою стихию."
Что за демоны были у Врубеля я не знаю, но только после 1902 года он уже не работает масляными красками. Начался период психиатрических клиник.
До этого жизнь преподнесла ему несколько ударов: академия забраковала несколько его огромных, уже почти готовых панно, велела снять их с экспозиции (среди них была "принцесса Греза")
"Панно Врубеля чудовищны, необходимо убрать, ждём жюри" - такую телеграмму отправил с выставки Бенуа.
В пяти газетных статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника.
Потом заказчик отверг панно " Утро" - тоже окончательно сработанную вещь. (Совершенно шедевральную, на мой взгляд.) Репин буквально уговорил Врубеля показать это панно на какой-нибудь выставке.
Потом был период тяжелых мигреней, и уже в 1900 году, на сломе века, он сделал свою "Царевну-Лебедь".
С первого взгляда на эту вещь, становится понятно, что не царевна, ни лебедь тут вообще не причем, не о них речь. Это очередная, уже отчаянная попытка заглянуть "за перегородку" и, похоже, что-то он там увидел.
Такой колористики я еще не видела, и вот сейчас, спустя более 40 лет с того момента, когда я впервые увидала эту работу, очень хорошо помню те свои первые эмоции. И это вовсе не "эстетический восторг" или восхищение "цветовой гаммой", нет, - это чувство, скорее похожее на испуг. Словно ты куда-то не туда посмотрел и "это" посмотрело на тебя. ( Помните у Ницше: " И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя.“)
И да, может я повторяюсь, но в репродукциях и на мониторе это все смотреть бесполезно.
И, кстати, - это любимая картина Блока.
Потом у него рождается сын, он берет на себя весь труд по содержанию семьи, так как Забела уходит со сцены. Работает в страшном напряжении по 14 часов в сутки.
"Демон поверженный" - так называлась его последняя масляная живопись.
"Весь поглощённый работой, он стал нетерпимым ко всякой помехе, не хотел видеть гостей и едва разговаривал с своими. Демон уже много раз был почти закончен, но Врубель снова и снова его переписывал" - так писали о нем в своих воспоминаниях его друг Н. Яремич
"Психическое состояние Врубеля непрерывно ухудшалось: появилась постоянная бессонница, день ото дня нарастало возбуждение "
В начале апреля с симптомами острого психического расстройства Михаил Александрович Врубель был госпитализирован в частную клинику.
Действительно, состояние Врубеля с апреля по август 1902 года было настолько тяжёлым, что к нему не пускали даже жену и сестру. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре.
В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники.
После временного улучшения умирает его младенец сын и начался второй кризис.
Потом была клиника Усольцева, где был щадящий режим и где его жена поселилась рядом. Много замечательных работ того периода и даже временная реабилитация.
Потом опять кризис, и его опять помещают в клинику. За этот период он делает несколько блистательных портретов и автопортретов.
Последние 4 года перед смертью художник ослеп и доживал свой век в полном отчаянии и безумии.
На этой выставке хотелось бы особо отметить коллекцию Поморцева. Поморцев - последний врач-психиатор Врубеля. он был очень добр и внимателен к художнику, собрал коллекцию его рисунков и потом подарил их Третьяковке. Я их раньше не видела, - они лежали в запаснике.
P.S.
Друзья, я не знаю что вам порекомендовать. Раньше, когда я писала обзоры, то всегда призывала всех: идите на выставку! А теперь и не знаю. После выставки я почему-то почувствовала какую-то тяжесть и усталость. То ли этот шмон на входе как-то утомил - судите сами: сначала коды проверяют, потом паспорт показывай - зачем-то им возраст мой понадобился или думают, что я код у кого-то сперла? Потом сумки шмонают.
Что за бред кругом?