Я хотела бы рассказать об экскурсии в Топкапы - главном дворце султанов в Стамбуле.
Экскурсию у нас вел интеллигентного вида турок по имени Бора. Человек очень хорошо знал свой материал, много и подробно все рассказывал, время от времени поправляя круглые очки с толстыми стеклами.
Вот главные ворота, через которые въезжал султан, а вот, с обратной стороны, - надпись на арабском, которая благословляла янычар на последний поход.
Дело в том, что перед важными штурмами, все янычары собирались во дворе дворца, получали напутствие и проходили через специальную арку с цитатами из Корана.
Бора много и детально рассказывал о всевозможных формах выражения почтения султану, одна из них - все должны склонить голову, а то и падать ниц задолго до его появления и, главное, не сметь поднимать на правителя глаза. Атрибуты власти.
Дело в том, что большую часть своего времени султан проводил либо в завоевании соседних земель, либо в отвоёвывании от неприятеля уже своих. Остальной период он проводил занимаясь техническими вопросами правления в зале Диван-и-Хумайун (Высшего совета) или за "Вратами счастья" во "Дворце блаженства". Так назывался дворец, где располагался его гарем. Это место, где проживали похищенных и взятые в рабство женщины, смыслом жизни которых была борьба за благосклонность султана. (Очень романтично!)
Поразило количество народу в этом дворцовом комплексе - буквально толпы. Там даже конная милиция была. Тем более было странно это увидеть после практически полупустого Археологического музея - немыслимого по своей роскоши представленных экспонатов. Я до сих пор в себя прихожу.
Разумеется, художественных экспонатов там немало. Но большая часть из них - это разнообразное стрелковое оружие или сабли с кинжалами, все облепленные почему-то драгоценными камнями. Там, например, был кинжал с рукоятью инкрустированной изумрудами величиной с грецкий орех. (Смотрится каким-то безумием). И еще зал механических настольных часов, тоже обложенными всевозможными бриллиантами и изумрудами. А еще там лежала какая-то непонятная брошь с брильянтом 80 каратов посередине и грудой брильянтов вокруг.
Предполагалось, что вид этой бижутерии у нас у всех должен вызывать некий благоговейный трепет. Это у людей, похоже, пунктик такой был - любовь к блестящим камням.
Дальше Бора повел нас в зал приемов, где султан вел заседания, и с тем же благоговением показал золотой трон, который так же был весь облеплен всевозможными камнями (бриллиантами).
С фантазией у людей, похоже, проблемы были.
Потом Бора объяснил, чем вызван успех этого дворца. Оказывается, здесь частично проходили съемки сериала "Великолепный век". Теперь понятно.
(Мне трудно судить о качестве этой продукции, ибо я не смотрела, точнее, - посмотрела 2 минуты и полностью удовлетворилась)
Все-таки надо отдать должное таланту сценаристов: как из довольно жутковатой истории, можно склепать многосерийную развесистую клюкву (пардон, - романтическую историю).
Судите сами, вот подлинная история:
Где-то в районе Галичины, у православного священника Гаврилы Лисовского, во время одного из набегов крымских татар, похищают малолетнюю дочь. Потом, после нескольких перепродаж в городе Кефе (Феодосия), она была подарена султану Сулейману в гарем. Понятно, что история тривиальная и таких как она там было тысячи.
Вот такой вкратце нарратив. Заметьте, я сейчас рассказываю про "счастливую" историю. Потом эта девушка путем невероятных ухищрений и интриг добилась "счастья" и даже родила от султана сына и, после дальнейших неимоверных усилий, - вышла за него замуж! (Это же какое везение то!)
Я вообще-то вот о чем.
В 20 веке жил выдающийся зоолог и зоопсихолог - Конрад Лоренц. Он был так же основоположником науки этологии. Помимо всего прочего, эта наука занимается исследованием инстинктивного поведения у людей и социумов. Это он открыл понятие импринтинга. Так же Лоренц делал сравнительно-этологический анализ форм агрессивного и полового поведения животных и человека.
Иными словами, выводы к которым пришел Лоренс - это любые человеческие сообщества, в том числе и государство, структурируются по тем же принципам, что и животная стая и любая основа древних государств -империй - это животный инстинкт вертикальной консолидации (доминантный инстинкт).
" Принципом упорядочения, без которого, по-видимому, не может развиться организованная совместная жизнь высших животных, является так называемый ранговый порядок." - это цитата.
Словом, то, что мы наблюдаем в стае горилл, например, а именно: доминантный самец, вокруг него - гарем из самок; низкоранговые самцы, демонстрирующие свою покорность, но в то же время мечтающие занять место доминанта, и.т.д..., - все это с точностью до деталей можно наблюдать в любых властных иерархических структурах.
Вроде как ничего нового, сплошная банальность, но только задача всех этих структур в расширении своей социальной базы, то есть в увеличении количества апологетов своей идеи.
И, чтобы как можно больше людей было втянуто в эти игры, для этого и нужна идеология (или имперская национальная идея - это кому как больше нравится)
Так какой вариант? Не помню, кто сказал, что когда дьявол предлагает тебе выбирать из двух зол, то просто - не выбирай. А когда тебя втягивают в чужие мутные игры по невнятным правилам - просто не играй, точнее, - не участвуй.
Ибо не сомневайтесь, что они от тебя будут требовать неукоснительное соблюдение правил, сами же при этом не будут соблюдать никаких.
Я предпочитаю проходить мимо - это чужие игры.
P.S.
Там, кстати на этой территории находится древнейший храм-базилика. Называется храм святой Ирины. В дохристианские времена на этом месте находился
акрополь античного
Византия.
В начале
IV века на территории акрополя на месте руин древнего храма
Афродиты была возведена первая христианская базилика Константинополя -
Церковь Святой Ирины - которая являлась главным храмом города до постройки
Святой Софии. В мае-июле
381 года в нём проходили заседания
Второго вселенского собора. После османского завоевания церковь была превращена в арсенал и стала частью первого двора Топкапы.
А сейчас там голые стены. Хорошо, что хоть это сохранилось.