В журнале r_ray некоторые время назад поднималась интересная тема влияния литературы на неокрепшие детские и окрепшие взрослые умы. И хочется мне поговорить об этом - о формирующей роли художественной литературы (и не только
( Read more... )
Я думаю, что книги иногда вредны даже. Какая-то формула может спокойно врезаться в память и отравлять жизнь. Типа "Никогда ничего не проси, придут и все предложат сами".
Из всех двусмысленных цитат ты метко выбила самую, наверно, противоречивую)) действительно, она так многим западает в память, встречаешь ее где угодно. И непременно потом начинают лететь стрелы, вне зависимости от темы обсуждения. Зачет, в общем, Булгакову, пронял))
Признаюсь как на духу - она для меня не имеет никакого смысла. Я сколько раз перечитывала тот кусок, никак не могла понять, к чему это было сказано и зачем. Знаю и предысторию ("стучите, и откроют вам..."), но все равно каждый раз об нее спотыкаюсь.
"Маленький принц" - просто сборник раздернутых по косточкам цитат без контекста и пониманияю Вертится в голове еще какая-то очень популярная, у которой традиционно обрезают концовку, что полностью меняет ее смысл, но никак не могу ухватить.
Для меня любое действие является маркером "свой-чужой", я постоянно сканирую других людей, и книги - это один из важнейших маркеров.
Я к книгам никогда не относилась, как к развлечению. Для меня книга - это тренажер эмпатии. Единственный возможный для меня способ чтения - с полным погружением, с восприятием прочитанного так, будто это происходит в двух шагах от меня, с попеременным влезанием в шкуру героев, с состраданием такой степени, что повышается температура. Это пропускание через себя другого человека с его мыслями, болями, любовями, страхами и т.д. растягивает душу, как мышцы на тренажере, и душа становится податливее, мягче, чувствительнее к болями и страхам реальных людей. Именно в этом для меня и заключается смысл чтения.
Меня останавливает тот факт, что у всего, что я люблю, масса почитателей. Я очень люблю Терри Пратчетта, язвительный рупор либерального здравого смысла. Поэтому могу предположить, что сталинисты-монархисты и люди без чувства юмора, с косным мышлением его вряд ли любят. Но тех, кто его любит, миллионы по всему миру. И среди них могут быть - наверняка есть - такие сволочи, что любой сталинист-монархист покажется ягненком. Поэтому первое движение - о, Пратчетт! А второе - продолжаем наблюдение.
Возможно, так иначе с более редкими или совсем нишевыми произведениями.
Ты пишешь про повышение температуры - у меня есть похожее ощущение, когда в особо напряженные моменты я начинаю читать так лихорадочно и быстро, что перестаю даже понимать смысл прочитанного, не успеваю сама за собой. Но такое бывает не всегда.
Я в напряженные моменты читаю исключительно медленно и смакую каждое слово. Но я думаю, что ты под напряженными моментами имеешь ввиду сюжет, а я - исключительно внутренние переживания героев, сюжет мне почти не интересен. Когда я начинаю читать книгу, я всегда уже знаю сюжет, узнаю заранее, чтобы не отвлекал от главного - мыслей и чувств героев.
Да, я помню, ты писала, что любишь спойлеры. А для меня это два разных удовольствия - в первый раз снять сливки, насладиться завихрениями авторской мысли, поудивляться-подергаться, а во второй и последующие разы уже наоборот - обращать внимание на детали и мелочи.
Я тоже читаю для развлечения :) Книги помогают мне отвлечься. Если сюжет или атмосфера окажутся захватывающими, то я долго могу думать об этой книге и её персонажах. В каком-то смысле это делает богаче мою реальную жизнь.
Не люблю, когда в книге слишком явно просматриваются авторские тараканы :) Для меня важно, чтобы персонажи казались "живыми", многогранными и реалистичными, независимо от того, в какую эпоху и на какой планете происходит действие. Если персонаж кажется не живым человеком, а частью личности автора, резонирующей его мыслями, то для меня это признак непрофессионализма писателя.
Я еще заметила для себя, что у плохих авторов еще очень просто понять, симпатизируют они какой-либо точке зрения или нет. Потому что у плохих оппоненты обычно выставлены картонными дурашками.
Comments 15
Я думаю, что книги иногда вредны даже. Какая-то формула может спокойно врезаться в память и отравлять жизнь. Типа "Никогда ничего не проси, придут и все предложат сами".
Reply
Признаюсь как на духу - она для меня не имеет никакого смысла. Я сколько раз перечитывала тот кусок, никак не могла понять, к чему это было сказано и зачем. Знаю и предысторию ("стучите, и откроют вам..."), но все равно каждый раз об нее спотыкаюсь.
Reply
Есть еще "Вы ответе за тех, кого приручили". Кредо всех абьюзеров и манипуляторов.
Reply
Reply
Я к книгам никогда не относилась, как к развлечению. Для меня книга - это тренажер эмпатии. Единственный возможный для меня способ чтения - с полным погружением, с восприятием прочитанного так, будто это происходит в двух шагах от меня, с попеременным влезанием в шкуру героев, с состраданием такой степени, что повышается температура. Это пропускание через себя другого человека с его мыслями, болями, любовями, страхами и т.д. растягивает душу, как мышцы на тренажере, и душа становится податливее, мягче, чувствительнее к болями и страхам реальных людей. Именно в этом для меня и заключается смысл чтения.
Reply
Возможно, так иначе с более редкими или совсем нишевыми произведениями.
Ты пишешь про повышение температуры - у меня есть похожее ощущение, когда в особо напряженные моменты я начинаю читать так лихорадочно и быстро, что перестаю даже понимать смысл прочитанного, не успеваю сама за собой. Но такое бывает не всегда.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Не люблю, когда в книге слишком явно просматриваются авторские тараканы :) Для меня важно, чтобы персонажи казались "живыми", многогранными и реалистичными, независимо от того, в какую эпоху и на какой планете происходит действие. Если персонаж кажется не живым человеком, а частью личности автора, резонирующей его мыслями, то для меня это признак непрофессионализма писателя.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment