Уважаемый cheshirskiy_ejj вымучал из меня этот пост.
В североамериканском тракерстве действительно есть масса ньюансов, не очень понятных коллегам из бывшего СССР. Попробую пробежаться по азам. Я не делю на Канаду и Штаты- практически всё одинаково.
У водителя, получившего коммершл драйверс лайсенс (CDL, где-то обозначается буквами, где-то цифрами) есть несколько разных вариантов трудоустройства.
Есть крупные компании, постоянно набирающие новичков, многие бесплатно учат (потом необходимо несколько лет отработать учёбу по контракту). Но, в любом случае, первое место работы-компанейский водитель.
Многие остаются в этой должности до пенсии. Довод- "я ни за что не отвечаю". Любая проблема с техникой- звонок в компанию. Плюсы такой работы- бенефиты (будем рассматривать средние и крупные компании), обычно новая техника, "ни за что не отвечаешь". Минусы- невысокая зарплата. Обычно компанейские водители получают помильно, центов 40 за милю.
Городские- почасово. В крупных компаниях- Кока Кола, Волмарт и т.д. зарплата начинается от 25 долларов в час, плюс переработка.
Затем можно сесть на "хозяйский" трак- кто-то купил свой трак, определил его в компанию и ищет водителя. В данном случае зарплата (помильная) будет выше, чем у компанейского водителя, и плюс в том, что водитель может оформляться как селф эмплоер (т.е. имеет собственный бизнес). В этом случае очень большой простор для списывания с налогов. Списывается всё, что хоть как-то можно прилепить к бизнесу- начиная от одежды,
и заканчивая месячными выплатами на легковой автомобиль и части месячной платы за дом или квартиру. Ещё минус- хоть этот водитель и работает, вроде, в компании, но он
не получает бенефитов, сэйфти бонус (квартальные или годовые выплаты за безаварийную езду).
Затем человек созревает на свой трак. Его можно купить либо взять в лиз. В лиз можно взять в компании, куда устраиваешься, либо на стороне. В этом случае ремонт и обслуживание трака берёт на себя компания, предоставившая его. Всё хорошо, но дорого.
Купили трак, хотим работать в компании. Усть компании (большинство крупных), платящие помильно. Бывает, платят за гружёные и пустые мили одинаково, бывет за пустые- меньше. Такие компании оплачивают страховку трака, все дорожные расходы- толлы, факсы, возвращают всё, что было потрачено на покупки, необходимые для перевозки груза (чаще всего это касается флэтбэдов- открытых трейлеров).
Компания предоставляет пакет бенефитов. Но, в отличие от компанейских водителей, не оплачиваются вдвойне работа по праздникам и нет оплачиваемого отпуска. Свой трак- свой бизнес. Всё, что можно, списывается с налогов.
Второй вариант работы в компании- "на процент". В данном случае водитель получает почти всю сумму, которую клиент, желающий перевезти груз, платит компании, под крылом которой он работает, она лишь берёт 10-15 процентов за то, что нашла груз и гарантирует водителю выплату.В данном случае водитель за всё платит сам- страховка, разрешения на каждый штат, где он работает, все дорожные траты.
Большой минус- водитель не знает, сколько действительно клиент переводит компании-перевозчику за доставку груза, приходится верить на слово,холостой пробег вообще не оплачивается.
Последний вариант- самый крутой. Волк-одиночка. Работает сам на себя.Открывается траковая компания (хоть и с одним траком). Водитель сам ищет грузы, общается с брокерами, за всё платит сам, но и все деньги- его. Это плюс. Но, есть и минусы. Клиент может не рассчитаться, а брокер не гарантирует выплату. Многие компании, желающие перевезти груз, желают сотрудничать с известными, хорошо зарекомендовавшими себя перевозчиками, поэтому переодически бывают проблемы с поиском грузов.
У меня есть знакомые, работающие по всем этим вариантам. После подсчетов всех прибылей и убылей, доход оказывается практически одинаковым (за исключением компанейских водителей). Конечно, очень во многом всё зависит от надёжности трака.
Кстати, забредающий ко мне иногда (видать, по ошибке) qwert14 и есть вышеупомянутый волк-олигарх, перевозящий легковые автомобили на своих траке и трейлере.