Воронежский трамвай после оккупации. Публикуется впервые.

Jan 25, 2012 21:50

Сегодня исполнилось 69 лет со дня освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков. Дата некруглая, но сегодня я решил в честь этой годовщины опубликовать в журнале весьма ценный, на мой взгляд, документ, касающийся жизни Воронежа в военную пору.

В ходе поисков материала для нашей книги мне посчастливилось отыскать почти истлевшую рукописную ( Read more... )

история, трамвай, Великая Отечественная война, Воронеж, наша книга

Leave a comment

Comments 10

goldenval January 25 2012, 19:25:57 UTC
нда-ааа...! фашисты так не уничтожили трамвай, как наши в начале ХХI века...

Reply

grape_frukt January 25 2012, 19:39:23 UTC
Это точно. Уничтожали не так быстро, как фашисты, зато до конца, чтоб следа трамвая не осталось.

Reply


schurik2 January 26 2012, 00:46:29 UTC
Я подсчитал вагоновожатый, да кондуктор, а остальные 20 начальники. Это чтоже по этой справке можно понять, что трамвай бегал по левому берегу с лета до зимы 42 года, если они занимались вывозом оборудования. А может они и на железку становились. Бегали же кукушки по трамвайным путям в правобережье.

Reply

grape_frukt January 26 2012, 20:19:15 UTC
А почему Вас удивляет то, что на вагоновожатого и кондуктора приходится "20 начальников"? Это более чем отрадно! Если бы не это, как бы трамвай смог так быстро восстановиться? В трампарке была военная дисциплина в годы войны. Действовала бригада МПВО и она оставалась на правом берегу до 6 июля включительно! И отступила в полном порядке. Эти люди, позабыв про должности, осень-зиму 1942 года работали на предприятиях области, а потом вернулись в освобожденный Воронеж (в первые же дни!) и всего-то за 4 месяца снова пустили трамвай! Каждый человек из этого списка достоин уважения и почета. Кто-то бежал, а они - нет.

То, что трамвай работал на Левом берегу, никак не следует из этой справки. Люди работали в том числе на демонтаже оборудования ВОГРЭС, в том числе под огнем. Трамвай на Левом берегу не ходил.

Reply

kaankerede January 27 2012, 06:20:48 UTC
По списку видно, что сохранена структура хозяйства, которая при первой возможности ,пополняясь рядовыми сотрудниками, разворачивается в полноценное производство и без промедления начинает функционировать. При этом примечательно, что за восстановление трамвая взялись без проволочек - в день освобождения.

Это пример того, как организовывалась работа советских промпредприятий при освобождении территорий.

Подобное читал про Семилукский завод огнеупоров, когда директор, нач. снабжения и пр. были вызваны в Воронеж из эвакуации еще в начале января или даже в декабре, что позволило уже 25-26 января обследовать территорию завода, оценить разрушения и остатки складских запасов и незамедлительно организовать набор рабочих и начать работы по восстановлению.

Reply

grape_frukt January 27 2012, 14:44:39 UTC
Совершенно согласен.
И нашими трамвайщиками можно только гордиться, потому что летом 1942 года хватало неразберихи и среди военных, и среди гражданских. А уж в условиях такого быстрого продвижения немцев могло быть что угодно. А не окажись в январе 1943-го в этой команде 3-4 "узких" специалистов, восстановление трамвайного движения заняло бы куда больший срок.

Reply


schurik2 January 26 2012, 00:57:47 UTC
Единственное замечание - Воронежец никогда не скажет Кировская улица, а скажет улица Кирова. Спроси у воронежца - где у Вас Кировская и он будет думать. Нюанс воронежский. И еще вспомнил - На третьем маршруте, который ходил до Чернавского моста всегда было много народа. И там постоянно ездил один "глупенький", много их было тогда после войны. И вот он всегда пел песни. Поднимется к Петровскому скверу, пересядет и назад песни петь. Вот так ехали две остановки и песни слушали. Коверкал и слова и в тональности, но пел.

Reply

grape_frukt January 26 2012, 20:23:04 UTC
Кировская улица - так написано в справке. Думаю, что эта справка, написанная в январе 1945 года, рождалась не в тиши кабинетов, а в разбомбленном цеху трампарка. И ошибки объяснимы именно этим. Кстати, ул. Кирова как топоним появилась на момент написания справки всего-то 10 лет назад и новое название было непривычным.
Ул. Степана Разина тоже не всегда была такой. До войны ее то и дело называли ул. Стеньки Разина - даже на официальных картах!

Reply

(The comment has been removed)

grape_frukt January 28 2012, 10:07:24 UTC
В тексте книги мы называем эту улицу "ул. Кирова", поскольку это все-таки географическое наименование. Но вот в данном конкретном документе конкретно Н. Н. Морозов написал "Кировская". Что ж, значит, в разговоре допускалось и такое.
Есть много "народных" и неофициальных названий улиц и районов в Воронеже. Но в книге мы используем все-таки официальные наименования, которые действовали на момент описываемого события.

Reply


kaankerede January 26 2012, 06:11:16 UTC
Отличный документ. Спасибо.

Reply


Leave a comment

Up