В первой части был рассказ о
Магнитогорском металлургическом комбинате(ММК) - градообразующем предприятии города, приведена история первых лет строительства комбината и его текущее положение.
Во второй части история строительства молодого Магнитогорска.
Рождение Магнитки пришлось на конец 20-ых - начало 30-ых годов, время когда страна становилась на индустриальные рельсы, время правления Сталина. История обещает быть интересной.
Город застраивался практически с нуля, в "чистом поле" если так можно выразиться про сложный предгорный рельеф. И в этом "поле" было где разгуляться фантазии сталинских архитекторов. Старой части Магнитогорска позавидуют даже столичные города, ведь сплошной ансамблевой неоклассики в Москве и Санкт-Петербурге не так много. В отличии от Москвы, где архитекторы должны были считаться с прошлой застройкой, градостроители Магнитки могли нарисовать город на чистом листе бумаги. Замечательные ансамбли Минска, Киева, Волгограда и некоторых других городов возникали на месте руин, а Магнитка возводилась на месте без истории.
Общая информация о современном городе.
Современный Магнитогорск расположен в двух частях света - Европе и Азии, по обе стороны реки Урал. Второй город в Росии, расположенный в двух частях света - Оренбург. Население по данным последней переписи порядка 410 000 человек.
История строительства.
Магнитогорск (Магнитка) - крупнейший центр металлургической промышленности в России. Город по праву носит название «стального сердца Родины», ведь большую часть левого берега занимает гигант чёрной металлургии ММК. Строительство и развитие Магнитогорска связано с разработкой железных руд горы Магнитной, близ которой в 1743 году была построена казачья крепость Магнитная - один из опорных пунктов Оренбургской пограничной линии. Официальной датой рождения города принято считать 30 июня 1929 года день прибытия на Магнитострой первого поезда от станции Карталы. Но статус города Магнитогорск приобрел только в 1931 году.
Выжженная солнцем степь стала постепенно превращаться в город начиная с 1935 года. На месте обширных пустырей, где до этого гулял только ветер стоились новые кварталы и цветущие скверы. Но все это было потом, а поначалу, в 1930 году были проекты. Были среди них и весьма странные, неадекватные градостроительным задачам.
Одним из первых был проект «социалистического расселения» под названием «Магнитогорье» от архитекторов Владимирова, Охотовича и Соколова. Эта «кампания» навязывала абстрактную, нереальную и дезурбанистическую схему. Город должен был представлять из себя не просто поселение, а своеобразный город - дорогу. Город Магнитогорск мыслился авторами в виде узкой полосы, тянущейся на десятки километров от металлургического завода. Район проживания рабочих нового города должен был постепенно превращаться в сельскохозяйственный. Никакой выгоды, по сравнению с существующими до этого, подобная компоновка не давала. Скорее как раз таки наоборот. В молодой стране Советов новизна и небывалый размах был в почете. Поэтому данный проект рассматривался на полном серьезе.
Вложенная в курьезный проект «Магнитогорье» идея была подхвачена бригадой архитекторов во главе с Леонидовым. Этот проект уже детализировал идеи предшественников. Так протяженность города - дороги была ограничена 25 километрами. Появилась конкретика: будущий город должен был состоять не из одной полосы, а из трех параллельных. В центре располагаются общественные здания, отгороженные двумя шоссе от двух боковых полос, где размещались жилые дома. Очевидно, что общественные здания, по замыслу архитекторов, должны быть увешаны красными флагами и кумачовыми транспарантами. Все в духе того времени, революционный размах, как говорится, в действии.
Правда, подробные детали проекта, в частности этажность жилых домов и общественных зданий не уточняется. Шоссе должны были служить основными транспортными магистралями, по которым рабочие должны были добираться до работы и обратно домой. Архитекторы нового времени даже не предусмотрели расширения магистралей по мере приближения к промзоне. А это было бы неизбежным, при осуществлении пассажирских перевозок автобусами. В случае пуска трамвайной линии, так же понадобились бы дополнительные развязки и кольцевые остановки. Но подобным «мелочам» не было места. Как и самой основной «мелочи», отправившей проект «Магнитогорье» на свалку истории.
В проекте «Магнитогорье» отсутствовала привязка к местности. Такая особенность Уральских предгорий, как сложный рельеф, делала реализацию проекта невозможной.
Тем временем в Магнитогорске началось строительство. В камне воплощался «первый квартал» нового города Советской России. Закладка фундамента первого капитального дома Магнитогорска была произведена летом 1930.
Угрозой для города были так же иностранные архитекторы, которые в самом начале 30 - х годов пользовались непререкаемым авторитетом.
На строительных площадках нового Магнитогорска трудились Американцы, Голландцы, Китайцы. Но особенно утопическими выглядели идеи немецкого архитектора Эрнст Май.
Главный архитектор Франкфурта-на-Майне, вдохновленный перспективами воплощения своих задумок в социалистических городах, покидает Германию. Май был сторонником дезурбанизации. Он предлагал превратить Москву в деревню. По его замыслу нужно было оставить в существующих границах города административно-деловой центр, а вокруг города создать своеобразные драбанты - города-спутники с малоэтажной застройкой, между которыми располагались зеленые и сельскохозяйственные зоны. В целом его проект развития был довольно типичен для европейских городов, но, никак не подходил для Москвы.
- Капиталистические постройки бесперспективны, а тут я увидел, что у меня будет работа, направленная на улучшение жизни людей, -говорил он в одном из своих интервью. - В коллективной жизни рабочих есть один общий интерес, а потому нельзя допустить, чтобы один человек делал великолепный фасад, а другой - бедный. По-моему, дома должны быть стандартными. Но тогда мы не знали, во что выльется социалистический город. Мы знали, что должна быть принципиальная разница между капиталистическим и социалистическим городами. Этот стиль обязательно должен быть новым. Типовые дома - это функциональный стиль...
В Магнитогорске Э. Май предложил чередовать жилые кварталы и промышленные объекты. При такой застройке рабочие должны были жить в квартале при цехе. Немецкие архитекторы почти убедили тогдашнее руководство города в экономической целесообразности проекта. Такая затратная часть, как городской транспорт, в случае его реализации, была бы попросту не нужна. С точки зрения экологии жилых кварталов - проект был катастрофой. Этот проект не предусматривал возможности дальнейшего развития города. Подобная ситуация не устраивала советскую верхушку.
Вальтер Швагеншайдт из группы Мая сделал проект «барака с растущим благоустройством». На первой стадии это одно помещение с нарами на 222 человека. На третьей - «законченный культурный барак» с уборными, умывальниками и спальнями с кроватями на 100 человек. «Система коридорная. На 38 комнаток всего одна уборная».
Проекты Мая вполне заслуженно был признаны вредительством. Группа Мая вынуждены были проектировать бараки.
А тем временем на левом берегу начали строить район города, которому дали имя Социалистический Город(Соцгородок). К декабрю 1931 на строительстве работают свыше 100 тысяч человек. Ситуация с жильем катастрофическая.
Застройка Магнитогорска проходила в непосредственной близости от комбината. Поэтому город оказался под дымом. Стали видны недостатки планировки города и потому в 1933 году было принято решение о переносе гражданского строительства на правый берег водохранилища. Разработка нового генплана была поручена ленинградскому филиалу Горстройпроекта и осуществлена в 1934 г.(руководитель Б. Данчич). В новом проекте жилая застройка размещалась на берегу водохранилища, вдоль которого намечалось устройство парка. Поперечные бульвары раскрывали выход застройки на акваторию водохранилища. Это решение стало основой последующих градостроительных работ.
Вот как описывает историк и исследователь Магнитостроя Дмитрий Хмельницкий жилищную ситуацию того времени(фрагмент из еще не опубликованной книги, доступен здесь
http://dmitrij-sergeev.livejournal.com/399839.html):
По данным советского издания 1961 г. « в сентябре 1930 г. в Магнитогорске жило окло 30 тыс. человек, в декабре - 60 тыс., весной 1931 г. - 90 тыс., а летом того же года 100 тыс.»
По данным Управления внутренних дел по г. Магнитогорску «...Население на 1.01.1931г. в городе Магнитогорске составляло 22686 человек, к концу года около 24 тыс. <…> В мае месяце 1931 года в город Магнитогорск прибывает первая группа спец. переселенцев и уже на .08.1931 г. их насчитывалось 32680 человек. Из этого можно сделать вывод, что на строительстве города и металлургического завода в основном использовался подневольный труд. Среди переселенцев было большое число раскулаченных, которых по приезду рассортировывали. Способных к труду мужчин направляли на строительные работы. Условия жизни для них создавали весьма ограниченные. Репрессированным даже запрещалось иметь свой огород. Средний срок их жизни был 2-3 года. Такой резкий прирост спец переселенцев весьма осложнял и без того непростую оперативную обстановку в городе. В мае 1934 года, по отчетам, в неволе содержалось 7170 семей, или около 25000 человек. Проживали они в спец. поселках.
По актам прокурорского надзора от декабря 1934 г. и другим документам «...за четыре предыдущих года к Магнитной горе в концлагерь прибыло 32 тысячи политзаключенных, осужденных по 58-й статье. Кроме них на строительстве было 40 - 45 тысяч спецпереселенцев».
В марте 1931 г. население Магнитгорска достигло 83 тыс. человек, общая жилая площадь составляла 160 000 кв.м., то есть 1,9 кв.м. на человека. К январю 1932 г. она уменьшилась до 1,8 кв. м. (196 тыс. чел, 359 тыс. кв. м.)
Цифры показывают, что за 9 месяцев 1931 г. в Магнитогорск привезли 113 тыс человек, на каждого из которых приходилась жилая площадь размером со спальное место.
К январю 1935 г. количество жителей уменьшилось до 154 790, норма жилплощади во всех типах зданий повысилась до 3,89 кв.м. на человека. При этом 16% жителей города жили в «домах», 75% - в бараках, 9% - в землянках.
Во время войны ММК принял и освоил на своей территории оборудование эвакуированных заводов прифронтовых районов, а это немного-немало - 34 предприятия. Это ряд заводовов Украины: Металлургический завод им. Дзержинского (Днепропетровск), Днепропетровский коксохимический завод, «Запорожсталь» и некоторые другие. Московские заводы: «Серп и молот», «Пролетарский труд», «Электросталь», заводы Ленинграда, Тулы, Харькова и много других.
С 1945 года началась застройка правобережья, в основном капитальными домами, часть из которых строилась немецкими военнопленными, военнопленными стран - союзниц Германии. Левобережная и правобережная части города связаны четырьмя магистральными мостами. Работавший в Магнитогорске в годы перестройки американский учёный Стивен Коткин в своей книге «Город стали» назвал Магнитогорск «мавзолеем Сталина». Действительно, город уникальный архитектурный идеологический образец эпохи тоталитаризма.
Проспект Металлургов Магнитогорска и прилежащие улицы.
1. Улица Куйбышева.
2.
3. Дом на улице Калинина.
4. Фасад.
5. Дом, который был построен до 1950 года.
6. Фасад.
7.
Проспект Металлургов - один из красивейших ансамблей. Улица была построена на овраге. Овраг засыпали тысячами тонн скальной породы. Вода может свободно протекать между каменными глыбами, не нарушая целостности структуры всей засыпки. Сейчас, мало кто догадывается, что в десятке метров под сквером течет полноводная подземная река. Причем течет круглый год.
8. Памятник строителям Магнитки. 1966 год.
9. Башня на пересечении Металлургов и улицы Чкалова. Примечательно, что подобные сооружения часто имеют своих двойников. Но эта башня одинока. Возможно, это связано с плохим грунтом на месте симметрии, а, возможно, второй башне не повезло из-за финансовых сокращений.
10.
11. Жилой дом, в котором находится ЗАГС.
12. Эркеры четвертого и пятого этажей облицованы чугунной "вязью". Подобная деталь не встречается нигде, не только в Магнитогорске, так не строили нигде в мире.
13. Элементы фасада.
14.
15. Ворота в город со стороны моста через Урал.
16. Проспект Металлургов, протянувшись на километр с небольшим, при приближении к реке сужается. Именно это сужение должно было защитить обширный сквер от вредного воздействия ветра с комбината. Весьма странная идея, учитывая что загрязненные «приземные» воздушные потоки простираются в высоту на сотню метров и выше. Видимо в интересах реализации «странной» идеи и было застроено пространство, некогда бывшее оврагом.
17. Дом находится в стороне от центральных улиц в достаточно безлюдном месте. Скорее всего дом наградили башней с заделом на продолжение застройки. Но этим домом сталинская застройка заканчивается и начинаются заборы.
18. Квартал 14а, "Немецкие дворики".
19. Достаточно большой и уютный квартал. Дома строились пленными немцами. На данном доме частично утрачен фасад.
20. Дом, в котором долгое время жил А. А. Фадеев. В Магнитогорске он писал роман "Чёрная металлургия". Произведение так и не было окончено.
21. У дома есть брат близнец.
22. Через квартал находится подобный ансамбль, но с менее широкими башнями.
23. Нечетная сторона проспекта застроена интересными домами. Менее строгими и более пластичными, чем по четной стороне.
24. Похожий дом мы уже прошли. Вариация с эркерами, этажностью и деталями фасада.
25. Еще один дом, входящий в ансамбль.
26. Когда-то здесь находился кинотеатр "Комсомолец".
27. Дом с кинотеатром находится в окружении двух домов с башнями.
28. Три дома соеденины арочными переходами.
29. Дом на улице Чапаева.
30.
31. Памятник Серго Орджоникидзе - наркому тяжёлой промышленности, председателю ВСНХ.
32. Школа №4.
33.
34. Ленинградский проспект.
35. Три одинаковых дома на проспекте.
36. Фасад.
37. Вид на Лениградский проспект.
38. Арка между домов.
39.
40.
41. Интересные соединения домов.
42. Два симметричных дома на проспектк Ленина.
43.
44. Улица Карла Маркса.
Левый берег Магнитогорска.
45. Точно такой же, только короче, есть дом на проспекте Металлургов.
46. В годы Великой Отечественной войны из металла Магнитки изготовлен каждый 2-ой танк и каждый третий снаряд.
47. Поздний сталинский ампир. 1957 год. На левом берегу живет архитектура 30-ых-50ых гг.
48. Фасад.
49. Памятник Ленину находится на первой улице Магнитогорска - Пушкинской.
Заключение.
Тоталитарная архитектура красива, но стоит помнить что, те дома, которые приведены в данной статье, были построены для руководящего состава ММК и инженеров. Плохая планировка города, экологические проблемы - последствия решений сталинских архитекторов. Рабочие и строители жили в бараках и в землянках. Смертность среди строителей была высокая. Умирали люди отнюдь не за Сталина, а из-за тяжелых и не человеских условий. И выбора у подавляющего большинства строителей Магнитки не было.
Источники: