Бумага vs Цифра - 1.0 Продолжаем разговор о соперничестве бумажной книги и электронных устройств, а также перспективах цифрового книгоиздания. Сегодня затронем вопрос авторитетов и поиска интересных текстов. Принято считать, что если книга опубликована в настоящем издательстве и вышла на бумаге, то это уже знак качества и некоторый повод, чтобы ее прочесть. Так вот, со всей серьезностью заявляю - на сегодня это уже миф. Выдумка, ложь, фантазии - выбирайте на свой вкус. Многие отличные книги, существующие лишь в электронной версии, на голову превосходят по литературным и развлекательным качествам издаваемое на бумаге нашими АСТ-ЭКСМО-Альфа и т.д.
С учетом того, что текстов в сети становится больше с каждым днем, большинство авторов абсолютно неизвестно широкому читателю, а обложки-аннотации-баннеры сплошь пестрят заманчивыми обещаниями, вопрос выбора - уже сейчас и тем более будет в дальнейшем - чрезвычайно актуален.
Начнем с того, что для электронки не работают варианты:
- "вышло в издательстве Эн". Когда пишут, что книга доступна в "крупнейшем магазине Литрес", мне хочется невежливо расхохотаться. Ибо отбор там еще менее строгий, чем в самом ЭКСМО.
- "вышло в серии Эм". В отличие от бумаги, где количество книг в серии относительно невелико и печать на бумаге все-таки предъявляет иногда определенные требования, в электронке соорудить серийную обложку, в подражание тому же "Фантастическому боевику", раз плюнуть. И опять же это скорее маркетинговые уловки, чтобы привлечь внимание равнодушного посетителя, как и сами обложки.
Далее мы вступаем на зыбкую почву прогнозов или субъективных мнений, не подтвержденных авторитетной (хи-хикс) статистикой. Можно выделить несколько категорий будущих авторитетов:
- "толпа" и "сарафанное радио". Когда книгу/автора начинают упоминать на десятках и сотнях площадок; советовать, хвалить, ругать или спорить о ней - к ней неизменно возникает интерес. Однако спамботы могут идти мимо, поскольку здесь важен элемент общности, дружбы с рекомендателем.
- "эксперты" и "кумиры". Сюда относятся активные блогеры-рецензенты, известные писатели и другие медийные персоны. Имея сформивавшийся и внушительный круг читателей-подписчиков-знакомых, они могут одним упоминание-рецензией-рекомендацией запустить целую волну репостов, отзывов и советов.
- "бестселлеры", "рейтинги" и "топы". Когда человек не хочет разбираться, долго и целенаправленно искать подходящую книгу, он берет то, что лежит на видном месте. Однако есть нюанс - в сети чрезвычайно распространены накрутки и подтасовки, поэтому влиятельность такой рекомендации будет, вероятно, значительно ниже, чем по предыдущим пунктам.
Есть шансы, что возникнут порталы с экспертным отбором текстов, но пока серьезного прогресса в этом направлении не видно. Как правило, все сводится к отсечению явной графомании. Типичные же конвейерно штампуемые романы проходят сквозь сито без проблем.
Резюмируем. Основные факторы для продвижения электронных книг - массовая цитируемость, авторитетные рекомендации, упоминания в списках избранного.
А теперь, предлагаю сравнить наши ожидания и мнения, чтобы выяснить, какие еще возможны авторитеты в плане поиска и выбора электронных книг:)