Как я уже неоднократно обещал, запускаю цикл дискуссионных постов по мотивам текущего сезона премии
"Новые Горизонты". И начнем с не самого известного претендента - романа Алексея Олейникова "Левая рука Бога", который тем не менее дважды номинировался в этом году.
Представление номинатора и отзывы жюри.
Моя рецензия.
Выдвинул роман Владимир Ларионов, охарактеризовав его довольно точно:
"Роман «Левая рука Бога» Алексея Олейникова - социальная антиутопия, тяготеющая к твёрдой научной фантастике, но с определёнными инфернальными допущениями"
Однако в финал текст
не пробился. В частности, Константин Мильчин выразил свое мнение лаконично и невразумительно:
"Витя Малеев в школе, дома и в ближайшем умеренно постапокалиптическом будущем. Снова тень Сорокина возвышается над романом дамокловым мечом. Хотя некоторые языковые находки Олейникова вполне забавны"
Общего в "Витей Малеевым" - разве что школа на заднем плане. Постапокалиптика? Ну тогда и современную Европу можно обозвать постапокалиптической, что уж тут - беспорядки, терракты, беженцы, беспомощность властных структур... Языковые находки, гм, это лишь одна из составляющих социомоделирования, про которое - ни слова не сказано.
А вот с Андреем Василевским я отчасти соглашусь:
"Но дальше автор охладел к социальной составляющей, и увлекся «мистикой». В конце совсем разочарование"
Увы, финал и впрямь получился несколько смазанным, скомканным, без отчетливой идейной формулировки - просто за все хорошее, против всего плохого. Впрочем, подозреваю, что жюри больше интересовали свои, отвлеченно-литературоведческие вещи;) Забавно беспокоится Валерия Пустовая:
"Эта славянская антиутопия становится таким уже общим местом, что, кажется, сами фантасты совокупными грезами ее и накличут".
И часовню тоже фантасты развалили:) Впрочем, также она вроде бы положительно отзывается о романе:
"Живая подростковая повесть - впрочем, для подростков продвинутых, готовых взять на себя ответственность не только за ход апокалипсиса, но и за внезапную беременность подружки. Живые диалоги, интересные характеры, сочетание психологической и социальной драмы - все это вроде бы привлекает"
Но тут же... ругает за отсутствие подлинной мистики))) Так и хочется проверить, один ли текст был у нее и Василевского. Самый комплиментарный отзыв разместил Валерий Иванченко - почти натуральную рецензию-эссе по объему:
"На практике ничего подобного в Отечестве не припомню. Кажется, «Левая рука Бога» (неважное название, кстати) - лучшее, что случилось в этом сезоне премии"
При этом он же точно уловил уязвимость романа - "депрессивный роман о будущем России" - за это я ругал книгу, правда, добавляя, что ей отчетливо не хватает рецепта счастья или более ясного выхода из тупика... Пожалуй, рецензия-пересказ Иванченко вполне подойдет тем, кто не планирует читать всю книгу, но хочет ознакомиться с идеей и сюжетом. По большей часть наши впечатления совпали, но дьявол кроется в мелочах. Так, меня крайне посмешил отзыв Галины Юзефович, а именно данный пассаж:
"Похоже, детей он видел все же не только в телевизоре, и примерно понимает, как они разговаривают, что любят, чего боятся".
Учитывая, что Олейников работает в лицее, регулярно общается с детьми, и вообще-то достаточно премированный автор в области детской литературы, то легкий снобизм Юзефович напополам со снисходительностью неуместен. Тем паче, что Олейников шикарно пишет про детей, реально живо, ярко и зримо. Цикл "Дженни Далфин" я читаю взахлеб, с нетерпением дожидаясь, когда же финальный том с развязкой?! Но вот с затертостью приема "лекций" не поспоришь, да:
"Для того, чтобы ввести читателя в суть происходящего в вымышленном мире, автор в самом начале романа устраивает фронтальный опрос в классе, ритуальностью и бессмысленностью больше похожий на занятие по катехизации в церковно-приходской школе"
С другой стороны, а сколько там всего сюжетов, хи-хикс? Прием с лекционностью/докладом/интервью используется в НФ регулярно, в том числе зарубежном и отмеченном премиями. А уж в антиутопии с нестандартным развитием будущего, где история социально-культурных преобразований играет важную роль, попробуй обойтись без экскурса. А если речь идет про школу, то... ясное дело проще и логичнее использовать антураж на все 100%.
И да, что все так привязались к ретро-новоязу, отсылая его к Сорокину? Других примеров нет, ага? Традиция-то давняя. И такая ограниченность книгозора жюри вызывает... огорчение, хех. Надеюсь, что Олейников напишет еще немало сильных книг, которым больше повезет с премиями и жюри;)