США все-таки доигрались. Великая и единственная сверхдержава треснула по швам, теряя остатки авторитета, расползаясь на соперничающие штаты, спешно выводя базы с чужих территорий. Мечта ура-патриота или антиглобалиста, скажете вы? Отнюдь. Золотько очень четко, ярко и хлестко описывает картину разваливающейся изнутри империи. Описывает настолько честно и объективно, что сразу понимаешь - это подойдет к любой стране. Раз, и появится Зеленая Зона в Брюсселе, Берлине, Пекине, Москве или Киеве. Два, и прибудет международный контингент миротворцев, включая "заклятых друзей". Три, и понятия суверенности и законности станут фикцией, уступая праву сильного. А уж когда в схватке сойдутся сильные...
Перед нами, господа, отличный шпионский роман с элементами журналистской работы - пресс-конференций, расследований и - конечно! - масовых попоек. Главный герой, журналист Михаил Лукаш, слывет веселым, болтливым, нагловатым и чуть глуповатым парнем, но своим в доску. И все у него было хорошо - вечеринки, отель с кондиционером, пока не отправился он за эксклюзивным интервью с предателем родины.
Разговорный стиль повествования облегчает вхождение в атмосферу хаоса. А еще - позволяет автору убедительно показать, как Лукаш "прокачивает" обстановку, анализируя малейшие намеки, оценивая расклад и выстраивая цепочки действий. Получается очень живо и увлекательно. Яркость впечатлений усиливают подробно выписанные процессы распада - крах экономики, ослабление армии, потеря контроля над штатами, уличные беспорядки и этнические чистки. И на этом фоне закручивается шпионская интрига со многими неизвестными.
Грань между научной фантастикой и фэнтези довольно тонка, когда речь заходит о мистических материях. А уж если роман посвящен миру, где демоны регулярно вторгаются в сознание людей, вынуждая их на безумные поступки, то грань растворяется вовсе. Зато хорошо видно, почему "Пандемоний" трудно отнести к удачным книгам, заслуживающим рекомендации, несмотря на весьма многообещающую завязку.
Возьмите комиксную фант-культуру с ее культами супергероев и зачерпните оттуда самые яркие образы. Да, Капитан Америка и Джонни Дымовая Труба и Марвел Бой. Добавьте собирательные образы Ангелочка - милосердной убийцы стариков, Правдолюба - поборника истины, Камикадзе - любителя ужасающих взрывов. И позвольте творить им все, что захочется. Однако, главный герой Дэл не намерен мириться со своим демоном, поэтому его ждет немало испытаний.
Но теперь о плохом. Несмотря на частые появления демонов, все объяснения сводятся к разрозненным выдержкам из теорий Юнга и Фрейда да паре строк из Писания. Никаких попыток предъявить нечто оригинальное нет. Автор предпочитает жонглировать парой гипотез об архетипах, коллективном бессознательном или внутренних мотивах, чем конструировать собственную теорию. А в итоге припорашивает все вздором Глаза Шивы и аналогиями с богами. Скрупулезная фиксация всех мыслей и поступков героя также неоправданна, поскольку опресняет и без того не богатое на эмоции повествование. Материнская любовь, чувство вины - все, что можно выделить. Лишь концовка насыщена красками, словно роман писался ради нее одной. Если так - автор сделал скучный и слабый роман из отличного рассказа.
Итог: ученическая подделка под психо-НФ с примесью комиксов. Оценка: 6