Усвоив дни работы музея Гуггенхайм, мы решили съездить в Венецию ещё раз. Но совершенно случайно в тот же день
Оля тоже собралась выгуливать какое-то количество детей в Венеции, и мы решили совместить. С утра я с Натанкиным гуляю с Олей и девчонками, а Анюта идёт в музей; в обед меняемся, я иду в музей, а Анюта с Натанкиным продолжает «детскую» программу. Как это часто случается, всё пошло совершенно не так, как было задумано - за обедом я познакомился с
Маней, которая каким-то невербальным способом убедила меня, что Гуггенхайм стоит и стоять будет, а вот архитектурное биеннале надо смотреть. По какой-то инерции я отнекивался, но, уже сев в вапоретто на гуггенхайм, передумал и прыгнул на кораблик в совершенно противоположном направлении - к саду и Арсеналу, где стояли основные павильоны.
Первый павильон - Украина. После распада СССР, его павильон на биеннале отошёл России, поэтому Украина выставляется прямо на набережной:
Как следствие - вход бесплатный (вход на основную территорию порядка 25€, к слову - пока что это мой самый дорогой «музейный» билет ;->)
Павильон прекрасный!
Всё крутится вокруг квадрата Малевича. Был лоток с чёрными квадратными перстнями, но как только я склонился рассмотреть - на меня набросилась сидевшая до того в углу собака. Присматривавшая за павильоном девушка оттащила животное и долго по-итальянски то ли извинялась, то ли оправдывала собаку.
А этот перстень с меня ростом:
Русский павильон гораздо больший и без единого стиля, ярмарка. По содержанию напоминает
недавно читанную книгу - имперские символы вперемешку с рекламой. Компании при этом вымышленные, вроде как
на стендах были даже их «представители», но в тот день павильон был пуст.
Дворец пионеров:
Антураж, конечно, вызывающий (обратите внимание на перечёркнутый замок чуждого пионерам Диснея), но это единственное место на биеннале, где было предусмотрено что-то для детей. Им предлагалось лепить из пластилина (сдаётся мне, игрались с пластилином не только дети):
Туристическое агенство - какие родные цвета советской типографии!
Первая ассоциация со словом «Архипелаг» - неужели туристов по лагерям возят? Но нет, предполагается посещение шедевров советской архитектуры. Я бы поехал!
Японский павильон. Очень приятная надпись: трогайте, пожалуйста. только домой не уносите.
План жилого квартала:
Самое классное на таких выставках - ты никогда не знаешь, где граница между фантазией и реальным миром. Где стёб, а где реальные проекты. А где стёб вырос в реальный проект, или наоборот, проект сдулся до уровня стёба. Вот, например, гофрированная труба, от которой можно отрезать кусочек произвольной длины, и построить внутри дом. Автор выпустил
книгу, шаг за шагом показывающую, как самому построить дом. Начиная с приобретения необходимых для строительства дома навыков. Проект на 10 лет.
Корейский павильон мне похвалили на кассе - я явно не успевал посмотреть всё, попросил совета.
Труд Ким Чен Ира настоящий, amazon предлагает даже «избранные места» в французском переводе...
Немецкий павильон отличался минимализмом. На фотографии - рулон с брошюрами:
У Канадского проекта самое красивое название (справа от входа, на
инуитском):
И здание меня поразило - оно построено вокруг деревьев, при этом деревья остались снаружи здания:
Британцы тоже узнаются даже по шрифту:
И с чувством юмора у них всё отлично: «Авиация не только позволила человеку летать. Массовые бомбардировки исторических центров дают нам новый шанс перестроить города, сделать их удобными для современной жизни.» (подпись к иллюстрации, скорее всего, фальшивая):
Французский павильон - самый классный! Они взяли за основу виллу из
фильма Жака Тати, крутили фрагменты фильма, рассказывали о его создании:
(в двух словах: фильм 1958 года, революционная идея автоматического дома, учитывая режиссёра, можно предположить, что автоматизация не везде прошла гладко...)
Ну и самый большой вклад Франции в мировую архитектуру - блочное строительство:
Павильон Чехии сохранил старое название Чехословакии. По-итальянски порядок республик другой: Slovacchiaceco.
Стандартная лазилка чешских детских площадок. Их производство прекращено с падением советского режима, из дворов их тоже постепенно убирают, чтобы дети не калечились.
Прекрасный «дизайнерский» ход - рядом с табличкой «разувайтесь, пожалуйста» поставить пару туфель. Сразу же совершенно другое внимание!
Американский павильон. Огромное количество брошюр о том, что проектировали американские архитекторы. Узнал, что
ГАЗ строили по проекту Форда, и что первые пять лет после запуска завода американцы поставляли чертежи своих моделей:
Израильский павильон узнаётся издалека - на фото единственная полиция, которую я видел за 10 дней в Италии:
Но больше всего мне понравилось кафе:
К сожалению, уже не было времени спокойно посидеть, отдохнуть вдали от суеты выставки...
Пора была возвращаться.