В предыдущей
книге про кино прочитал про стандартные приёмы в сценариях, в том числе про классический Boy meets Girl, сводящийся к следующему:
- Мальчик встретил девочку и полюбил её
- Мальчик потерял девочку и горюет
- Мальчик снова находит девочку и женится
К этой схеме сводится огромное количество сценариев. Вариации лишь в деталях - где встретил? почему потерял? как нашёл?
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/0/0b/Love-actually-movie.jpg)
Я тут же вспомнил наш «новогодний фильм» Love Actually, который есть не что иное, как смесь таких сюжетов. Или - с подачи
skuzn очень просится слово - «калейдоскоп», повторяющий один и тот же сюжет, всякий раз немного поворачивая его другим углом. Какие там сюжетные линии?
- Дэвид встречает Натали, после недоразумения с американским президентом теряет её, увольняя, и находит её в рождественскую ночь (открытка, концерт в школе). Буквальная интерпретация шаблона.
- Джейми встречает Аурелию во Франции (домработница), теряет её в конце отпуска (разъехались по домам), находит её (приехал за ней в Португалию). Ещё одна буквальная интерпретация шаблона.
- Сэм встречает Джоанну в школе, теряет её (она скоро уедет). Первая попытка найти - концерт - не срабатывает. Вторая попытка - в аэропорту - срабатывает, он находит её. Классический шаблон, просто две попытки.
- Дэниэл начинает фильм с потери жены (встреча осталась за кадром). Встреча Кэрол возвращает его в классический шаблон, просто одна «девочка» по ходу фильма заменена другой.
- Колин встречает девочку каждый день, каждую минуту. Его «девочка» - это абстракция «девочки», это все девочки сразу. И каждую же минуту он теряет её. Поездка в Америку даёт нужную развязку: он нашёл девочку, именно такую, какую искал - всех и сразу. Классический шаблон, просто девочка заменена абстракцией.
- Физически Билли Мэк встречает Джо задолго до фильма, но не осознаёт своего чувства. Зато он осознаёт потерю, когда уезжает на рождественскую вечеринку в другое место. Откуда он убегает, возвращаясь к Джо. Классический шаблон, только вместо девочки второй мальчик. Ну и «любовь» можно интерпретировать и как «дружескую привязанность».
- Марк тоже встречает Джульетту задолго до фильма. Теряет её он в момент свадьбы Джульетты с Питером. Находит в момент признания в любви, хоть это и не ведёт в happy end’у. Классический сюжет с трагическим концом.
- Гарри давно женат на Карен. Теряет её он в момент «измены» с Миа. Снова находит в конце фильма, пусть концовка их отношений и непонятна. Классический шаблон.
- Джон встречает Джуди на работе. Можно считать, что теряет её из-за своей застенчивости, но точно находит её в конце фильма. Не совсем классический шаблон (середина за уши притянута).
- Сара тоже встречает Карла на работе. Теряет его после звонков своего брата. И никакого happy end’а даже не предвидится.
Итого что получается? То, что в фильме десять раз показали один и тот же сюжет - в принципе, это совсем не удивительно. То, что авторы попытались немного разнообразить классический сюжет - здесь концовку плохую сделали, здесь девочку на мальчика заменили - это тоже нормально, этого следовало ожидать.
Но что по-настоящему бросается в глаза? То, что в даже по-современному политически корректном фильме, где есть и негры, и «мальчики с мальчиками», и «мальчики со всем, что движется». Даже в этом фильме практически во всех сюжетах главный герой - это мальчик. «Встречает» и «теряет» именно он. А девочки служат красивой декорацией развития героя. Только в одном сюжете главный герой - девочка, это Сара. И именно этот сюжет - совершенно беспросветный. Стоит ли из этого делать вывод «девочка, не вздумай рыпаться! сиди и жди, пока тебя найдёт прекрасный принц»?