Коллекция - Виталий Комар

Nov 14, 2017 09:18

Я практически год не писал о Коллекции, несмотря на то, что с тех пор приезжало множество интересных людей. Наверное, не мог просто так продолжить после выступления Юрия Лейдермана - прочитайте мой старый пост, а если понимаете по-французски, то и видео выступления можно посмотреть. Ну а я, тем временем, перейду к Виталию Комару. Благо ещё до всех этих выступлений я Комара с Меламидом поместил в  тот же пост, что и Лейдермана.




Комар просто хронологически рассказывал о своём (с Меламидом) творчестве. Одна из ранних работ - «Происхождение соц-реализма». Мне она очень понравилась тем, что одновременно показывает, что художники умеют рисовать (сам не знаю, почему мне иногда это кажется важным), а с другой - насколько картина может стать интереснее, если ты понимаешь, о чём она. Соц-реализм авторы рассматривают как очередную мифологию. Причём не оторванную от всего остального, а являющуюся развитием мировой (европейской) мифологии. Слева - прямая смесь двух жанров, соц-реалистический Сталин вписан во вполне классический декор. Справа - версия картины с белой линией, которая концептуально (наконец-то это слово употреблено в прямом его смысле!) отделяет миф от реальности.



Они очень много работали над понятием эклектики. Слева - картина «Первая капля крови», она состоит из трёх разных по стилю частей. Социалистически-реалистический Сталин героическим мечом отсёк совершенно экспрессионистскую руку (здесь Комар что-то прогнал про фрейдистский смысл отрезанной руки - якобы, это страх кастрации). А в третьей части смешение личной истории с историей страны - Комар рассказывает о школьной подруге, обнаружившей свои первые месячные ровно в день смерти Сталина.



Почему они интересовались такой эклектикой? Потому что, говорит, несмотря на публичное её порицание, она была везде. Вот слева - школа Комара, знакомая нам сцена приёма в пионеры. При этом, говорит, вы видите? Совершенно реалистический Ленин на фоне красного треугольника - не придумать лучшего символа для русского авангарда! Совсем не факт, что это было сделано осознанно, скорее даже наоборот. Но именно таким был и есть весь окружающий мир. А справа - изображение школьницы, чьё тело постепенно меняет стиль: совершенно реалистический низ сидит на всё том же (присутствовавшем в каждой школе) бюсте Сталина, геометрический бюст переходит в экспрессионистскую голову, увенчанную фотографией и минималистским полотном.



Или вот, говорит: реалистическая статуя Ленина, но стоит она на кубо-футуристическом пьедестале. Справа - картина Комара и Меламида с эклектическим Минотавром: академическая человеческая часть продолжается экспрессионистской животной.



Здесь он вспомнил иконы петровской эпохи, в которых уже могли быть руки и лица Возрождения, при том что одежда и пейзаж оставались в греко-византийском стиле - вот этот медальон Ленина-Сталина вполне повторяет эту эклектику: вполне реалистические профили на совершенно плоском красном фоне. Справа - двойной портрет Комара-Меламида, только к стандартному советскому стилю они здесь добавили ещё византийской мозаики (распространённой в агитпропе). Именно с этим портретом они вышли на бульдозерную выставку. Портрет там был уничтожен, причём Комар рассказал, как это происходило: его свалил лицом в грязь какой-то мент, схватил картину и собирался сломать её напополам. Комар поднял голову и крикнул «что ты делаешь? это же шедевр!» - и тут, по его словам, мент посмотрел на картину, в лице его что-то таки дрогнуло, и он бросил портрет в стоявшую здесь же мусорную машину не сломанным, а целиком :-)



Мне очень нравится игра Комара и Меламида с официальными плакатами. Стандартный слоган - это белые буквы на красном фоне, восклицательные знаки, профили вождей, вот это вот всё. Слева - настоящие растяжки советской эпохи. Справа - произведение Комара и Меламида, история СССР в популярных лозунгах.



Вот кстати, говорит Комар, «Слава Труду» на фотографии слева мы нарисовали в 1972 году. Советских оригиналов практически не осталось, их ведь никто специально не коллекционировал. Хорошо сохранились только плакаты с подписью «Комар и Меламид». Та же история, что и с писсуаром Дюшана - у кого остался писсуар того времени без подписи художника?



А вот это - «Идеальный лозунг». Именно так видны советские плакаты из проносящегося мимо поезда - ты не видишь текста, да он и не важен, смысл ты и так знаешь.



Эта картина понятна и без объяснения - цензура, молчание, немота, не болтай!



На следующей фотографии молодой Комар рядом с ещё одной картиной на ту же примерно тему, только с дополнительной цитатой, отсылкой к геометрическим абстракциям Малевича. Комар рассказал про картину Малевича справа - якобы тот был анархистом, и на картине изобразил не то столкновение, не то взаимодействие этих двух политических идей.



А вот это очередная иллюстрация, как описание делает прекрасным кажущееся банальным произведение искусства. У греков была техника получения идеальных пропорций человеческого тела. Они брали несколько красивых людей, измеряли разные части их тела и усредняли полученные меры. Комар и Меламид этим же методом сделали «Идеальный документ советского человека». Они взяли разнообразные советские документы, усреднили их размеры - получился почти квадрат. Очевидно, он должен был быть красным.



Ещё одна вариация на тему «Не болтай» - это часть проекта «супервещей для суперлюдей», и я про него ещё напишу, это гениально!



Дальше пошло концептуальное искусство, это - серия «Коды». Каждой букве ставится в соответствие цвет, таким образом записывается - кодируется - текст. В данном случае - статья советской конституции о свободе слова и свободе собраний в СССР:



Здесь они перепутали, как мне кажется, - правые картинки не от тех левых. Слева на следующей фотографии - та самая палитра (в версии с латинницей). А вот справа - перевод правил пользования советским паспортом на музыку, примерно по тому же принципу: каждой букве соответствует нота. Слева на предыдущей фотографии - виолончелистка Fluxus’а исполняет эти правила пользование. Как сказал Комар, получается чистый Кейдж.



Совсем мельком упомянул написанную ими оперу, где Ленин, Дюшан и Дж. Вашингтон спорят, что лучше - революция модернизма, российская революция или американская. На фотографии справа - постановка оперы (это реально поставили!)



Приехав в США, Комар констатировал если не идентичность, то родственность пропаганды этих стран:



И они начали работать над аналогичным переносом в советские реалии актуального в то время американского искусства. На следующей фотографии справа - «Флаги» Джаспера Джонса, слева - «Флаг» Комара и Меламида:



Ещё одна вариация на ту же тему - флаги ялтинской конференции. Причём, заметьте, говорит Комар, на знаменитейшей фотографии слева всё та же концептуальная эклектика. Там изображены слева направо: слуга королевы, демократически избранный президент и кровавый диктатор. Эклектический триптих.



Закончил он своё выступление своей работой, сделанной буквально за несколько недель до этого для NY Times - «Новая Ялта». Меня, конечно же, больше всего заинтересовало, кто это там выглядывает слева от Си Цзиньпина?



Пока я собирался с духом к этому посту, Центр Помпиду (тоже не самые реактивные ребята, при всём моём к ним уважении) успел выложить запись этой встречи, я с удовольствием пересмотрел! Перевод в тот вечер был крайне плохо организован, но за этим маленьким исключением, встреча была прекрасной!

art moderne, centre pompidou, musei

Previous post Next post
Up