Навеяно:
https://danuvius.livejournal.com/965524.html Как я уже не раз писал, современная (привычная нам) христианская картина мира логически противоречива: в ней отсутствует внутренняя целостность, связность сюжета. Это практически не рефлексируется, потому что сами христиане смотрят на эту картину "изнутри нее", как на аксиому, они индоктринированы. А их оппонентам - тем же атеистам, например - эта картина мира вообще неинтересна, потому что для них она просто ложная выдумка. Споры если идут, то по относительно малозначимым вопросам и опять же внутри той или иной "картины". Даже межконфессиональные споры, например споры православных богословов с мусульманскими, по сути своей сводятся к частностям ("был ли Христос Сыном Божиим", "где заповеди добрее - в Коране или в Евангелии" и тп).
Нынешние опасения электронного концлагеря и принудительной чипизации дают неплохую, хотя и частную конечно, иллюстрацию этой проблемы.
Начнем с того, что предполагаемая кампания по нанесению "сатанинской печати", полагается - в соответствии с известным "Апокалипсисом" Иоанна - испытанием для верующих.
Надо сказать, что это очень тяжелое испытание. Как с точки зрения наших преставлений о ходе дела, так и тем более в описании Иоанна, где говорится, что всякий отказавшийся принять печать будет убит. Хардкор, иначе и не скажешь. Не каждый солдат на войне готов пойти на заведомую смерть, тем более не каждый солдат готов ослушаться приказа командования. А тут речь идет об аналогичном испытании для масс обычных людей.
И вот уже здесь возникают сразу три вопроса.
Во-первых, кто там говорил о свободе воли? О свободе выбора? Ребята, свобода выбора - это когда я сам решаю, чего я хочу. Ведь только такой выбор имеет значение с точки зрения оценки человека.
Например, представьте себе - чисто условно - что в Царствии Небесном нужны исключительно творческие личности. Как это проверить? Очень просто: дать людям возможность не заниматься творчеством. И тогда люди нетворческие будут заниматься чем угодно, кроме творчества. А творческие люди продолжат творить. А вот если вы всех людей заставляете рисовать картины или писать романы - иначе они не смогут заработать денег и помрут с голода, то что это за испытание такое? Так творческих людей не выделишь.
И уж тем более, абсурдом было бы, в качестве испытания на творчество, запретить всем писать и рисовать под угрозой расстрела. Типа, кто все равно продолжит и будет расстрелян, или кто убежит в леса и там в землянке будет рисовать при свете лучины - тот и творческий человек. Бред, абсурд.
Во-вторых, на протяжении всей христианской истории, в большинстве случаев христианин мог оставаться христианином совершенно свободно. Исключения бывали, бывали гонения на христиан. Бывали, и нередко - например в Российской империи - обратные ситуации, когда быть христианином это была обязанность, нарушение которой каралось примерно так же жестоко, как непоклонение Зверю в чаемые апокалиптические времена. В связи чем возникает вопрос, а где же тут Бог и где же тут дьявол, да. Но я сейчас не об этом.
Я хочу сказать, что типичный христианин в христианской стране мог совершенно свободно быть христианином. То есть, от него не требовалось проходить столь ужасного испытания, как во времена Апокалипсиса. И возникает вопрос - если люди, которые не проходили испытания смертью или голодом, могли спасти свои души и без него, за что же тогда эти испытания для других христиан? Они в чем-то сильнее виноваты? Да вроде бы нет.
Далее, что это за испытание вообще такое? Скажите мне, вы уверены, что те немногие стоики, кто предпочтут быть казненными Антихристом - это точно самые верующие? А не просто самые упоротые идеалисты? Да среди них запросто может оказаться половина тех, кто религию терпеть не может, а сейчас назло уперся, потому что просто идейно несогласен с таким вопиющим нарушением его прав. А среди убежавших в лес большую часть будут составлять не православные, а параноики-выживальщики, которые только этого и ждали.
Можно было бы счесть Апокалипсис испытанием от Бога, если бы оным богом был Один, и отбор производился бы в Вальхаллу. Тогда те, кто примет печать - те трусы и их в ледяной ад Нифльхейма. Те, кто пойдет на казнь или убежит в лес - тех в чистилище, где не так холодно и иногда можно погреться в костра. А вот тех героев, кто окажет вооруженное сопротивление, воспримет ситуацию как вызов на бой и падет с оружием в руках - тех к себе в Вальхаллу. Так штоле? Вы там ничего с догматами не напутали? :)
Так что это за испытание? Что им проверяется? Согласие с идеями? Любовь? Нет конечно. Если бы я хотел найти сторонников, я бы просто огласил идею, и тех кто с ней согласится, считал бы сторонниками. Если бы я хотел узнать, кто меня любит - я бы отобрал тех, кому нравится со мной находиться вместе. Ну там, в гости ко мне приехать, на шашлыки съездить или в паб схолдить, или хотя бы в интернете пообщаться. Но я не стал бы проверять людей на любовь к себе, угрозой смерти - так можно было бы отобрать разве что моих самых придурковатых фанатиков, и то лишь будь я пророком там или кем-то таким. А не реальным живым человеком.
Вы хорошо знаете, что есть идейные террористы, готовые пойти на смерть за религиозные идеалы - это ли позитивный показатель? У вас он что, такой же?
Едем дальше. Сама картина мира у христиан - это картина, где всемогущий Господь держит в своей руце всю Вселенную, не говоря уже о грешной Земле. Соответственно, Он-де дал людям свободу воли, свободу выбора, свободу совершать дурные или добрые поступки. Дабы понять, кто из них чего хочет, куда стремится. Ну и действительно, ведь не согрешишь - не покаешься. Это не шутка, это реально так. Есть такие дурные поступки, которые конкретному человеку совершать и не хочется. А есть такие, которые хочется - и лишь по их совершении человек в состоянии понять, что ему _таким_ быть не хочется, и тогда человек раскаивается. И тем самым становится лучше, чем был до совершения проступка. Ну и есть те, кто совершает дурное и понимает, что ему это нравится и он продолжает так поступать. "Нечестивый пусть еще делает неправду, а праведник да освящается" - да, как-то так.
И вот эта картина мира, она вроде бы логична и понятна. Но надо понимать, что эта картина по определению не-исторична. Она статична. В ней нет места периодам гонений и периодам свободы веры, а тем более периодам силового насаждения веры и юридической обязанности ходить в храм. В нет места концу истории - этот механизм "отбора подходящих и выбраковки неподходящих" должен работать вечно. Ну или, если Бог в своей неизмеримой мудрости считает достаточным отобрать конечное число хомо сапиенсов, то однажды этот механизм должен быть остановлен, и тогда человеческая история действительно закончится. Но! Просто остановлен: сем спасибо, все свободны. А при чем тут, простите, Апокалипсис?
Зачем устраивать христианам (а тем более атеистам и всем прочим) всепланетный террор накануне завершения истории? Чем виноваты эти люди, в сравнении с предыдущими поколениями? Неужто Бог подобен капризному ребенку, который то играет со своими игрушками, то вдруг начинает их ломать?
Нетрудно понять, что сама концепция "священной истории" и завершающего ее апокалипсиса - по сути своей совершенно аналогична истории обычной, из школьного учебника. Истории, в которой нет всемогущего Бога, а потому-то и происходят в ней постоянные изменения, всякие гонения и войны, расцветы и падения цивилизаций.
История с пришествием Христа, Его уходом, а потом - спустя столетия - торжественным возвращением "в силах" и разгромом всех врагов, разве это история про всемогущего Бога? Это сюжет классического фантастического романа. В котором некоторую планету захватили космические пираты, но однажды туда прилетает прогрессор, приносит какие-то идеи, рассказывает о том, что мол у вас тут все неправильно, тут у вас концлагерь, а вы привыкли исполнять похоти ваших поработителей - но так жить нельзя! А спустя какое-то время пославшая его цивилизация, после пары сотен заседаний конгресса и прочих бюрократических и технических проволочек, собирает военный флот, флот долгие столетия летит сквозь пространство и наконец добирается до планеты, чтобы разгромить злобных пиратов и их приспешников из числа аборигенов, а всех прочих аборигенов освободить.
При таком прочтении, хотя бы получается некая осмысленная картина. Картина, в которой понятны причины проблем, причины временных задержек, причины разгрома "плохих парней", причины того, что "плохим парням" не мешали действовать на протяжении долгого времени и тд. Получается НЕПРИЧАСТНОСТЬ хороших парней, пославших флот, к деяниям космических пиратов, которых они собрались разгромить.
Так нет, логика нашим православным не нужна. У них Бог своими руками громит в пух и прах то, чему сам позволял существовать веками. Наказывает огнем и мечом плохишей, которым Сам ничем не препятствовал тысячелетиями, то есть попросту соучаствовал. Признавал все происходящее полезным и душеспасительным. Включая все действия Антихриста, заметьте. Ну, мог ведь помешать - но не стал, счел что так и надо. Ну окей, а зачем же тогда несчастного Антихриста карать-то? Он же, выходит, полезный помощник!
Ну, парни, имей вы возможность запретить или разрешить чипирование, вы бы его запретили? Отвечайте уже - запретили бы или нет? :)
- Если бы вы его запретили, то почему же Бог не запрещает? Может быть, вы что-то делаете не так? Не идете ли вы поперек воли Божьей? Одумайтесь - ясно же, что это необходимое испытание для христиан, иначе Бог бы его не попустил.
- Если бы вы разрешили чипирование, то вы бы не имели никакого морального права судить тех, кто его придумал и организовал, ибо вы теперь прямой соучастник. Не вам судить тех, кто чипировал людей. Вот и Бог, получается, тоже не сможет, как разрешивший чипирование соучастник.
Вот эти ваши четыре всадника Апокалипсиса - это чьи всадники? Кто будет отвечать за голод, например? КТО БУДЕТ ОТВЕЧАТЬ ЗА ГОЛОД? На Страшном суде? Все причастные - и кто организовывал, и кто разрешение на проведение мероприятия подписывал. А кто подписывал? В вашей картине мира получается, что Бог подписывал. И еще получается, что вы тоже тогда соучастники, как ни странно.
Заметьте, это все не мои гнусные инсинуации. Это ВАША картина мира, это ваши религиозные представления. Я просто протер их влажной салфеточкой, чтобы ярче заиграли самые характерные моменты.