Мне уже неоднократно задавали вопрос "сколько стоит?" Постараюсь ответить на него подробно, избегая величин, напоминающих "суммарную температуру по палате". Этот пост, думаю будет полезен не только тем, кто планирует первое автопутешествие, но и тем кто впервые планирует посетить Нидерланды.
Начнем с того, с чего все начинается:
Визы.
Мы запрашивали визы в визовом центре Королевства Нидерландов. В отличии от посольства, визовый центр берет еще тысячу рублей за обработку документов. Итого 2,400р за заявителя. От сборов освобождаются дети до трех лет, инвалиды и их сопровождающие и еще некоторые группы лиц. Дети, вписанные в паспорт родителя, тоже являются заявителями, кажется, с 2012 года.
Мы запрашивали визу для "частного визита", имея на руках приглашение от гражданина Нидерландов (каждое приглашение стоит 14евро, на каждого приглашаемого по приглашению, + пересылка пакета со сроком не более двух суток - около 60ти евро). Но приглашающий не выступал гарантом, поэтому я положил наши деньги на счет и сделал выписку. Вообще я приехал в банк сделать карту, но оказалось, что именную карту делают неделю. Поэтому было решено заказать карту а деньги были положены на счет, и сделана выписка. Тут, кстати, выражу респект ПСБ за отличный интернет банк.
Кроме того я вычитал, что Нидерланды не подписали Венскую конвенцию и, формально, мои права нового образца там не действуют. Я получил международные права. Это стоит 1000р и около 3-4часов времени. Плюс фоточка (подойдет от загранпаспорта или от визы, я уже не помню). На них так никто ни разу и не посмотрел, но я был спокоен. Вообще, за все время я предъявлял документы лишь дважды: когда въезжал и когда выезжал.
Страховка делается в любой СК, стоит 1евро в день на человека.
Страховка на авто (зеленая карта) стоила мне около 3х тыс рублей. На месяц.
Заполнили заявления, распечатали и подписали. Кстати, в заявлении, в графе о должности я написал Interior Designer (freelance) а графе про место работы вписал домашний адрес. Вопросов не было ни в визовом центре ни где-либо еще. Трепет перед справкой с места работы испытывают только совки и иже с ними.
Итак мой комплект документов выглядел следующим образом:
1 Загранпаспорт
2 Заявление
3 Приглашение
4 Страховка
5 Фоточки
6 Зеленая карта
7 Копия международных и национальных прав и СТС (документа на машину). Я разметил все это на одном листе А4.
8 Выписка со счета
Несмотря на то, что я привез в визовый центр полкило бумаги уже там я сделал еще 51 копию (размножив свои документы на всю семью) и добавил к каждому из членов семье свое "гарантийное письмо".
В визовый центр можно и нужно записаться по интернету. Тогда срок рассмотрения составит 4 рабочих дня. В противном случае оно может растянуться на десять дней. То же касается и посольства. Но в посольство надо записываться за две-три недели, а в центр реально записаться на послезавтра.
Итак мы подали в понедельник а в четверг документы уже были готовы. Мы получили мультивизу на год (при том, что запрашивали разовую на 20 дней, это подарок). Можно собираться в дорогу!
Бензин.
Как я уже писал, мы проехали без малого 7,000км. И сожгли примерно 850 литров бензина. Средний расход за всю поездку составил 12,1л/100км. Сразу скажу, что для нашей "малышки" это невысокий расход. Кажется, он соответствует паспортному расходу в смешанном цикле. В России такой расход можно увидеть только при вялом движении по трассе с двумя полосами в каждую сторону без пробок светофоров и прочего. Я рассчитывал расход исходя из 15литров на сотню, поэтому цифры на бортовом компьютере меня порадовали. Кстати, он был бы еще меньше если бы я не "вваливал" на автомагистралях Польши и Германии, а так же в белке по дороге обратно.
К сожалению всех чеков не сохранилось, а часть бензина была куплена за наличные деньги, но это примерно 55 тыс. рублей. Собственно ради этого и затевалось путешествие на машине. Билеты на самолет, нам обошлись бы минимум в 70, плюс аренда машины...
Цены на бензин в Белоруссии практически такие же как у нас. В Польше и Германии литр 95ого обойдется в 1,63-1,65 а вот Голландии бензин очень дорогой - 1,83 за литр. Кстати цена на трассе может быть выше чем на заправке в деревне. Может показалось, конечно, но похоже что так.
Кстати, в Европе туалеты на заправках платные. Но, в Германии, например, если сначала пописать, а потом заправиться, можно вернуть 50 из 70ти центов, уплаченных за эти услуги.
Платные дороги.
Е30, дорога пересекающая север европы имеет платные участки в Польше. Два участка с оплатой за расстояние и два за проезд. В общей сложнасти - 77 злотых за нашу машину (думаю, она идет как легковая). Это около восьмисот рублей. Это ничтожная цена за возможность не ехать через их деревни и сельские дороги. То есть сельские дороги у них хорошие, но узкие и скоростной режим постоянно меняется от 50 до 90 кмч. Сразу после границы придется проехать по ним чуть более сотни. Я спасся тем, что повис на заднем бампере у какого-то местного. Он знал где радары и тормозил только около них. Дальше идет великолепное шоссе с ограничением в 140, но без камер и полицейских. Часть этого пути я шел 150-160.
В Германии дороги бесплатные. И, конечно, не хуже польских. Там ограничения нет, есть рекомендация ехать 130 и редкие ограничения на "сложных" участках. Сложные - понятие относительное. Да, там придется сбросить аж до 130... для кого-то сложно.
Еще один раз мы заплатили 6 евро за проезд по тоннелю под какой-то водой на границе между Бельгией и Голландией. Туда мы ехали южнее и бесплатно.
Парковки.
Продолжая тему транспорта не лишним будет сказать о парковках. В Голландии они не дешевые. Цена растет по мере приближения к центру города и достигает 5евро в час. Максимальное время парковки при этом может упасть до двух часов. За время нашего пребывания там мы потратили около 70 евро на парковки. Кроме того в Брюгге (Бельгия) я получил штраф за просроченный парковочный талон. Буду ждать счет на почту)))))
Чтобы не платить за парковку в Гааге я ставил машину за 2км от дома, на пустыре. На этом пустыре еще много машин стояло))))
Транспорт.
Кроме того, один раз мы ездили на голландской электричке. В Амстердам и обратно. Стоило это, кажется около 30евро на всех.
А еще арендовали электроскутер для жены. Чтобы она могла передвигаться на нем, а не ходить на костылях. Это обошлось в 200евро из-за того, что ближайшая фирма дающая их в аренду находилась в двухстах км от нас. Так, все местные, которым тяжело ходить получают их бесплатно.
Проживание.
Одна из причин, по которой общая сумма наших расходов не скажет будущим путешественникам ни о чем - проживание. В Голландии мы жили либо у кузины моей жены, в Гааге, либо у наших друзей в очаровательной деревеньке в пригороде Амстердама. Апартаменты мы арендовали лишь трижды. В Познани (Польша) под дороге туда. В Брюсселе. И в Познани по дороге обратно. Но некоторый опыт есть. Все три раза мы снимали не гостиничные номера, а частные апартаменты. Это выгоднее с учетом того, что нас пятеро. В Познани по дороге туда была трехкомнатная квартира в Старе Място (в центре), стильно отделанная с кухней и всей техникой и замороченной парковкой. Стоило это 3,500р за ночь.
В Брюсселе были двухуровневые апартаменты в столетнем домике "в два окна", прекрасно отделанном и очень стильном. Эта ночь стоила 150евро с завтраком. С учетом того, что он был забронирован за несколько часов до заезда, в субботу, в период европейских каникул... можно считать это удачным вариантом. Гостиницы просили минимум 300 евро.
В Познани по дороге обратно, я уже знал что искать. И нашел... половину дома на расстоянии около километра от Е30. За 50евро. Зная что к чему я забил в навигатор ближайший к апартаментам ашан и закупился там едой (в Польше ее практически дают даром, и она очень вкусная).
Во всех трех случаях мы пользовались сайтом букинг.ком.
Музеи.
Точной суммой о расходах на музеи я не располагаю. Но могу сказать, что в Голландии музеи стоят 12,5евро за взрослого (старше 12ти лет) и около 9ти за ребенка (3-12лет). Сумма эта, сначала, показалась мне большой, но после первого посещения я перестал так думать. Их музеи стоят этих денег и будут интересны не только взрослым но и детям. В эту цену входит либо тур с гидом, либо смарткарта, по которой можно получить массу медиаразвлечений (в том числе на русском, как в Мадуродам).
Еда.
И снова общий расход не скажет ни о чем. При каждой возможности мы ели "дома". А такие возможности были. Перекусить и запить это пивом/кофе/колой/какао (там можно два пива за рулем) на пятерых стоило не более 50-55 евро. Самый большой счет был в Брюгге. Там мы и поели и попили, и заплатили чуть меньше сотни с учетом чаевых, за вкусную итальянскую еду. Что по московским меркам совсем недорого (нас пятеро, не забываем). Впрочем, там были рестораны и подороже.
Еда в супермаркетах удивит невысокими ценами, особенно на мясо и молочные продукты. Ну и пиво, конечно. Я брал по акции ящичек (12х0,33) пива за 3,50. После сдачи бутылок и ящика (там их принимает автомат) вообще казалось, что пиво дали бесплатно)))). При этом все очень вкусно.
Польские супермаркеты, даже после Голландии, кажутся дешевыми. Помнится, килограммовый кусок копченой свиньи стоил 7 злотых (меньше 80ти рублей). И пиво у них тоже неплохое.
Оплата картами.
Тем, кто собирается в Голландию следует знать, что за пределами туристических мест действие Мастера и Визы, мягко говоря, ограниченно. Фишка - чисто, голлнандская. У них есть местные карты маэстро, которые выполняют также роль социальных карт, они принимаются повсеместно, а мастер с визой... "Оу-оу, ноу крэдит кардз!". Причем дешевый супермаркет Dirk принимает их (правда съест за это 50 центов), а более дорогой Albert Heijn не принимает вовсе. Но самое неприятное, что они не работают в большинстве парковочных автоматов. В Мёйдене я просил турецких ребят заплатить за меня и отдал им наличные, а уже на следующий день в Гааге, сестра жены платила за ребят из Люксембурга, оказавшихся в такой же ситуации. При этом автоматы в Бельгии принимают все карты и даже не просят пин)).
Граница.
Границу с Евросоюзом мы пересекали в Бресте. Туда очень быстро, примерно, за час. По дороге обратно провели на границе почти шесть часов, но, говорят, это не много. Других границ по дороге не было.
Наверное, это все основные статьи расходов и ньюансы. Общую сумму называть нет смысла, по упомянутой выше причине. Если вы собираетесь ехать - обязательно поезжайте. Это классно. И это проще чем можно себе представить (в нашей семье водитель один).