История советского китобойного флота.

Jan 08, 2010 09:46

Начало. Довоенный период.

Начало отечественного китобойного промысла на Дальнем Востоке России относится к 1850 году, когда была основана "Российско-Финляндская компания". С 1864 года успешно действовало аналогичное предприятие Владивостокского купца О.В. Линдгольма. В 90-х годах. XIX века на Тихом океане появились первые паровые китобойные суда "Геннадий Невельской", "Николай" и "Георгий", специально построенные для этой цели в Норвегии. В 1903 году "Тихоокеанское китобойное рыбопромышленное акционерное общество графа Г.Г. Кейзерлинга и К°" располагало плавучей китобазой "Михаил" грузоподъемностью 5000 тонн. В последующие годы китовый промысел в дальневосточных водах производился иностранными компаниями. По свидетельству Н.В. Слюнина, у берегов Приморской области, в состав которой входила Камчатка, еще в 1889 году было добыто китового жира и уса на сумму 1 280 000 рублей. Этот промысел, не принося российской казне ни копейки, способствовал хищническому истреблению китов. Спустя два десятилетия губернатор Камчатской области, действительный статский советник Мономахов, во всеподданнейшем отчете за 1912-1913 гг. констатировал, что "промысел китов и моржей с каждым годом заметно уменьшается вследствие истребления американцами этих животных...".



Синий кит.

В первые годы после окончания гражданской войны, советское правительство не могло обеспечить китобойный промысел собственными силами. Поэтому 22 мая 1923 года в Москве был подписан концессионный договор с норвежским предпринимателем Х. Христиансеном, согласно которому последнему предоставлялось право ведения промысла всех видов китов в пределах 12-мильной полосы вдоль северных берегов РСФСР, от северного конца мыса Сердце-Камень до мыса Лопатка. Срок концессии был определен в 15 лет и 5 месяцев - до января 1938 года.

1925 год стал первым сезоном работы компании Христиансена, получившей название "Вега". Она промышляла вдоль восточного побережья Камчатки, преимущественно в районах бухт Моржовой и Глубокой. В ее составе работало 4 китобойца и плавбаза "Комодорен I" дедвейтом 9000 тонн. За сезон с июня по октябрь было убито 286 китов, в то время как промысловая программа была рассчитана на добычу 800 животных. Всего было получено 1582.6 тонн жира, стоимость которого составила 200 тысяч долларов (на то время).



На судах флотилии, имевших современное оборудование и снаряжение, работали интернациональные экипажи. Кроме норвежцев, немцев и англичан на китобазе были негры и американские эскимосы, причем последние использовались для самой грязной работы на жиротопне. В сезон 1925 года численность экипажей судов флотилии насчитывала 120 человек. "Вега" была обязана принимать для обучения ведению промысла и обработке китов граждан СССР. В 1926 году, когда суда компании пришли из Мексики в Петропавловск, на них была направлена группа камчатцев.

За сезон 1926 года "Вега" добыла 284 кита, из которых 110 было убито возле Командорских островов. В этом году китобойная флотилия работала в составе шести судов - базы "Комодорен I" и 5 китобойцев. Производственная программа, по заявлению администрации флотилии, выполнена не была. Однако камчатский губревком полагал, что эти сведения были не верны, так как "...завод работал весь сезон без перебоев с полной нагрузкой. Случалось часто так, что из-за невозможности переработки китов срезалось для обработки только сало и прочие особо ценные части кита. Остальное - мясо, кости и прочее выбрасывалось, а между тем завод приспособлен к стопроцентной утилизации животного... Не редкость, когда убивалось до 10 штук китов в день. Максимальная же пропускная способность рассчитана на 5-6 китов...".

Концессионный договор не запрещал охоту на китов вблизи заповедников. Дополнительные соглашения, заключенные по инициативе камчатского губревкома, не позволяли проводить добычу и обработку китов возле мыса Лопатка, Кроноцкого и Карагинского заповедников. Однако они не распространялись на Командорские острова, возле которых летом 1926 года производился основной китовый промысел. Стрельба из китобойных пушек, загрязнение моря и берега нефтепродуктами, а также появление касаток, привлеченных отходами промысла, создавали угрозу для стад котиков и морских бобров.

В 1927 году "Вега" вела промысел китов у берегов Камчатки флотилией, состоявшей из плавучей базы "Комодорен I" и китобойцев "Анадырь" и "Селина". С середины июля по конец октября она добыла 283 кита, из которых было получено около 2600 тонн китового жира на сумму 40.4 тысяч фунтов стерлингов. Деятельность "Веги" закончилась 13 октября постановлением Главконцесскома, в связи с невозможностью компании платить концессионный налог. "Вега" продала плавбазу и оба китобойца компании "Аргентина де Песка" за 1450 тысяч норвежских крон.

Так закончилась попытка ведения китобойного промысла у берегов Камчатки силами иностранной компании.

Практическая организация советского китобойного промысла началась в 1930 году. В плане по распределению средств на капитальное строительство и на оборудование плавучей китобойной базы и приобретение 4 судов-китобойцев, предполагалось выделение 1.4 млн рублей в иностранной валюте. На эти деньги был куплен в США пароход "Глен Ридж", построенный в 1919 году, который намечался к переоборудованию под китобойную базу, и заказаны в Норвегии специализированные китобойные суда. До реконструкции "Глен Ридж", получивший новое название "Алеут", имел длину 115 метров, ширину 16 метров, водоизмещение 10 573 тонн и представлял собой двухпалубный сухогруз спардечного типа.

В начале 1930 года для приемки парохода в американский порт Балтимора был направлен капитан А.И. Дудник. В марте "Алеут" прибыл в Осло.

В течении следующего года в Кронштадтских доках были проведены работы по изменению первоначальной конструкции судна. В нее был внесен ряд усовершенствований.

28 июня 1932 года, "Алеут" под командованием капитана Л.И. Бурхардта вышел из Ленинграда на Дальний Восток в свой первый рейс. На борту находился экипаж численностью 126 человек. В Кильском канале к нему присоединились три судна-китобойца ("Трудфронт", "Энтузиаст" и "Авангард"), специально построенные на норвежской верфи в Тансберге. Суда длиной 37.8 м и водоизмещением 538 т были оборудованы гарпунными пушками и паровыми лебедками и развивали скорость 12.5 узла.

Уже во время перехода на Дальний Восток, 25 октября 1932 года, в районе Ревилья-Хихедо (Тихий океан) были добыты первые два кита и положено начало дальневосточному китобойному промыслу. По пути во Владивосток флотилия добыла еще 20 китов, а 27 февраля 1933 года прибыла в порт, где командование "Алеутом" принял капитан-директор А.И.Дудник. За первый промысловый сезон было добыто 203 кита.



Первый добытый советским китобойцем кит.

В 1935 году объем добычи флотилии "Алеут" достиг 500 китов в год.



"Алеут" у причала.

Первая советская китобойная флотилия недолго входила в состав АКО - вскоре она была передана в Дальморзверьпром. В планах развития рыбной промышленности в четвертой пятилетке (1943-1947 гг.) предполагалось возродить китобойный промысел в рамках АКО. Осуществлению планов помешала война.



"Алеут" в на промысле. Северная часть Тихого океана.

Однако после войны китобойная флотилия продолжила свою работу. В 1956-1958 гг. в течение зимних периодов во Владивостоке силами Дальзавода была произведена модернизация "Алеута", после которой китобаза работала еще десять лет. В 1968 г. "Алеут" и три первых китобойца были списаны.

Послевоенный период. "Слава" и другие.

Новый этап китобойного промысла начался в первые послевоенные годы. По репарациям СССР получил из Германии китобойную флотилию - китобазу с 17 малыми китобойцами-охотниками. Головной корабль имел водоизмещение 28 000 тонн и скорость хода 12 узлов. Малые китобойцы могли развить скорость до 14.5 узлов (кстати, они работали еще на угле, на мазут топки переделали позже). База получила название "Слава".



"Слава" и китобоец-охотник.

В 1946 году, впервые в истории русского рыболовного флота, советская китобойная флотилия "Слава" с основательно снаряженной научной группой отправилась в свою первую антарктическую экспедицию. Повел ее знаменитый ледовый капитан В.М. Воронин, командовавший в прошлом "Сибиряковым" и "Челюскиным". Через много лет его именем будут названы остров в Карском море, бухта и мыс в Антарктиде, улицы в Ленинграде и Архангельске, ледокол на Азове. Старт был дан, советская индустрия промысла китов в Южном полушарии создана.



Китобоец-охотник.

28 января 1947 флотилия "Слава" (китобоец-охотник "Слава-4") добыла первого кита, положив начало советскому китобойному промыслу в Антарктике. Им стал кит финвал, длиной почти 20 метров.



"Слава" в Антарктике.

Промысел в Антарктиде явился делом новым, специалистов, знающих условия района лова, у нас не было. Поэтому в первый рейс для обучения наших моряков пригласили норвежских специалистов. Они работали гарпунерами, мастерами разделки, жиротопления.



Гарпунер за гарпунной пушкой.

Так прошли два рейса. А в свой третий промысловый рейс китобойная флотилия "Слава" вышла укомплектованная только русскими моряками. С Дальнего Востока приехали несколько гарпунеров и специалистов разделки, остальная команда была набрана в Одессе.



Загарпуненные кашалоты перед погрузкой на китобазу.

Наши моряки оказались хорошими учениками. Если в первом рейсе было добыто 384 кита, то во втором - уже 820, а в третьем добыча превысила тысячу китов. Рекордным же стал 17-й рейс - более 2000 китов.



Обложка журнала "Знание-Сила" за 1951 год.

И еще один интереснейший факт. 6 января 1948 года на борту китобойной базы "Слава" в 16 часов 30 минут у супругов Александры и Емельяна Кошелевых родился мальчик. Родившегося назвали Антарктиком.

Будучи серьезным подспорьем для пострадавшего от войны хозяйства в первые послевоенные годы, дальний китобойный промысел давал стране немало ресурсов - жир китов применялся в пищевой, кожевенной, мыловаренной и других отраслях промышленности. Кашалотовый жир - в текстильной, химической промышленности, спермацет кашалота и амбра - в парфюмерии и косметологии. Из мяса китов производили колбасы, консервы, белковые концентраты, из печени - вырабатывали витамины, лечебные препараты. Мука кормовая и упаренные бульонные концентраты добавлялись в корм животных и птиц.



Дом китобойной флотилии "Слава" в самом центре Одессы, на пересечении Дерибасовской и Екатерининской (Карла Маркса). Построен в начале 50-х годов.

В 1956 году в СССР появилось новое поколение китобойцев. Это были мощные дизельные суда, развивавшие крейсерскую скорость 17.5 узлов, они могли без особых проблем действовать в разреженном льду. Теперь киты, даже самые резвые - сейвалы и малые полосатики, - оказались полностью доступны для промысла.

Начиная с одиннадцатого рейса, на борту "Славы" появился поисковый вертолет. К сожалению, в одном из рейсов произошла трагедия - вертолет упал в Тасманово море. Пилот Александр Ищенко и бортрадист Павлом Назаренко погибли.

Да, нелегким был труд в антарктических водах. Поэтому несчастные случаи происходили в каждом рейсе, хотя первая смерть на борту была зарегистрирована лишь в пятом рейсе, уже по пути домой, в Одессу. Всего же 17 человек умерло в рейсах за время работы "Славы". Их могилой стали воды Южной Атлантики.



Встреча "Славы" в Одесском порту. 50-е годы.

Легендарным стало имя врача флотилии, Николая Калиниченко, который помимо того, что спас десятки жизней моряков, во время одного рейса, в шторм, сделал операцию.. сам себе. А еще он разработал на основе спермацета противоожоговые препараты "Спедиан" и "Спедиан-2М".

Значительным событием стал выход в свой первый рейс китобойной базы "Советская Украина" осенью 1959 года вместе с ветераном промысла "Славой".

http://s52.radikal.ru/i137/1001/70/24810e0e806e.jpg

Встреча "Советской Украины" и "Славы" за тысячи миль от Родины.

Новая китобойная база была полностью создана силами отечественных конструкторов и кораблестроителей и спущена на воду со стапелей Николаевского судостроительного завода имени Носенко. Ее водоизмещение - 44900 т, длина - более 200 м, экипаж - 520 человек. Базу сопровождали новые китобойные суда с дизель-электрическими силовыми установками.



Вид китобазы "Советская Украина".

В 1961 году в строй вошел ее двойник - китобойная база "Советская Россия". А в 1963 году на Дальнем востоке вступила в строй китобойные базы "Владивосток" и "Дальний Восток", меньшего тоннажа (26 500 тонн). Они действовали в Тихом океане. Туда же в 1960 году была передана и "Слава", проработавшая на Дальнем Востоке еще почти 10 лет.



"Советская Украина" у берегов Антарктиды.

Еще одна антарктическая китобойная флотилия была создана в Калининграде Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 марта 1959 года. В ее состав входила китобаза "Юрий Долгорукий" и 17 китобойных судов типа "Мирный" постройки Николаевского судостроительного завода им. Носенко на Украине.

Сама китобаза "Юрий Долгорукий" тоже имела немецкое происхождение. Она была построена и спущена на воду в 1926 году с верфи в Гамбурге как грузопассажирское судно и называлось тоже "Гамбург". В апреле 1945 года "Гамбург" был затоплен и лишь в сентябре 1950 года поднят и доставлен для перестройки в Антверпен (Бельгия), затем в ГДР на предприятие "Варноверфь" в порту Варнемюнде. Перестроенное в китобойную базу судно с новым именем основателя Москвы было спущено на воду в марте 1960 года, и прибыло в порт Балтийск, где 20 июня на судне был поднят государственный флаг. В первую экспедицию флотилия вышла 16 ноября 1960 года.

С 1960 по 1975 годы АКФ "Юрий Долгорукий" провела 15 экспедиций в Антарктику, ведя промысел китов во всех промысловых районах южно-полярных вод Атлантического, Индийского и Тихого океанов, не однажды совершая кругополярные рейсы с пересечением линии дат и заходом за Полярный круг. Флотилия была расформирована в 1975 году. К тому времени уже не было смысла иметь такого количество китобойных флотилий, как в 50-60 годах.



Китобойная база "Юрий Долгорукий".

В конце 70-х годов условия китобойного промысла значительно ухудшились в связи с резким уменьшением численности китов. Поэтому в 1982 году Международной китобойной комиссией (МКК) был принят мораторий на китовый промысел, начиная с 1986 года. Большинство стран поддержали его, за исключением Японии, Норвегии, Исландии, СССР и Фарерских островов. Однако фактически СССР прекратил китобойный промысел в 1987 году, когда "Советская Украина" вернулась из своего последнего рейса.

Дальнейшая история китобазы была недолгой. После последнего рейса она была переоборудована под рыбопромысловое судно, подобно другому знаменитому судну - промысловой базе "Восток". Однако вскоре СССР распался, а суда, попавшие в руки жадных дельцов, оказавшихся в руководстве ЧМП в 90-х, большей частью пошли в разделку на металл.



Бывшая гордость китобойного флота ждет очереди отправиться "на булавки". Алиага (Турция)

Так закончилась история советского китобойного флота, который оказал немалую помощь стране в ее первые послевоенные годы для обеспечения ее граждан ценными пищевыми жирами и мясом. Всего же за 25 лет китобойного промысла, с 1947 по 1972 годы советскими китобойными флотилиями было добыто около 125 тысяч крупных усатых китов и кашалотов.

Всему свое время, поэтому прекращение промышленного китобойного промысла было вполне закономерно. Сегодня же, когда численность китового стада частично восстановилась, Россия имеет ежегодную квоту в 140 китов, для коренных жителей Дальнего Востока, для которых добыча китов является частью культурной традиции, образа жизни и значительной частью рациона питания.

И в заключение еще кое-какие факты. Некоторые экологически двинутые граждане часто утверждают, что именно СССР внес самый большой вклад в дело истребления китов в 20 веке.

Так вот, для таких граждан специально привожу пример. В 1962 году в водах Антарктики работали 250 китобойных судов в составе 21 флотилии. Из них лишь 4 флотилии были советскими. Остальные принадлежали Японии, Норвегии, Великобритании и Голландии.

Так что все постарались.

И напоследок - документальные кадры о китовом промысле в Антарктике и встрече китобойцев в Одессе. 50 годы. Песня из фильма-оперетты "Белая акация".

image Click to view

флот, СССР, история

Previous post Next post
Up