Aug 14, 2013 15:14
Если бы я знала, во что именно я собираюсь ввязаться - скорее всего нашла бы поводы не ввязываться...
Предыстория. Февраль 2012 года я провела в Индии, в Институте йоги Аейнгара. Ну вот такой там цикл обучения для преподавателей - месяц. И поскольку под боком не было моих детей, родителей, иных родственников и домочадцев - я вдруг поняла, что нет необходимости что-то кому-то обязательно говорить. И возникла у меня странная идея замолчать на неделю. Скажу сразу - неделю я не выдержала, всего три дня. При этом, поскольку мне надо быть жить " в миру", мне приходилось объясняться с людьми записочками и вообще выглядела я странненько. НО - индийцы меня очень легко понимали, точнее этот мой пост молчания. А одна знакомая спросила - випассана, да? После того, как я начала говорить снова я узнала, что существуют специальные ашрамы, в которых практикуют эту самую випассану - 10 дней молчания.
И замечтала я попасть на такую практику. Но планировать подобное в Индии - настолько мне все же не выключиться из обычной жизни своей. Оказывается в подмосковье есть центр випассаны, и есть расписание проводимых курсов. Вот только записываться на них надо за три месяца, да еще и успеть записаться - запись открывается в 7.00, а в 8.00 - уже закрывается, ибо... все места заняты...
В общем я успела записаться и в конце июля отправилась в подмосковье.
Территория бывшего пионерлагеря. Корпуса, летние, с удобствами внутри, дублируемыми удобствами старого образца на улице. В комнатах по три-десять человек. Отдельно - женская половина территории, столовой, медитационного зала. Отдельно - мужская. Еда вегетарианская. На 10 дней принимается обет молчания (исключения - бытовые вопросы менеджерам курса, вопросы по технике медитации - ассистентам учителя). По сути - на 10 дней - монастырский образ жизни.
Почему бы я не поехала, если бы знала заранее, что именно мне предстоит. Уже на месте я поняла, что не удосужилась даже почитать про то, как именно осуществляется эта практика. Я ехала "10 дней помолчать".
А пришлось еще и медитировать по 10-11 часов в день. То есть сидеть на полу и сосредотачивать внимание на 1) дыхании, 2) ощущениях на носогубном треугольнике включая нос, 3) ощущениях на носогубном треугольке не включая нос, 4) ... это чуть позже. Мой мозг первые дни взрывался - зачем?! и для чего это надо?! и что я должна чувствовать?! и вообще - объясните мне смысл!!! Ну и параллельно отваливались ноги, немели ступни и болели плечи. К чести моей йогой тренированной спины - она не болела.
Много раз я в своей жизни констатировала, что когда выдавали терпение, я явно стояла в другой очереди... Впервые в жизни мне предоставили тренажер для тренировки терпения. Терпеть боль и неудобство сидения, терпеть отсутствие объяснений и целостной картины, которая мне так нужна, терпеть 9 соседок по комнате, терпеть неспешное течение 10 часов медитации... Было тяжко. Хотелось плакать. Хотелось как в детстве сбежать из лагеря к маме - вот уж не думала, что эти эмоции еще во мне остались. А ум, тот самый, который называют суетливым умом-обезьяной - все подбрасывал и подбрасывал картинки того, как меня что в жизни не устраивает - обиды, трагедии, сожаления, тоску и прочее, прочее, прочее, казавшееся бесконечным
Однако к концу третьего дня обиды и прочее...стали заканчиваться. Как будто казавшийся бездонным резервуар оказался не родником, бьющим "всегда", а всего лишь застоявшейся водой, которую просто надо было вылить и просушить чашу...
На четвертый день была рассказана техника випассаны. Не вижу пользы в описании ее словами - потому что, не испытав три первых дня, невозможно понять и для чего вот это все - но без него сей рассказ будет ненужным образом засекречен ))
Випассана - сосредоточение на ощущениях в теле с принятием их такими как есть - без влечения к приятным, без отторжения неприятных. Модель взаимодействия с миром. Внешний мир ежесекундно дает пищу нашим органам восприятия, и ежесекундно же мы оцениваем их как приятные или неприятные. И начинаем реагировать - жаждать приятных, убегать от неприятных.. И оказываемся вовлечены в бесконечный круг страданий - недостатка приятных, наличия неприятных. А наблюдение здесь и сейчас за тем, что происходит БЕЗ реагирования "хочу- не хочу" - и есть путь к уравновешенному уму, который осознает, что и приятное, и неприятное - все пройдет. А значит не стоит ни привязываться к приятному, ни убегать от неприятного - можно наблюдать и принимать то, что есть. Таким какое оно есть.
На следующий день появляется условие три раза в день по часу сидеть, не меняя положение рук и ног (глаза закрыты). Честно - когда услышала это условие в первый раз, ум-обезьяна напомнил, что жгут накладывается на 2 часа, значит, как бы ни онемела нога без движения, за час никакой трагедии не произойдет. Неподвижное сидение создает модель неприятных ощущений, от которых так хочется бежать в жизни. И учит разглядывать боль, неудобство, расчленять это ощущение на составные части, убеждаться, что физическая боль не так страшна, как боль ментальная (ой, у меня болит, мне так плохо и пр.) - и отменять ментальную боль.
Практики випассаны утверждают, что если суметь удерживать состояние уравновешенного ума в настоящем, то во время медитации будут выходить влечения и отвращения прошлого, выходить и отпускать. На моем кратком медитативном опыте - да, что-то подобное происходит - напоминает эффект оплакивания чего-то, когда оплакать навзрыд то, что больно, на следующий день становится легче... и вспоминать... и жить.
Написанное про випассану - те тексты, что попадались мне - утверждают, что это внеконфессиональная практика. Что можно быть христианином, мусульманином, индуистом или иудеем, практикуя випассану. По сути - конечно, да, если воспринимать медитацию, как один из инструментов духовной практики. Но не совсем так, когда на самих курсах випассаны слушаешь час лекции. Текст лекции, конечно, буддистский. И, конечно, випассана в рамках этого текста "единственный" путь к избавлению от страданий и свету. Но в конце концов это - слова. У меня лично не получается всерьез воспринимать слова о единственности пути ни в одной из религиозных концепций, поэтому и здесь они меня не коробили, лишь улыбали.
Вспоминалось из книги "Мир грёз: Записки странника": "Моя религия? Ты спрашиваешь какая у меня религия? Любовь, конечно же. Только любовь. Я не собираюсь одеваться в серьёзные одежды и скрывать в своём сердце ненависть к другим религиям. Я знаю много достойных духовных людей из разных религий. И ещё я знаю, что они ничем не отличаются. Они даже говорят одно и то же, но разными словами. И их религия - любовь" Наверно, потому и я чувствую себя странницей... В завершающий день медитации научили еще медитации, посылающей мир, гармонию и счастье всем живым существам - чтобы достигнутое для себя гармоничное состояние транслировалось и всему остальному миру )))
В день перед курсом каждого студента просят озвучить обязательство оставаться на курсе все 10 дней, сравнивая работу над собой во время этих 10 дней с операцией (нельзя же со стола хирурга встать со словами "я, пожалуй, пойду"...). Из нашего курса (40 женщин, 40 мужчин, плюс те, кто служит на курсе, организуя всю бытовую часть, "старые студенты" ) обязательство не выдержали двое мужчин и одна женщина.
Я рада, что не знала, что меня ждет и все же поехала. Потому что, пожалуй, впервые я увидела и испытала на себе инструмент, позволяющий управлять моими, столь изматывающими меня всю жизнь, эмоциональными качелями. А это дорогого стоит )) для меня.
it's my life,
сотворение себя,
практики,
любить