Совесть, Закон, Благодать. ч.3

Jan 19, 2010 11:20

Преп. Максим Исповедник в вопросоответах к Фалассию (вопрос VI) пишет:
«…Двояк образ нашего рождения от Бога: один дает рождаемым [постоянно] присутствующую благодать усыновления в состоянии возможности, другой же - приводит всю эту благодать в состояние действительности и через нее преобразует нравственно всё произволение рождаемого в отношении к рождающему Богу. Первый образ рождения содержит благодать в состоянии возможности, в одной только вере, другой же - сверх веры, по действенному познанию, осуществляет в познавшем божественное подобие Познанному…
… Итак, хотя мы и имеем Дух усыновления (Рим.8:15), Который есть семя, воспроизводящее в рождаемых подобие Посеявшего его, но, поскольку не представляем Ему своей воли свободной от наклонности и расположения [к греху], то поэтому и после рождения водою и Духом согрешаем по своему желанию...»

Здесь мы видим, что преп. Максим ясно говорит о постоянно присутствующей Благодати в рождаемых водою и Духом (святым Крещением и миропомазанием) как бы в двух образах:
1. в состоянии возможности, когда еще согрешаем по своему желанию;
2. в состоянии действенности, когда произволение наше направлено к Богу.
То есть, все рождаемые водою и Духом (святым Крещением и миропомазанием) должны привести Благодать Божию, дарованную при духовном рождении, в состояние действенности путем отвращения от грехов и исполнением заповедей Божиих (которое выражается в направлении нашего произволения только к Богу).
В состоянии действенности Благодать в рождаемом внутренне «преобразует нравственно всё произволение рождаемого в отношении к рождающему Богу».
А это и есть «процесс» обоживания верующего, который начинается рождением от воды и Духа, проходит в стяжании верующим Благодати Божией до самой смерти тела, а после воскресения тел в Царствии Небесном - раскрывается в верных во всей полноте, когда они уже не действуют, как и говорит преп. Максим Исповедник в вопросоответах к Фалассию (вопрос XXII):
«…В веках же грядущих, претерпевая по благодати преображение к обожению, мы не действуем, а находимся в страдательном состоянии и не перестаем подвергаться обожению…».
Поэтому, наше дело на земле после рождения водою и Духом состоит в сохранении и преумножении (через дела веры) дара Благодати, полученного как залог спасения при Святом Крещении и миропомазании.
И эти дела уже делаются не своими силами (как хотят достичь бесстрастия «буддистомудрствующие»), а именно, силою Благодати Святого Духа.
И эти дела заключаются не в терзаниях, сомнениях, и поисках «истинноправославной юрисдикции», чтобы уже в этой «желанной юрисдикции» самовнушением мечтать, что ты уже как бы в «теле», критикуя всех и всё, что не в этой «юрисдикции»…
А дела эти заключаются в том, чтобы, крепко держась за Церковь Христову, идти скорбным, узким, многотрудным, тернистым путем, постоянно стремясь к совершенству, истинному смирению и кротости, и в нашей немощи уповая только на Божию Благодать, как и учит нас преп. Иоанн Кассиан Римлянин:
«…Итак, поскольку святые чувствуют, что они ежедневно обременены тяжестью земных помыслов, ниспадают с этой высоты духа невольно, даже сами не зная, как увлекаются в закон греха и смерти, и не говоря уже о прочем, даже теми, выше упомянутыми, хотя добрыми и праведными, однако земными делами отвлекаются от созерцания Бога; потому подлинно имеют о чем воздыхать к Богу, имеют из-за чего поистине смиряться и сокрушаться, не только на словах, но с искренним чувством называют себя грешниками и во всем, в чем они, ежедневно побеждаемые немощью плоти, погрешают, постоянно прося прощения и благодати Божией, непрестанно проливают искренние слезы покаяния. Поскольку видят, что их, даже до последнего часа жизни, обуревают те же самые страсти, из-за которых они постоянно сокрушаются скорбью, даже молений своих не могут возносить без смущения помыслов. Итак, опытом познав, что при сопротивлении плоти они не могут достигнуть человеческими силами желаемой цели, не могут по желанию своего сердца соединиться с преимущественным, высочайшим благом; но плененные увлекаются от созерцания Его к мирскому; и обращаясь к благодати Божией, оправдывающей нечестивых, говорят с апостолом: бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодать Божия чрез Иисуса Христа, Господа нашего (Рим 7, 24, 25). Ибо чувствуют, что не могут совершать того добра, которого желают, но делают то зло, которого не хотят и ненавидят, т. е. всегда подвергаются смущению помыслов и заботе о телесных вещах…»
Собеседования XXIII. Глава 10 «Стремящиеся к совершенству истинно смиряются и всегда чувствуют нужду в благодати Божией».

см. ч.1; ч.2; ч.4; ч.5; ч.6:
grgy.livejournal.com/18070.html
grgy.livejournal.com/18428.html
grgy.livejournal.com/335477.html
grgy.livejournal.com/339191.html
grgy.livejournal.com/350223.html

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, Преподобный Максим Исповедник, Думы во Христе

Previous post Next post
Up