Поскольку в своё время я
обещал вам, любі друзі, больше текстов о Карле Марксе, исполняю это обещание - вот вам один такой в меру большой текст. Написан он был довольно давно - аккурат к 200-летнему юбилею Маркса, но, несмотря на это, кое-кому будет полезен и сегодня, ибо в нём разбираются всевозможные ошибки в популярных биографиях персонажа.
Я тут решил полистать Интернет на предмет того, что знает и, соответственно, пишет о Карле Марксе (Karl Heinrich Marx) и его юбилее русскоязычная публика. Решил. Полистал. Погрустил. Собственно говоря, особых иллюзий у меня не было: то, что в России труды Маркса издавались, как пирожки в базарный день, ни для кого не секрет, равно как и то, что широкая публика о знаменитом немце ничего не знала, да, по правде сказать, и не стремилась узнать, воспринимая его в ироническом ключе. Даже для партийных бонз такой подход был не нов.
В книге своих воспоминаний «Записки последнего сценариста» известный кинодраматург и участник трио создателей советско-германского телесериала «Карл Маркс. Молодые годы» Анатолий Гребнев
следующим образом описал этот парадокс:
«... нашего (Телевизионного. - Пан Гридь) Маркса начальство нынешнее (1970-ых годов. - Пан Гридь) отнюдь не жаловало, относясь к нему с раздражением или, по крайней мере, с юмором. Что поделаешь, великий основоположник давно уже был в массовом сознании фигурой анекдотичной. Сам он обмолвился когда-то по поводу трагедии, которая во второй раз звучит, как фарс. Легендарная борода на портретах, ещё кое-где сохранившихся, навевала лишь тоскливые воспоминания о зачётах по марксизму-ленинизму у тех, кто их когда-то сдавал. Наши правители не составляли здесь исключения. Судя по тому, что сказал Кулиджанову Брежнев, позвонив ему после просмотра фильма, вожди КПСС имели о Марксе такое же смутное представление, как и простые смертные. Похоже, в стране уже и не осталось относившихся к нему всерьёз...».
Карл Хайнрих Маркс. Фотография Джона Джабэза Эдвина Пэйзли Мэйолла (John Jabez Edwin Paisley Mayall), до 24-го августа 1875 года.
Тем не менее, даже со скидкой на советское прошлое я не ожидал той дремучести, которую обнаружил, воспользовавшись Гуглом. Два примера, каждый из которых выдаёт не просто незнакомство авторов реплик с биографией Маркса (Бог с ним, с Карлом Хайнрихом! это ещё как-то можно пережить), но их тотальную безграмотность и дремучесть.
Сперва я набрёл на заметку всем известного топ-блогера, а по совместительству «эксперта» по политическим и военным вопросам и поборника массовых расстрелов из славного града Севастополя, с претенциозным названием «Почему Маркс актуален спустя 200 лет». Надо отдать должное: практически сразу нашёлся комментатор, коий весьма доходчиво пояснил автору вопроса, в чём тут дело: «Потому что количество дебилов, которые ведутся на эту разновидность религии по-прежнему актуально». Вообще, нужно признать, что в последние годы безоговорочная приверженность человека к левой идеологии - это не маркер его гражданской позиции, а скорее тавро на шкуре. Он ведь, как правило, и Маркса-то не открывал, зато проповедует его идеи «в перепеве Рабиновича».
Впрочем, не о том речь. В комментариях к этой записи появился весьма интересный экземпляр, хотя и не из «красных», а очень даже наоборот, который и заинтриговал меня уровнем своего невежества. Собственно, вот три первых же предложения из реплики упомянутого персонажа, имя которого нехай останется для почтенной публики неизвестным (ибо мозги нужно загружать знаниями, а не засорять их именами всяческих неучей): «Маркс был русофобом. И это не удивительно. Как гражданин Германии, постоянно находившейся в конфронтации с Россией...».
Вот на этом самом месте у пана Гридя едва не приключились несварение мозгов и запор мыслей в одном флаконе, ибо образованный человек может не знать, кто такой Маркс (хотя нет, тут я, пожалуй, погорячился), но говорить о Европе середины XIX-го века так, будто речь идёт о виртуальной реальности начала XXI-го столетия, которую нам загружают из телевизора напрямую в мозги, минуя фильтры и прочие аналитические сервисы, не то что образованный - просто нормальный человек не будет! Три предложения и четыре грубейшие ошибки.
Во фразе «как гражданин Германии...» безымянного персонажа прекрасно всё: и институт гражданства в отнюдь не конституционной монархии (несложно догадаться, что правильно - во всяком случае, в рамках русскоязычной историко-юридической традиции - было бы вести речь о подданстве), и Германия, которая в середине XIX-го столетия являла собой исключительно культурно-историческое понятие, но отнюдь не политическую категорию (Маркс родился и первые годы жизни провёл в Королевстве Пруссия и был подданным прусского короля), и, тем более, принадлежность Маркса в годы его творческой активности к числу подданных прусского короля (меж тем, Карл, по одной информации, самолично порвал прусский паспорт, ещё находясь в бельгийской эмиграции, а по другой, тогда же был лишён оного прусским правительством и вплоть до 1870-ых гг. пребывал в статусе «лица без пачпорта», пока не подал 1-го августа 1874-го года прошения о натурализации в оплоте мирового капитализма и империализма - Британии). Ну, а утверждение о том, что Германия в середине XIX-го века постоянно находилась в конфронтации с Россией, является украшением сего памятника человеческого невежества и дремучести.
В общем, как уже было сказано, пан Гридь зело окручинился и, слегка погодя, пошёл, взяв в руки посох и напялив на темя колпак, дальше искать адекватных людей. Но, как говорится, «пришла беда - отворяй ворота»: угораздило меня наткнуться на «юбилейную запись» в блоге Николая Старикова. Как всем вменяемым людям давным-давно известно, Коля, хотя и пишет в своих книгах, что является историком, экономистом и политологом, но на самом деле не является ни первым, ни вторым, ни третьим. Он - профессиональный (в смысле - зарабатывает этим себе на жизнь) невежда.
Так вот, как я уже заметил, накануне двухсотлетнего юбилея Карла Хайнриха Маркса Николай Стариков умудрился отметиться в своём блоге по этому поводу. И, признаться, лучше бы промолчал. Дальше, чтобы читателям было понятно, чего там наворотил Стариков, публикую его «полёт мысли» в полном объёме, так сказать, с взлётно-посадочной полосой во всю её длину (многоточия не мои: это Николай поэстетствовал всласть):
«В мае 2018 года исполняется 200 лет Карлу Марксу. Фигура для российской истории крайне неоднозначная. Интересная и трагическая. Просто один исторический факт. Карл Маркс родился в семье, где было семеро детей. Четверо из них умерло (в передовой Германии, а не в “отсталой” России), двое покончили с собой. Остался один Карл.
В 30 лет он уехал... Куда уезжают все “рэволюционеры”? Правильно, в Лондон. Там прожил ещё 34 года.
У самого Маркса тоже было семеро детей. Из них четверо умерло в том самом “передовом” и “эффективном” Лондоне. Еще две дочки в возрасте 43 и 66 лет... покончили с собой...
Такая вот история».
Здесь прекрасно всё. Начнём с того, что совершенно не ясно, что значит это загадочное «в мае 2018 года». Такое впечатление, что г-на Старикова забанили в Гугле, на Яндексе - вообще везде, и он не может найти дату рождения Маркса (то, что Николай её элементарно не знает, ясно и так). Или наоборот - он собирается весь месяц справлять именины Карла Хайнриха? По поводу «в 30 лет он уехал» вообще ничего не понятно, т.к. из дому Маркс впервые уехал в 1835 году, когда ему стукнуло 17 лет, в Бонн, учиться в университете. Из Пруссии Карл эмигрировал в 1843 году, в возрасте 25 лет. А на Британские острова, место своего последнего постоянного пристанища, он перебрался в 1849 году, когда ему стукнуло 31 год. В тридцать лет Маркс, если куда-то и уехал, то... на родину: за три недели до юбилея он с Энгельсом (Friedrich Engels) приехал в Кёльн, мутить воду, где и задержался на год с небольшим. То же и с 34 годами: если бы Николай Стариков хоть иногда удосуживался такой мелочью, как заглянуть в календарь, то он бы знал, что британская эмиграция Маркса продлилась не тридцать четыре, а тридцать три с половиной года: с 20-ых чисел августа 1849 года до середины марта 1883 года.
Но это, конечно, всё чепуха, мелочи, даже придирки к «знатоку вопроса»: скрупулюс, коий, по мнению покойного Льва Николаевича Гумилёва, следует не изучать, а просто вытряхнуть из сандалии и идти своей дорогой. Самое интересное начинается дальше. Внезапно мы узнаём, что у юбиляра было шесть братьев и сестёр, четверо из которых умерли (да, у Николая ко всем прочим недостаткам имеется ещё один - проблема с выражением собственных мыслей: на самом деле умерли все без исключения братья и сёстры Карла, включая и его самого. Правда, это произошло в разное время и в разном возрасте. Грамотный человек на месте г-на Старикова написал бы о четырёх братьях и сёстрах Карла Маркса, умерших, не дожив до совершеннолетия), а остальные двое уже в зрелом возрасте наложили на себя руки. Далее следует пример из семейной жизни самого Карла Маркса (семеро детей, из коих четверо умерли в детском возрасте, а из трёх оставшихся двое покончили жизнь самоубийством), и - вуаля! - читатель плавно подталкивается к выводу о том, что, де, здесь есть какая-то закономерность, если не сказать больше - проклятие. Хотя, между нами говоря, проклятие тут одно: человек без мозгов.
Я понимаю, что не все россияне разбираются в хитросплетениях генеалогического древа семейства Маркс. Да, по большому счёту, им это и не интересно. Но, вот, чего я не понимаю и точно понять не смогу, так это того, зачем писать откровенную ахинею, которую любой желающий сможет опровергнуть несколькими кликами мышки?!
Итак, ежели вам не всё равно, как было на самом деле, и кажется, что что-то тут не так, то вы достаточно легко и быстро обнаружите первый ляп г-на Старикова: внезапно в голове раздастся звонкое «Бдзынь!», и окажется, что у Хайнриха (Heinrich Marx) и Хэнриеттэ Маркс (Henriette Marx) было не семь, а девять детей - четверо сына (в порядке старшинства - Мауриц Давид (Mauritz David Marx), Карл Хайнрих, Херманн (Hermann Marx) и Эдуард (Eduard Marx)) и пятеро дочерей (также по старшинству - Зофия (Sophia Marx), Хэнриеттэ (Henriette Marx), Люизэ (Louise Marx), Эмилие (Emilie Marx) и Каролинэ (Caroline Marx)).
Следующее «Бдзынь!!» прозвучит у вас «под кумполом», когда вы пуститесь в выяснение вопроса, кто из них, когда и каким образом отдал Богу душу. Так же нежданно-негаданно окажется, что из девяти детей, рождённых в браке Хайнрихом и Хэнриеттэ Маркс, не дожив до своего совершеннолетия, умерли два сына - Мауриц Давид в возрасте 3 лет и Эдуард в 11 лет. Из остальных семерых, которые перешагнули заветный рубеж в 21 год, гипотетически могла наложить на себя руки разве что старшая сестра Карла, Зофия, которую в ноябре 1883 года, т.е. за три года до её смерти, поместили в психиатрическую лечебницу в городке Дюрен, на крайнем западе Германии, в долине реки Рур. Но твёрдой уверенности в этом у меня, увы, нет. Все остальные братья и сёстры Маркса никак не могли свести счёты с жизнью, поскольку умерли от болезней (Хэнриеттэ скончалась, вероятно, при родах), и лишь третья по счёту его сестра, Люизэ, скончалась в глубокой старости - в возрасте 71 года - в окружении любящих детей: согласитесь, не совсем подходящая обстановка, чтобы лезть в петлю.
Наконец, с учётом того обстоятельства, что Зофия, Эмилие и Люизэ ушли из жизни в 1886, 1888 и 1893 году, соответственно, а сам Карл Хайнрих скончался весной 1883 года, фраза Николая Старикова «Остался один Карл» начинает играть новыми красками.
Больше интересного -
тут.