Оглавление и схема всех моих путешествий по Байкалу. Часть 1-я (июль 2016) - сплав от Улан-Удэ до Селенгинска.
Часть 2-я (июль 2016) - сплав по реке Селенге от Селенгинска до Посольского. 3-я часть фотоотчета путешествия в июле 2016 г.
12-го июля 2016 г. мы приехали автостопом из Улан-Удэ в курортную местность Култушная.
Нашу байдарку мы оставили в одной из турбаз 10-го июля, во время шторма на Байкале, забрав с собой сырые спальные мешки и одежды. Теперь мы вернулись отстиранные и высушенные, с новым запасом овощей и хлеба, новыми баллонами для горелки и новым внешним аккумулятором для смартфона )
Турбаза расположена (
ВМ) не на самом Байкале, а на берегу мелкого залива Посольский Сор. Мы перетащили на берег байдарку, гермомешки и загрузили все прямо на воде, стоя по щиколотку возле берега.
Вдоль берега залива мы прогребли на запад всего 700 метров (мимо устья реки Култушная) и снова вытащили вещи и байдарку на песок, чтобы перетащить ее в сам Байкал у основания полуострова Карга. Альтернативой этому волоку было возвращение к проливу Прорва 6 км на север и потом обратно на юг столько же. Полуостров состоит из обширных пляжей с вкраплением мелкой плоской гальки и высушенных ветром щепочек. Если хотите купаться в теплом заливе и загорать на пляже - рекомендуем это место для семейного отдыха с детьми любого возраста.
Вид с Байкала на начало полуострова Карга. За этой дюной - устье реки Култушная и чуть южнее уже начинается лес. В нем тоже есть стоянки. Можно жить в лесу, ходить загорать на прохладный Байкал, а купаться в теплый залив...
Далее на юг берег повышается, сразу за узким пляжем начинается склон, поросший шиповником, лиственницей и Иван-чаем. На краю леса есть поляны для стоянки, а между Байкалом и Транссибом грунтовая дорога в поселок Боярский. Полноприводные машины проезжают из Боярского на Каргу прямо по пляжу, так что у самой воды ставить палатки не стоит.
в самом Боярском дно уже каменистое. Сходил в станционный магазин, но кефира-сметаны в нем не оказалось. Еще один магазин (по словам местных жителей) есть на трассе, у поворота в поселок, но его проверять не стал уже.
Береговые укрепления у водозаборной станции поселка Боярский.
На южной окраине поселка Транссиб выходит на берег Байкала и здесь (
ВМ) установили волноломы для защиты от зимних штормов.
Живописные стоянки под березами в устье (
ВМ) Сухого Ручья в полукилометре от одноименной станции Транссиба. Ручей уходит в наносы гальки и перейти через него можно даже не замочив ног. Поэтому, наверное, и "сухой" )
Мы даже в таких удобных местах не останавливаемся, т.к. предпочитаем ночевать в других местах, где нет дорог и автотуристов.
Пройдя на юг еще 30 минут, заночевали на совершенно безлюдном пляже, среди цветов, малины и дикой смородины.
13-го июля десяток километров гребли вдоль обрыва, с которого (в шторм) падают березовые деревья...
Поселок Мантуриха из байдарки почти не виден. Видны только палатки автотуристов и лодки рыбаков.
Река Мантуриха в устье своем судоходная даже для катеров.
Наносы из песка с левого берега намыли широкую песчаную косу между разливом реки и Байкалом. У леса так же есть стоянки автотуристов.
В районе остановочного пункта Гремячий Транссиб был перенесен подальше от воды, т.к. насыпь сильно размыло волнами. Часть древних путепроводов и подпорных стенок еще сохранились до наших дней, а некоторые обвалились в Байкал.
Любителям всяких древностей здесь можно пофтографировать сооружения царских времен.
Чуть севернее устья реки Тельная (и одноименного поселка) в 100 метрах от берега из Байкала возвышаются несколько камней. В хорошую погоду до них можно дойти вброд, а вот во время шторма они будут представлять известную опасность для лодок и катеров.
Поселок Тельная. Вид с Байкала. Виден стальной мост (слева), а саму реку отсюда не видно.
Впадение ручья Малая Тельная. Но на карте он не подписан.
Укрепление берега вдоль Транссиба между Тельной и Бабушкиным.
Начинаются пути станции Мысовая. Берег укреплен бетонными блоками в советское время.
Станция Мысовая - "градообразующее предприятие" в городе Бабушкин. Поэтому местные лодочники используют старые рельсы для спуска лодок на воду и старые вагоны вместо лодочных сараев.
Историческое сооружение - водонапорная башня. Нижний ярус из кирпича, верхний - из дерева. Эти башни строились на всех крупных станциях для заправки водой паровозов. Сейчас верхний ярус доживает последние дни, скорее всего Вы его уже не обнаружите.
Но не все так плохо в Бабушкине. Вот - детский сад "Тополек" вполне современный!
Возле самого детсада - советский обелиск на месте расстрела Ивана Васильевича Бабушкина.
Это соратник Ленина, который был расстрелян царскими войсками 5-го января 1906-го года на станции Мысовая. В честь этого события в 1941-ом году переименовали город Мысовск. А улицы Бабушкина есть в двух десятках городов СССР, в
т.ч. на юго-западе Москвы. В честь него назван найденный в 1971-ом году якутский алмаз (171 кар.), который хранится в Алмазном фонде Московского Кремля. Вместе с Бабушкиным были расстреляны и телеграфисты Клюшников, Савин, Ермолаев и Бялых, которые, видимо, никакого отношения к ленинскому кружку не имели и их именами ни улиц ни алмазов не называли... вот такая "революционная история" в СССР была.
Сейчас, кроме станции и детского сада, в Бабушкине работает небольшой рынок, несколько магазинов и краеведческий музей.
Еще одной туристической достопримечательностью города является маяк, который посещают все автостопщики и прочие путешественники.
Стальные мосты через реку Мысовку.
Обед между Бабушкиным и Клюевкой.
Поезд на Транссибе возле Клюевки.
Устье реки Клюевка.
На ночлег зашли в один из рукавов реки Большая Ивановка. Хотя река была холоднее Байкала, она давала укрытие от волн и близость леса.
==============
Продолжение- Часть 4-я. Мишиха-Прибой-Танхой-Преёмная-Речка Выдрино