Эпиграф I
Не сотвори себе кумира. (Исход, 20, 4)
Эпиграф II
Я беру камень и отсекаю всё лишнее (Микела́нджело)
Так уж эволюционно сложилось, что большинству людей по-прежнему нужны лидеры и герои. Нужны они и странам. Не в том смысле, что реально необходимы, а вот хочется. Их можно ставить в пример, использовать как объединяющий фактор, гордиться ими - да много еще куда можно использовать.
В прошлом многих таких героев делали еще и религиозными атрибутами - святыми, богами, духами-покровителями. Но сейчас это практикуется реже и герои, чаще, просто герои.
У одних стран, таких как Россия, Англия, Франция и других с долгой и славной историей, героев много. Эти страны много воевали - проигрывая и выигрывая, и герои у них, то спасали своих, то завоевывали чужих. (Главные национальные герои, как правило, пока еще в основном лидеры да военачальники)
Их там так много, что при смене режимов можно спокойно отбросить целый пласт героев (настоящих или не очень) - и заменить другим, идеологически более подходящим.
А другим странам повезло меньше. И им оставалось либо смириться с отсутствием полным или почти полным героев (есть у Сан-Марино или Люксембурга по одному герою-основателю - и хватает).
Или придумывать себе героев.
А как придумывают героев? Также, как Микела́нджело творил свои скульптуры: «Я беру камень и отсекаю всё лишнее».
Попробуем увидеть это на примере Украины. Потому что сейчас у всех на слуху.
Украинцы как отдельная нация довольно молода. Не было некогда народа украинцев. Была Русь, русские, образовавшиеся как нация из восточно-славянских племен. А само слово укрАина - с таким ударением, по-славянски значило окраина. УкрАинами земли русской были не только южные границы - у Дикого поля, но и Рязань, Псков и др. места.
Начало этногенеза украинцев как обособленной нации стоит отнести ко временам после польско-литовской унии. Само Великое Княжество Литовское, во времена татарского ига захватившее много исконно русских земель (и спасшее их от куда более опасных, чем литовцы, татар), нынешних территорий Украины, Беларуси и самой России, называлось Литовско-Русским государством, ибо большинство жителей было русскими - в том старом смысле, и говорило по-русски - тоже, конечно, не на нынешнем русском, а на старорусском - куда более близким к белорусскому и украинскому, чем к нынешнему русскому России.
И вот постепенно, под польским владычеством, в отрыве от северной и восточной (московской) Руси и начали формироваться украинская и белорусская национальная идентичность.
Нас сейчас совершенно не волнуют споры, кто там более истинный древнерусский, а кто фино-угроский или польский русский. Это не важно. Все нации имеют в своей истории процесс этногенеза.
Болгары, пришедшие на Дунай как турецкая орда, сейчас самые что ни на есть славяне, враги турок, смешавшиеся с преобладающим местным славянским населением. Мадьяры уже далеко не гунны, родственники монголов, каковыми вышли племмена хунну-ну из монгольских степей и шли сто лет на запад, смешиваясь с финно-уграми. А уж кельто-германские французы и англичане тот еще плавильный котел племен и народов, и т.д.
Также и украинцы.
Но история сложилась так, что до недавнего времени настоящей государственности у украинцев никогда не было. Были попытки, были пробы - но увы. А героев хочется - по многим причинам - и для собственной гордости, и москалям в пыку. А где их взять? И как?
Ярославы Мудрые да Владимиры Красно Солнышко не эксклюзивны - они общие.
Вот был один общий с Россией, вроде как герой: Богдан Хмельницкий: украинцев освобождал, но с другой стороны к России взял и присоединил. Это герой? Я вам не скажу за всю Одессу, Киев и Москву, но большего негодяя еще поискать.
600 000 евреев уничтожили бандиты Богдана. Только Гитлеру удалось переплюнуть "героя". Сколько вырезали поляков я, честно говоря, не знаю, но думаю изрядно. И вот на нем опробовали украинцы технологию героизации при СССР: берем и забываем все преступления, что он сотворил. Отправляем их пылиться на полки научных библиотек, а показываем истинного казака, борца за свободу. Ставим памятники, называем его именем улицы и города.
И заметьте, задолго до появления независимой Украины.
И вот вам из устроителя геноцида и бандита получаем национального героя. Но он, как я уже говорил, личность не однозначная из-за российских связей, да и мало одного героя на всю огромную, и уже независимую Украину.
И начинается производство новых героев по старым лекалам.
Берутся Петлюра, Бандера и другие, отсекается все ненужное и превозносится все нужное. А нужно что? Борьба за свободу и независимость Украины.
Было дело? Было. Боролись? Боролись. Много нам врали и про Петлюру и про Бандеру, но и без всякого большевистского вранья эти «герои» те еще, надо сказать, "герои". Русских, евреев, поляков и несогласных украинцев ого-го как отгеройствовали.
И как таким быть героями?
Да легко. По старому методу, описанному выше.
Этот метод не открытие украинцев или русских. В Монголии национальным героем является Чингис-Хан. Его зверствам ужаснулись бы и члены НСДАП. Но герой. Ибо завоевал, прославил - а сколько вырезал - своих и чужих, сколько сжег и уничтожил - это не суть важно. Забывается и ретушируется со временем.
Примеров можно приводить бесчисленное множество.
Если вы радостно потираете руки, какие эти украинцы глупые или нехорошие, вглядитесь в свою историю - это я говорю не зная какого вы, мой уважаемый читатель, роду племени. Русский вы, еврей или немец - не важно - найдете в избытке.
Найдете и там.
Я просто взял наиболее яркий сегодня пример для пояснения тезиса.
Эту технологию употребляют все и всегда, но когда у страны героев много - есть из чего выбирать. Не нравится русскому Сталин - есть Суворов. Не нравится коллаборационист Александр Невский - для шибко умных - нате вам Дмитрия Донского или Кутузова.
А когда героев мало, а одним Шевченко геройством сыт не будешь - ищут своих бандер.
Тоже самое мы видим в тех же Латвии и Эстонии с героизацией нацистских пособников.
Если в соседней Литве мы от Ольгерда можем многое вспомнить, то латыши и эстонцы никогда и ничем не прославились - всегда
были или землями тевтонских да ливонских рыцарей или отдаленными колониями Дании, Швеции и России. Что остается? А шо есть: эсэсовцы собственного производства.
Эти были покруче Бандеры и бандеровцев, которые были с немцами сначала заодно, а потом и воевали против них, и Бандера сидел в нацистском концлагере. А тут все без вопросов - воевали за Гитлера.
А правда ли в том, что не только за Гитлера, но и за свои страны? Совершенно верно. Воевали ли они против большевиков, захвативших их страны? Тоже верно. И что?
А то - отбрасываем военные преступления войск СС и прославляем их стремление к свободе своей Родины. Метод уже известный и опробованный. И вот вам герои.
Как в свете всего изложенного нам стоит относиться к подобным явлениям? Положительно или отрицательно?
Как на мой взгляд, просвещенному человеку не нужны герои: ни настоящие, ни полунастоящие, ни призрачные. Но вопрос как относится к подобным действиям других? А вот так, как просвещенный атеист относится к религии: с пониманием. Понимать причины, побуждающие мотивы - это то, что нам нужно, а не одобрять или осуждать громко и яростно, брызжа пеной или автоматными очередями. Такой «понимающий» не лучше непонимающего.
Это природа многих людей. Это их уровень развития. Выше или ниже твоего он не важно - просто пойми что к чему, мотивы и образ мыслей человека, и будет понятнее окружающая действительность.
Это собственно, и все, что я хотел сказать. В заключении лишь маленькая ремарочка:
Герой человеку нужен как символ - он не обязательно будет ему подражать, он может вообще ничего про него реально не знать или не хотеть знать. Кому из молящихся Николаю Чудотворцу интересно, как он бил по головам оппонентам многокилограммовыми библиями?
Многие ли вспоминают Суворову польскую компанию? Да и знают про нее?
Так же и те, кто с почтением или лояльно относится к Бандере: одни нацисты и ксенофобы, антисемиты и русофобы. Другие, и сегодня таких, как мне кажется, большинство, и близко не имеют ничего общего с этими мыслями - у них просто есть герой, борец за Родину.
А самодостаточной личностью, которая для своих поступков и мыслей не нуждается ни в каких героях, не каждому удается стать.
Повторюсь еще раз: такая героизация абсурдна и неразумна. Как не многим более разумна и героизация менее спорных фигур. Но наша задача: понять суть явления и исходить из здравой оценки его.
Я, как обычно, не даю вам каких-то ответов или указаний к действиям - я лишь размышляю и делюсь мыслями.
За сим прощаюсь, надеюсь кому-то сие многобуквие было интересным.
Алексей С. Железнов
Добавляйте журнал в друзья тут и на соц сетях. У меня всегда интересно.
Я на Твиттер Я ВКонтакте Я на МойМир Маил ру.
Я на Фейсбук Я на Одноклассники Я на Инстаграм Поделиться статьей