Oct 08, 2006 03:28
Все глупости, которыми битком напичканы всяческие комьюнити (об кино, об литературе, etc) - притом, что подчас изрекают их совсем неглупые люди - проистекают из некой первичной двоякой ошибки восприятия художественного произведения. Это дурное школьное воспитание - считать, что худ. произведение может быть разложено без остатка по полочкам. Такое возможно только с плохим произведением - о пользе полезного и вреде вредного. Полочек же, собственно, две: синтагма и парадигма. Синтагма - единичное, не обобщающее высказывание, частность случая. Парадигма - обобщение, правило, применимое к ряду, который оно создает; т.е. общий знаменатель того, что без него несводимо в данный ряд. Так вот, подлинное художественное произведение не является ни тем, ни другим. Чтобы понять это не нужно писать (или читать) длинные трактаты. Всякий смешной анекдот таков. Он построен на случае - но смешон потому, что ситуационно покрывая некое множество, разрушает привычные иерархии (смыслов); случай разрушает смысл - и тем самым порождает смысл разрушения множества. Однако попытки отделить случай от множества с тем, чтобы выявить в множестве безусловные признаки именно этого случая, а в самом случае клонируемый ген общего смысла, приводят к совсем не смешной бессмыслице; анекдот рассыпается.
Художественное произведение фальсифицирует устоявшиеся смыслы, порождая случай их сомнительной применимости - и тем самым, на том же месте - открывает простор новым смыслам. Оно существует между синтагмой и парадигмой, как бы стягивая их, и в то же время не давая слиться в одно.
Продвигатели всяческих ИМХО либо затыкаются на случае, либо барахтаются в произвольных умствованиях - и стучат друг другу по черепам аргументами с полок, кому какая ближе и милее.
Предмет разговора скрывается в тумане, легко ускользая от этих сцилл и харибд.