Как кушать помидоры

Oct 31, 2007 14:29

Любите ли вы скандалы?
Если устроить такой опрос по всем правилам ("да", "нет", "не знаю"), то можно быть уверенным, что максимум процентов наберет "нет".
И это будет статистика лжи.
Думаю, что на самом деле большинство из нас относится к скандалу как грузин к помидорам: кушать - да, а так - нет.
Процентовка такого расклада называется "фифти-фифти": мы всегда не прочь оказаться свидетелями, но не дай бог - участниками.
Особенно, если наблюдаем такую разновидность скандала, как Скандал в Благородном семействе. В видах такого скандала любой готов пожертвовать толикой собственного благородства - действительного или мнимого - и слиться с толпой в партере.
В прошлую субботу я слился; правда за неимением партера произошло это в амфитеатре: таково уж устройство императорского Эрмитажного театра - он не для толпы строился. Так что слияние было не вульгарным, а едва ли не изысканным. А если быть совсем уж честным, то и не было его, слияния-то. Не с кем было сливаться. Кроме меня публики не было - все присутствующие были участниками.
Участников было не слишком много, и все они были благородного звания - был даже один настоящий Сэр. Правда с пылу с жару Сэр, прямо со сковородки, свежеиспеченный - буквально на днях в сэры произведенный, но все равно - Сэр!
Сэр Норман Розенталь (Sir Norman Rosenthal). Директор выставок. Королевская академия искусств (Royal Academy). Лондон. Великобритания.
You see?
Чуете?
Ну, блин, совсем у нас что-то с Великобританией не ладится!
Ведь из-за сэра-то, этого самого Нормана блин Розенталя все и случилось, весь сыр-бор.
Яркая личность. Без всякого преувеличения, буквально - не заметить невозможно, один голос чего стоит - с таким не в искусствознайки, а сразу во МХАТ или в Александринку подаваться надо, Толубеев и Симонов в одном флаконе. А еще темперамент!.. - партер в экстазе, на галерке истерика. Говоря по-(ЖЖ)нашенски - жжот нипадецки, пацталом все. Это не человек, а some kind of wandering happening - говоря на его языке.
Когда я его увидел (точнее услышал: смотреть особенно не на что; надо очень приглядеться, чтобы заподозрить какие-то таланты в пожилом, потрепанном, невеликого росточка пузанчике, с крупноватой головой и слегка косящим правым глазом), то сразу подумал "ну где ж ты до сих пор пропадал, dear Sir, без тебя тут так скушно было!" - dear Sir впервые удостоил посещением наши пенаты. Он человек очень занятой, нарасхват - но не там, где искусство ваще, а где Contemporary, причем на самом переднем крае, на острие, в атаке, на коне и с мечом; одно слово - рыцарь! У нас тут тишь да гладь, не было ему здесь ни размаха, ни поживы...
Однако, the times they are a changin' - настал и его час. Эрмитаж распахнул двери - третьего дни в здании Главного Штаба открылась выставка "Америка сегодня. Выбор Чарлза Саачи" (USA Today).
Помнится - совсем недавно это было, уже в нынешнем ХХI веке (век предыдущий называли "ХаХа век", а этот как? "ХаХи"?) - издевались над Эрмитажем по поводу выставок Энди Уорхолла и Мепплторпа; так ведь то цветочки были, классика, нафталин. Настоящий забугорный контемпорари только сейчас к нам пожаловал. К "нам" - не значит в Россию, к нам - это значит в Музей.
Прикиньте сами - "тудей" в Музее!
И Уорхолл и Мепплторп давно отшумели и под шумок в могилу успели сойти к тому времени, когда им сия имперская почесть оказана была, а тут все равно что ватаге гопников на скейтбордах и байках на паркете дали разгуляться, средь лепнины и канделябров. Эт вам не бык поссал!
Это сам (some) dear Sir Norman Rosenthal к нам пожаловал!
Под ручку с Чарльзом Саатчи (Charles Saatchi) - крупнейшим коллекционером и меценатом Contemporary Art (и, заметьте, не сэром ни разу)...

Если убрать из моей экспликации штрихи развязности и ерничества, то вся подоплека события (убираем слово "скандал") приобретает вполне академический вид: музей, как коллекционер par exellence, предложил свое пространство коллекционеру иного ранга, продемонстрировав таким образом готовность к сотрудничеству и, соответственно, понимание того, что пространство культуры едино. Точно так делала Екатерина Великая, когда вступала в сношения с Дени Дидро и другими современниками (dealer of contemporary) - ведущими деятелями культуры запада, чтобы с их помощью собрать ту коллекцию, которой суждено было стать музеем с большой буквы - Эрмитажем. Разница в деталях это разница во времени, и только, а цель та же: отобрать и сохранить лучшее из лучшего, из Культуры - Искусство. Русская императрица мыслила масштабно - она понимала, что империя это не только размеры и сила, но и культура - и культурой жива. Культура - цемент; держит общество, скрепляет силу и размер в устойчивую целостность - она. Тогда общество было Империей, вернее мыслилось таковой теми, кто им управлял.
Сейчас на дворе другая эпоха. Но значит ли это, что изменилась роль культуры, принцип ее функционирования?
Что нас держит?
Где сокровища наши - и что они такое?
Когда такой музей как Эрмитаж представляет масштабный проект, он volens nolens предъявляет - прямой, а не косвенный отнюдь - ответ на эти вопросы. Выставка в Главном штабе заявлена как пилот проекта "20/21", репрезентирующего искусство на марше из одного тысячелетия в другое.
Не кажется ли символическим, что называется этот пилот "USA today", и что сделали его британский коллекционер в содружестве с британским экспертом на территории Эрмитажа, крупнейшего культурного центра России?
Как корабль назовешь, так он и поплывет...

Ну вот, теперь, когда весь расклад ясен, можно переходить к тому, с чего я начал - к скандалу, а также к правилам употребления помидоров.
Скандалы возникают не сами собой, их кто-то затевает: появляется некто чем-то (кем-то) недовольный и выражает свое недовольство в непочтительной, неподобающей случаю форме. В субботу, 27 октября, в Эрмитажном театре, на обсуждении выставки и проекта в целом, Сергей Бугаев, известный еще как Африка, выдающийся наш креативщик, попробовал - и почти преуспел в своих намерениях - оскорбить dear Sir Norman Rosenthal. Свое выступление Бугаев-Африка начал с того, что, прикинувшись простачком, спутал сэра с губернатором острова Борнео; обращаясь к залу и словно не замечая присутствия сэра, занимавшего сопредседательское место в двух шагах, оратор обозвал его последовательно: Розенблюмом, Розенбаумом и Розенкранцем (или как-то так, я точно не запомнил). Такое начало самодостаточно, согласитесь - можно уже не продолжать, и так ясно, кого тут мелко видят. Случись такое на ровном месте, в чинной обстановке, то присутствующие при сем не преминули бы превратить демарш в случайный конфуз - с кем де не случается, ну обмолвился человек. Но тут и чинности особой не было, и место было уже довольно-таки неровное. Выступлению Африки предшествовали еще несколько афронтов в исполнении тоже не последних в питерском артсообществе персонажей - Ольги Тобрелутс, Андрея Хлобыстина, Екатерины Андреевой. Они были корректны, и даже элегантны - чего стоит один призыв повернуться лицом к классике в устах Кати Андреевой (вместе с Ольгой Тобрелутс хранительницы заветов и наследия известного, ныне покойного, неоклассика Тимура Новикова), умеющей придать каждому слову этакий sex appeal, а фразе в целом подиумный ход "от бедра". Dear Sir Norman Rosenthal промолчал, но стул под ним скрипнул.
Не берусь утверждать, что это была запланированная акция, мог случится и спровоцированный атмосферой спонтанный прилив вдохновения, вроде грозы или шквала, возникающих при резких перепадах давления. Sir Norman Rosenthal, напоминаю и подчеркиваю, это атмосферная аномалия, область высокого давления; для полноты картины добавлю, что он не только очень громогласен, но и столь же речист и быстр - и напорист как натасканный для корриды племенной бык. Он и пронесся по нашим гладям-благодатям, как в фиесту бык по улицам Памплоны. Можно было предвидеть, что за отзывчивыми на подобный challenge дело не станет.
И можно было предвидеть, что ему наши демарши также пофих, как все эти путающиеся под ногами метящие в тореадоры мальчишки - махнул рогом, ткнул копытом, и вся недолга...
Так и случилось. Воспользуюсь свидетельством обитателя ЖЖ-шных просторов gruenwald, председателя описываемого форума, куратора проекта "20/21" Дмитрия Озеркова : Норман Розенталь спрашивал меня: "кто все эти silly people???"
gruenwald скромен, блюдет свой чин, и потому не расписывает (как я здесь) инцидент во всей его красе; хотя последние записи в его блоге дают знать, что эта кoтавасия его зацепила - и не отпускает . Но и помимо чина он имеет достаточно оснований дудеть под сурдинку: он в игре, которая продолжается, и исход которой - равный смыслу - еще впереди и тёмен. Dear Sir Norman Rosenthal укатил во британские свояси, а прочие фигуранты здесь, за углом, "поворотя во двор, налево", и хоть и не сэры, а все же люди в нашем деле не последние. Делу назначено крепнут и цвести, так что его попечителю приходится быть аккуратным в телодвижениях.

Обычно я воздерживаюсь от комментариев к внутренним разборкам Эрмитажа - все-таки он мой главный заратустра. Но не единственный. Другие заратустры многое мне позволяют, а иногда даже велят. Здесь произошла не внутренняя - не только внутренняя - разборка. И подоплеки ее не питерские токмо, и даже не российско-британские. Кушать такие помидоры как Contemporary Art - скандал par exellence - следует не абы как. Это не простой салат, бери выше - все равно что рыба фугу; ее, как известно, надо тщательно готовить. Данный пост следует считать первым шагом приготовления - кушать еще не подано. Насладитесь пока ароматами кухни. Но в самое ближайшее время блюдо будет доставлено к столу. Скорее всего это произойдет в ресторации INTROIT

музей, nota bene, культура, дискурс

Previous post Next post
Up