маленький Бунюэль

Feb 08, 2008 17:40

"Симон-пустынник" ("Simón del desierto", 1965) - маленький, меньше часа, фильмец великого провокатора. Его можно считать вегетативным побегом от ствола "Виридианы", тем более, что сделан with а little help тех же друзей - актрисы Сильви Пиналь и ее мужа, продюсера Густаво Алатристе. Тот случай, когда размер значения не имеет - это полноценный фильм, а не забавка по случаю.
Здесь, как и в "Виридиане" в фокусе тема праведности, и даже святости. "Симон" появился сразу вослед, когда большая фильма еще была у всех на глазу и на слуху, поэтому факт явления now праведницы Виридианы-Пиналь в обличии Сатаны придавал ему дополнительную пикантность. Известный всем антиклерикализм, да и вообще тотальный скепсис автора-сюрреалиста понуждают рассматривать и эту новеллу как насмешку над католическими прибамбасами. Но это было бы petitio principii - умалением, пусть и навязываемым, казалось бы, малостью и неприхотливостью самого предъявления. Что такая бескомпромиссная святость, как подвиг столпничества, сомнительна, знала и сама церковь еще в сильно докиношные времена, и эта коллизия - противостояние сущностного экстремизма святости и сниженного обетования церкви - не просто присутствует в "Симеоне", а напрямую строит его сюжет. Эпизод исцеления безрукого калеки мог бы без всякой ретуши украсить ревю Монти Пайтона. Вообще, ирония Бунюэля здесь вполне англосаксонская, и в финале, когда действие переносится в наше время и в Америку, находит логическое завершение. Этот фильм сделан адвокатом дьявола, а не моралистом, пусть даже антиморалистом - так можно было бы начать газетную рецензию на него. Однако наполнение термина "адвокат дьявола" во времена его породившие - в средневековье, было более интересным, чем нынешнее, простое, "защитник". Тогда на эту роль назначался специальный человек - ученый богослов, который во время процесса рассмотрения той или иной кандидатуры для канонизации в качестве святого должен был представлять аргументы "против": святость должна была победить в открытой схватке с сомнением точно так же, как ее носитель - святой - побеждал искушения и соблазны. Маленький "Simón del desierto" можно рассматривать и как такой процесс иронической канонизации - пытка святости не простодушным как она сама сомнением ("хороший трюк" - реплика свидетеля чуда), а насмешкой.
И что впечатляет - святость выдерживает и такое! Современный Симон - интеллектуал в раздумье посреди безумных сатанических приплясов - выдерживает эту иронию.
Позже Большой, Великий и Ужасный Бунюэль такой слабины себе не позволит, растопчет и интеллектуалов со всеми их раздумьями. А в 65-ом еще не замахнулся на эту "святость" - так кажется... Или не размахнулся?
Или - и этот вариант может оказаться гораздо ближе к правде фильмеца, чем его соблазнительная ирония - святость и впрямь есть что-то способное выстоять даже перед лицом такого сокрушительно обаятельного дьявола как насмешка?
Такие трюки, который проделал испанец в "Simón del desierto" известны как парабола - стрельба кривым ружьем из-за угла.
Сюрреалистический жест.


Silvia Pinal - лицо Сатаны ;).





Симон-интеллектуал...



...и его искуситель now...



...и в прошлом.

кино

Previous post Next post
Up