"Здешний климат мне по душе. Люди
здесь вполне пристойные и великодушные, и главное - они вовсе не
требуют, чтобы их слушали. Всегда помните об этом, мой мальчик. В этом
секрет непринужденности, с какой здесь держатся. Здесь говорят
исключительно для собственного удовольствия. Ничто из сказанного этими
людьми и не рассчитано на то, чтобы их слушали." - так говорил
сэр Фрэнсис Хинзли, английский писатель-неудачник осевший на легких
хлебах в Голливуде. Легкие хлеба довели его до самоубийства - когда его
искусство сочинять имиджи свежевыпекаемым на конвейере старлеткам
протухло и он был уволен за ненадобностью. (Подробности этой истории
см. у Ивлина Во "Незабвенная")
Меня трудно удивить - так я люблю о себе думать. И удивляюсь всякий
раз, когда меня удивляют,
что происходит не так уж чтобы часто, но и не
совсем редко. Вот, раскрыл свеженький нумбер "ФОТОВИДЕО" - и удивился;
и тут же сказал себе - а чему тут дивиться? Размаху и наглости
надувательства? Назови это, следуя примеру повесившегося от удивления
сэра, "непринужденностью" - и все обретет свое место. Это шоу-бизнес,
одна из его ипостасей, втюхиваемых простакам под вывеской "артфото".
Здесь now проходит первым номером свеженькое имечко Грегори Кольбер.
Что он представляет из себя как собственно фотограф - как исходник?
Обмолачиваем этот пышный колос, провееваем на легком ветерке и получаем
несколько тощих семечек, не прорастущих ни на каком черноземе, даже на
тучных берегах Нила (где он, среди еще многих туристических нив, 13 лет
себе жирок нагуливал): простодушные, на грани дебильной тупости,
картинки, скомпонованные по алгоритму сувениров в ладных коробочках из
лавок "оригинальных" подарков (чтобы покупатель не слишком напрягался в
желании угодить одариваемому - или самому себе; повесил на стенку,
поставил на полку - красиво - и забыл до следующей перемены
обстановочки). То есть - сажаем сладкого мальчика-туарега (зулуса,
бедуина, аборигена вобщем) рядом с прирученым гепардом, фоткаем...
Получите и распишитесь. Ну и так далее... Желающие ознакомиться
поподробнее см. вышеозначенный нумбер (№7), где еще и постер с этим
самым обгепарденным мальчиком приложен. Там еще есть какой-то совсем уж
невъебический кит напару с еще более (или менее?) невъебическим меном в
трениках, груповой портрет закосевших слонов для полного кайфа макающих
хоботы в подозрительную субстанцию, и опять: мальчики, девочки, слоны,
орлы - зоопарк на выезде, расфасованный wildеwildеworld вперемежку с
humanfamily.
Чтобы лохам не показалось, что уж как-то слишком непринужденно их
надувают - ну сепия; что мы сепиев не видали? и в непалах побывали, и с
гепардами ентими наперегонки сами бегали (ровер все одно скачет
борзее), все это раскатано в размер фотообоев для стенки личного
особняка и снабжено роскошным словечком ну прямо из словаря Фимы Собак,
подружки незабвенной Эллочки-людоедки - ВНИМАНИЕ, ВОТ ОНО, ЗАПОМНИТЕ И ЗАПИШИТЕ - ЭНКАУСТИКА.
Говоря попросту - бабки немеряные в это вбуханы. А еще - фильм, книга
переписки с женой (так и видишь ее бедную, на алтаре артфото 13 лет с
боку на бок жарко ворочающуюся в ожидании артгуру-мужа, дыбающего
шедевры по дальним странам), ну и апокрифбиография артмонаха,
презревшего блага мира во имя Высокого (ребята, презрение сие таких
денежек стоит, что вам с вашими мерседюками и не снились; но мы это все
щас отобъем - сторицей). Да! чуть не забыл - философический соус-карри:
ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНОГО МИРА. То есть опять же: прислонились к
слону - отношение раз, искупались с китом обок - отношение два, надели
на голову живого африканского суслика (или как его там по-научному?) -
отношение три, ну и etc до бесконечности.
Откуда деньги, Зин?
Да из тумбочки! Тумбочек до фига: турфирмы, гиганты фотоиндустрии,
бумагоделатели, шоу-бизнес... Надо только ключик к ним подобрать. На
это тоже профи найдутся, ну там кураторы всякие что ли.
Нам пока такие масштабы только сняться; слюни в подушку пускаем в
сладких грезах. Мы отдыхаем. Скажем, на манер Андрея Чежина, давно в
этом жанре подъедающегося и какое-никакое имечко себе сколотившего на
дешевых открыточных видах Питера, нарезаных и перемешаных в
"метафизические" коллажи и обуникаленных в технике шелкографии (ну куды
ей супротив ЭНКАУСТИКИ?!); аллюзии пятиклассника на где-то мельком
виденные старые иллюстрации к "Медному всаднику"; то ли А.Бенуа, то ли
Н.Альтман, то ли еще кто-то как его бишь. Или Телепнева-Клавихо, косящего в проеденном молью ретро из бабушкина сундука, и тоже - СЕПИЯ, млин!
ПРИМЕЧАНИЕ. Энкаустика -
живопись восковыми красками; давно позабытая техника, известная ныне,
да и то приблизительно, только специалистам-реставраторам, коих во всем
мире по пальцам перечесть. В ней работали античные живописцы, Аппелес
например, от которого только имя осталось. Мы ее знаем благодаря т.н.
"фаюмскому портрету" - египетским погребальным портретам
позднеэллинистических времен, сохранившимся в веках благодаря
консервирующей атмосфере египетских склепов. Этой техникой, заново ее
изобретя, пытался видимо воспользоваться в масштабах фрески Леонардо
для своей знаменитой "Битвы при Ангиари", создававшейся по заказу
Флорентийской Синьории в пандан - и в состязании - с фреской
Микельанджело, тоже "битвой", только вот, блин, забыл "при чем". Фреска
погибла - стекла при обжиге. Рубенс, когда был в Италии еще застал в
живых картон и сделал копию; есть и гравюрный извод работы Маркантонио
Раймонди. Техника Э. достигает удивительной чистоты и светоности цвета,
какой и самыми изощренными лессировками не добудешь. Зачем оно
фотографии - тем более монохромной и на бумаге (Э. с необходимостью
предполагает доску; может у Леонардо оттого и не получилось, что там
была стенка - раскалилась раньше времени, прежде чем краски спеклись)?
Тот же эффект (тонкого разделения и насыщенности валеров) достигается
здесь вульгарным глянцеванием.
Но кого нынче этим проймешь!?