НЕрешающее мгновение - вокруг да около

May 24, 2008 10:02

"Вороне где-то Бог послал кусочек сыру..."
Ежели ты взялся рассуждать о фотографии, то ты просто обязан сказать что-нибудь о Решающем Мгновении. Это что-то вроде Библии в зале суда - не для того, чтобы читать, а чтобы всем было ясно, что ты сюда не семечки пришел щелкать.
Прежде, чем приступить к этому посту, я ввел эту мантру фоторепортеров в поиск Яндекса. Ну да, первая же ссылка отправила меня по следу Картье-Брессона, на синопсис выставки российской фотографии в Питере двухлетней давности под таким титлом. Меня немало позабавила убежденность кураторов, что формулу придумал сам HСB, хотя всякому мало-мальски начитанному в фотолитературе должно быть известно, что он позаимствовал ее из мемуаров кардинала де Реца (Жан-Франсуа Поль де Гонди, 1613-1679), из сентенции "у каждого события есть свое решающее мгновение...", поскольку фотомэтр в своих многочисленных интервью неизменно указывал источник.
Картье-Брессону словосочетание "решающее мгновение" помогло определиться в собственных отношениях с любимым занятием, понять, что его влечет стремление выхватить из потока жизни такую мизансцену, которая предъявляла бы нечто превосходящее ее буквальный смысл. Применительно к фотографии это речение значило: случай тогда интересен, когда из него как бы сам собой разворачивается весь контекст его порождения. Поскольку HСB интересовали прежде всего люди в их бесчисленных встречах с миром, то всяческие толкователи и экспликаторы его творчества привыкли считать мэтра этаким богом-покровителем так называемого "жанра" - фотоанекдота.
Соответственно закрепилась привычка считать, что всякое событие как бы априори содержит в себе это самое "решающее мгновение"; в скобках замечу, что и кардинал и фотограф так не думали, и ни разу, сколько я могу судить, не дали повода заподозрить их в подобном философическом вольномыслии.
Поток жизни по большей части состоит из весьма вялых событий, ничего решающего и решительного в себе не содержащих. Людям вовсе не свойственна привычка решать, и это не парадокс, это обыденность; ее принцип - инерция, в то время как решение по определению заключает в себе перемену - что-то принимается, что-то отвергается. И когда наступает необходимость принять какое-то решение - сделать выбор, человек оказывается застигнутым врасплох и, как следствие, обескураженным. Основная житейская стратегия заключается в избегании тактик, чреватых решающими мгновениями. Именно к ней аппелирует всяческая реклама - что проповедь миссионера, что лекарства без рецепта - все они подсовывают готовый выбор. И не надо тешиться мыслью, что выбирая из набора готовых выборов вы что-то решаете - алгоритм вроде тот же, только он все одно равен предыдущему шагу, а значит ничего волевого в себе не содержит. Вернее содержит НЗ остатка воли, который необходим только для того, чтобы переставить ногу.
Другое дело фотография: она сплошь состоит из решений, всегда, впрочем, приводящих к одному и тому же результату - нажимается кнопка.
На этом моменте следует остановиться, но не для углубленных размышлений, а ровно наоборот - когда кнопка нажата думать уже поздно...
А когда счет кнопконажатий даже одного отдельно взятого кнопконажимателя идет на тысячи, на десятки и сотни тысяч (представьте себе человека, сто тысяч раз поклявшегося на Библии)... - а?
Кнопка-то не красная!
Только дикари и неврастеники ее боятся.
Вот они-то и есть подлинные адепты Решающего Мгновения...

фотография

Previous post Next post
Up