Но начну я не с Lee Friedlander'a, а с Пола Странда (классик, золотой фонд). Как-то, разглядывая могучий альбом его фотографий, лучшее из, я нашел в нем всего одну фотографию в жанре ню. На ней была запечатлена часть - от пупка до колен.
Я вспомнил фразу из романа забытого нынче Леонгарда Франка "Слева, где сердце", из эпизода в рисовальном классе известной в начале ХХ века школы Ашбе, когда маэстро, обращаясь к ученику, усердно вырисовывющему именно эту часть тела стоящей перед ним натурщицы, говорит: "вы пришли не туда, за этим - в бордель". Пол Странд не фотографировал обнаженных женщин, во всяком случае во всем его богатом наследии эта фотка единственная. Несмотря на то, что лица на фотографии не было, я сразу узнал человека - это была жена автора Ребекка, портреты которой составляли значительную часть альбома (и всего творчества мастера). То есть, это тоже был портрет. Синекдоха - часть вместо целого.
Тогда я понял, что фотографии (sic! не фотографу) все равно одет человек или гол - для нее он всегда равен самому себе, ни больше, ни меньше. Так отлился в законченную форму мой собственный опыт фотографа: если в кадре человек это всегда портрет - и ничего сверх того; все прочее не более, чем наша "испорченность". Или эстетика - та же "испорченность", но в легитимизированной, консенсусной форме.
Это ключ к фотографиям, которые я здесь выкладываю. Lee Friedlander невинен как дитя. Он запечатлел голых женщин не испорченным никакими apriori и предустановками взглядом. Тех, которые не отказали ему в удовольствии увидеть их такими. Это не модели, привычно поставляющие вылощенную до полной безликости наготу на рынок дрессированных мнений. Это не проститутки, для которых нагота modus vivendi; заметно, что некоторые, как говорят актеры, зажаты - им некомфортна эта мизансцена, притом, что они ей не сопротивляются. Я не знаю, кто эти женщины (я специально не стал вычитывать предваряющей каталог статьи Питера Галасси, чтобы судить о фотографии и их авторе только на основаниях самой фотографии); думаю, что просто добрые знакомые - его и его друзей, которых жадный до плоти мира раблезианец-артист уговорил поддаться этому жаркому как полдень юга соблазну: явить себя "без дураков". Здесь человек явлен во плоти. Я не припомню более плотских фотографий, чем эти: даже самая черная порнуха и та всего лишь игра по правилам, а здесь правил - правильного - нет и в помине. Есть только одно - кайф от того, что это ЕСТЬ.
Я помню этот кайф. Когда мне было 9 лет, меня мыли в санаторской бане молодые медсестры этого по-советски богоугодного детского оздоровительного заведения. Так получилось, что я затесался как переросток в стаю ребятни дошкольного возраста и, уважив мои претензии на взрослость и мужественность, женский персонал отделил меня от кучи и взял мыться с собой. Мне даже разрешили остаться в трусах. Но сами меня не стеснялись. Кажется их было трое, наверное, для них в этом был терпкий привкус слегка подзапретной забавы, в которой они ничем не рисковали; я уже плохо помню детали. Фотографии Lee Friedlander'a вернули меня туда - в то место, в котором я узнал наготу женщины еще не зная, что она значит.
UPD: Первоначально здесь был представлен другой набор картинок, но мне их "забанили". Пришлось довольствоваться тем, что удалось надыбать в нетях.