Настало время рассказать, с чего вообще всё началась идея такой поездки.
Примерно года полтора назад я стал интересоваться таким редким явлением, как узколейные железные дороги. Очень хотелось побывать и покататься на какой-либо из них, но до недавнего времени это никак не удавалось осуществить (за исключением поездки без катания в 2007 году на Васильевский Мох с Маляновым и Ко и созерцания остатков УЖД Ноглики-Оха на Сахалине). Можно много было раз съездить на широко известную в узких кругах "Туму-Голованову Дачу", но всё время находились какие то препятствия до этого.
Примерно такое же время назад (1,5 года) в России появилась авиакомпания "Скай-Экспресс", которая возит всех желающих всего лишь за 500 рублей (ну правда теперь за 1000). Правда, чтобы купить билеты за такую цену, нужно дождаться какой-нибудь мега-акции. Когда подобный долгожданный момент настал, в первую очередь было решено схватить билеты до Екатеринбурга. В Свердловской области располагается опять же ШИвУЗ Алапаевская УЖД, которую я пожелал посетить. Сие активное желание было связано с тем, что она была так известна, а также с тем, что в 2005 году мы были в Алапаевске, но её не посетили (абидна, блин). Самое интересное, что я так и не знал, почему она такая знаменитая и такая уникальная, оказывается это самая длинная УЖД в России и СНГ.
Три часа на маршрутке - и вот мы в Алапаевске. Тут настолько было всё холодно и серо, что на нас нашло депрессивное состояние. Предстоящая поездка хоть и радовала, но в тоже время пугала: "Вдруг там ничего особенного нет". Кроме того, неизвестно было что за контингент наберётся в этот поезд, вдруг ничего хорошего. Да и перспектива всю ночь трястись сидя не очень радовало. Было решено, что если не понравится - ехать до Верхней Синячихи, а оттуда как-нибудь выбраться назад.
Алапаевск:
Сперва мы погуляли по вокзалу АУЖД и его окрестностям.
Вокзал:
Трёхпутка (для поездов обоих типов)
И вот наконец, поезд приходит...
Что интересно, все вагоны разных цветов. на каждом из них какая-нибудь надпись.
Весь поезд. Честно говоря, производит впечатление игрушечного. Даже не верится, что он реально перевозит людей.
И вот, посадка.
Первое, что нас необычайно порадовало - в поезде есть плацкартные вагоны!!! Отлично, значит можно будет спокойно поспать. Второе - строгий контроль билетов, прямо как на обычных поездах. Кстати, билеты выглядят вот так:
Ну вот купили билеты, сели и поехали. Идёт поезд неспеша, скорость 20-30 км/ч, покачивается на ходу. Ощущения - незабываемые! Вот, кстати, как выглядит внутри плацкартный вагон:
Поезд уходит из Алапаевска в 19.30 и едет около 140 км до станции Санкино, куда приходит в 1 ночи. По пути у него около 7 или 8 станций. Посёлки очень глухие, в большинство из них нет автомобильной дороги, только зимник. И поезд - единственный способ выбраться на большую землю (правда у некоторых есть дрезины). АУЖД имеет усы по которым ходят дополнительные поезда, привязанные к этому. На некоторые ветки просто отцепляются вагоны от основного поезда.
Станция Угольная:
Наш машинист (хотя скорее помощник)
Он и проводницы были несколько ошарашены появлением далёких гостей, интересующихся узкоколейкой. Но в целом отношение было очень доброжелательное. Так, под постукивание узкоколейных колёс мы заснули. И вот, Санкино, стоим и едем обратно. Санкино, кстати, не конечный пункт, от него дорога идёт дальше, на Калач, куда идёт другой поезд, но мы решили ограничиться Санкиным. Обратно билетов в плацкартный вагон к сожалению не досталось (вот я дурак, надо было сразу покупать туда-обратно), но одна пора уступила нам верхнюю полку, на которой мы и разместились. Страшновато при такой раскачке было на ней ехать, но ничего страшного не произошло.
Выходить на обратном пути мы решили в Верхней Синячихе, а не в Алапаевске. Поезд идёт между этими двумя станции целый час (хотя там около 16 км напрямую), а так мы успевали на более ранний автобус.
Верхняя Синячиха:
Удаляющийся поезд:
Вот таков был мой первый узкоколейный опыт.