Пожалуй, самая красивая узкоколейка на территории России, сообщением "Черниговская - Шпалорез", более известная, как Апшеронская узкоколейка. Наконец-то посещена и нами. О чём и будет рассказ.
Джерело:
Краснодарский край Апшеронская УЖД находится в Апшеронском районе Краснодарского края и связывает отдалённые посёлки, расположенные в труднодоступной горной местности с посёлком Черниговская. Когда-то линия шла до самого Апшеронска, но поскольку параллельно ей существует дорога, то несколько лет назад её, к сожалению, демонтировали. Тем не менее, самый красивый участок сохранён, и вряд ли будет ликвидирован в ближайшие годы, поскольку вменяемой дороги от Черниговской в посёлок Отдалённый нет и не предвидится.
Про логистику. Сначала мы из Москвы полетели в Краснодар "Скайэкспрессом". К глубочайшему нашему разочарованию, за неделю до поездки обанкротился известный отечественный лоукостер "Авианова". Только хотели ими слетать и тут на тебе.. Но делать нечего, выбрали второго (уже не очень дешёвого) лоукостера. Скайэкспресс отдал свои рейсы авиакомпании "Кубань", посему летели мы вот на таком самолёте с подсолнухами (вместо скачущих разноцветных букв).
Тут был и плюс. В отличии от "Ская" кубанцы кормят во время полёта (только бутерброды с чаем).
Из аэропорта Пашковский на троллейбусе №7 (люблю города, где в аэропорт ходит электротранспорт, жаль их так мало), доехали до центра Краснодара, чуток погуляли, после чего погрузились на автобус в Апшеронск. У нас была с собой палатка, но тем не менее мы заселились в довольно уютную гостиницу прямо рядом с автовокзалом (1000 р./сутки, номер), т.к. шёл дождь, да и вообще.
Поезд из Черниговской в Шпалорез ходит 2 раза в сутки. Утром в 7 часов и вечером в 7 часов (в выходные только вечерние рейсы). На вечернем рейсе ничего не увидишь, а вот утренний рейс - самое оно. Добраться из Апшеронска к этому рейсу можно на автобусе в 6 утра (в этом плане расположение гостиницы было на редкость удобным).
Надо сказать, что нам феноменально не повезло с погодой. Приедь мы на 3 дня раньше, и было бы здесь солнце, тепло, хорошо. Наш день был насквозь холодным и дождливым. Из-за этого, наверное, не удалось оценить красоту линии в полной мере - макушки гор были затянуты облаками, а периодический дождь доставлял сильный дискомфорт и мешал наслаждаться красотой природы. Тем не менее, узкоколейка и окружающая природа не смогли не понравится..
Джерело:
Краснодарский край Поезд состоит из локомотива, работающего по совместительству пассажирским вагоном и товарным вагоном. В народе состав называют "Матрицей". Почему - науке неизвестно.
Внутри
Он отходит от станции Черниговская, начинает медленно но верно подыматься в горы. Всего, длина линии 29 километров, их поезд проходит за 2,5-3 часа.
Станция Кушинка находится на ответвлении, туда поезд заезжает и едет обратно
до станции 40 км
Народ входит и выходит на разных станциях. Значительная часть пассажиров - дети, которые едут в школу, располагающуюся в Отдалённом. Чем ближе к Отдалённому, тем громче гвалт и шум в кабине.
Машинист периодически покрикивает на детей, чтобы угомонились. Но дети есть дети
Пассажиры постарше.
Товарный вагон служит в основном для перевозки продуктов в магазины в деревнях. Преимущественно, это хлеб
Часть продуктов едет в кабине машиниста. В этот раз там были макароны.
Касс нигде нет - проезд оплачивается непосредственно машинисту. После посёлков Режет, Средние Тубы, Верхние Тубы, поезд приезжает на станцию Шпалорез, располагающуюся в посёлке Отдалённый. Интересно, конечно, что такое периодически встречающееся несоответствие названия станции и населённого пункта, имеется и здесь (причём посёлок то небольшой). Разворотом служит треугольник (также, как и на Черниговской)
Поезд приходит по расписанию на ст. Шпалорез в 9.30. В нашем случае пришёл в 10. Обратно поезд уходит в 15.30, т.е. через 5,5-6 часов. Можно заняться в это время медитацией в посёлке, или походить по окрестным горам. Если времени мало, можно уехать автостопом в цивилизацию на периодически проезжающих лесовозах. А можно пройтись пешком вдоль железнодорожного полотна в обратную сторону. Так мы и поступили, пройдя в итоге ногами все 29 километров. Таким образом, Апшеронская УЖД - первая узкоколейка, пройденная мною пешком полностью. Поскольку дорога в данном направлении идёт всё время под гору, гулять по ней одно удовольствие (если б не дождь...).
Джерело:
Краснодарский край Впрочем, нельзя сказать, чтобы совсем всё было плохо. К дождю мы были морально и физически готовы, да и сильно капало всего 2 раза - в середине пути (перед приходом в Режет), и в самом конце (но тогда зарядило основательно). В остальное время дождь либо отсутствовал, либо слабенько моросил.
Итак, покидаем Отдалённый. Мост через реку. Совмещённый автомобильно-железнодорожный. В России такое - большая редкость.
За мостом ещё один треугольник
И дорога уходит вдаль...
Прямо под рельсами растут грибочки
Иногда облака чуть-чуть расходятся и можно наблюдать живописные скалы..
Постепенно доходим до посёлка Верхние Тубы
Во всех посёлках висят указатели улиц (точнее одной улицы, Железнодорожной. Мало где их больше)
Откуда то здесь взялась и набережная. Впрочем судя по силе дождя, скоро они тут и в правду появятся
Даже рельсы кое-где подтопило
Идём к Средним Тубам
Вот и Средние Тубы
Здесь же происходит перегрузка леса с узкоколейки на грузовики
Крановщик с рабочим
Дальше идут какие-то сараи
И 8 километров до следующего посёлка
Мосты все преимущественно деревянные
Деревья местами совсем вплотную к линии подходят
Выходим к реке. В этот момент полил сильный дождь
Наконец, посёлок Режет. Дождь был таким сильным, что мы думали остаться здесь и ждать обратный поезд. Но как только мы сюда пришли, он закончился.
В этом месте железная дорога пересекает крупную реку Пшеху по длинному мосту
Другая оконечность Режета
Кладбище тракторов
Осталось уже немного, чуть больше 10 км
Вот и 40-й км
Треугольник с поворотом на Кушинку
И финишная прямая на Черниговскую
Рядом снова река
Место, где скалы с двух сторон реки подходят почти вплотную к друг другу, здесь произошёл прорыв немецкой обороны и начало освобождения Кубани от фашистов.
В честь чего стоит памятный знак.
И плита с именами героев
Ещё дальше (ближе к конечному пункту) располагается красивый водопад
Оставалось пройти совсем немного - несколько километров. Но именно они нам дались сложнее всего. Дождь зарядил с такой силой, что уже ничего не хотелось, кроме как скорее прийти куда-нибудь в сухое место. Плюс ко всему начало темнеть, больше красивых кадров сделать не удалось. Пришли в Черниговскую мы насквозь мокрые, причём одновременно с поездом, практически тютелька в тютельку.
На всём протяжении узкоколейки, вокруг неё полно всякой домашней живности..
А-ля Кустурица
Много где пасутся лошади. Видать, тут это необходимый вид транспорта
Режетские свинки
Вот такая вот красивая железнодорожная линия, могу всем порекомендовать на неё съездить (тем более, что она находится в курортном регионе). Я бы ещё раз на ней побывал уже в хорошую погоду. С другой стороны сейчас осень, наиболее красивая пора, в другие сезоны не будет столько красок. Кстати, на одной из карт видел из Отдалённого тропу через перевал к курорту Лазаревское. Интересно, есть ли там возможность пройти? Думаю, что за 2-3 дня вполне можно одолеть весь путь, т.к. расстояние не очень большое.
Кроме того, в Апшеронском районе также действует узкоколейная мини-линия "Гуамка - Мезмай". Её длина составляет 3 км, по ней ездит поезд для туристов через ущелье. Мы хотели на второй день поехать туда, благо там и без железнодорожной линии немало интересного, но наши планы изменились и мы поехали в Геленждик (но об этом в другой раз). Да и не думаю, что та туристическая мини-линия может быть интереснее этой.
Кросс-пост в
ru_railway:
http://ru-railway.livejournal.com/1470772.html