В продолжении рассказа про посёлок
Черёмушки расскажу про самую главную его изюминку - черёмушкинский трамвай. Явление настолько уникальное по всем параметрам, что стоит внимания даже тем, кто особо трамваями не интересуется.
![](https://lh4.googleusercontent.com/-LYiR443UOJQ/UmgmkGULNYI/AAAAAAABNPM/GhPiD9l4Nuk/s800/IMG_1377.JPG)
Трамвай в Черёмушках был построен для вывоза рабочих к ГЭС. Для этих же целей он существует и сейчас. Представляет всего одну линию длиной 5 км. В связи с такой целенаправленной особенностью, он не похож более ни на одну другую трамвайную систему в России. Вот следующие факты, делающие систему неповторимой:
1) Линия полностью однопутна.
2) На линии нет колец - есть только два оборотных тупика. Используются двусторонние вагоны ЛМ-68 ленинградского производства. Кстати, до того, как в этом году появились двусторонние вагоны в
Москве и
Питере, Черёмушки были единственным местом, где использовалась схема движения с двухкабинными трамваями и оборотными тупиками (если не считать скоростные трамваи в Волгограде и Кривом Роге).
3) На линии используется один вагон (в часы пик ещё добавляется система из двух вагонов), который совершает рейс туда-обратно раз в час (есть расписание). В выходные линия не работает.
4) Проезд на линии полностью бесплатный.
5) Сейчас узнал с удивлением ещё невероятную вещь. Это самая новая трамвайная система России - она была открыта в 1991 году (а я думал, что сильно раньше).
6) Трамвай ходит по рельсам бывшей железной дороги, связывавшей СШГЭС с Абаканом. Ж.д. ветка активно использовалась при строительстве ГЭС и почти вся была разобрана, однако последний её кусок был переоборудован под трамвайное движение. Вот я не в курсе, есть ли где-то ещё у нас движение по бывшим ж.д рельсам, однако в любом случае, явление это уникальное.
![](https://lh6.googleusercontent.com/-IV25OpP4hU4/UmgmZt7H50I/AAAAAAABNNM/6ckn0g1sOrU/s800/IMG_1216.JPG)
Но, конечно же, самое замечательное, это - окружающие пейзажи. Горы, скалы, Енисей.. Такого красивого окружения вдоль линии трамвая нет больше нигде в России. Есть трамваи среди гор в Пятигорске и Златоусте, но там нет и близко того драматизма пейзажа, что есть тут. Подобное сочетание трамвая и природных красот можно встретить только во всяких заграницах - Германии, Швейцарии.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-yZiDD-t0fNg/UmgmfZAh4jI/AAAAAAABNOU/sRjgBoL8dlA/s800/IMG_1267.JPG)
Трамвайчик с козами
![](https://lh3.googleusercontent.com/-ZXf_khjDndQ/UmgmMk2omjI/AAAAAAABNKo/0MXXI7GCkeY/s800/IMG_1041.JPG)
Естественно, номера маршрута у трамвая нет, т.к. какие на такой маленькой линии могут быть маршруты. Есть расписание, уходит трамвай из Черёмушек к ГЭС почти всегда в середине часа. Обратно - в начале часа.
![](https://lh4.googleusercontent.com/-5q0DLAnLaso/UmgmcH5P8eI/AAAAAAABNNs/7hxEcqjJ-6E/s800/IMG_1256.JPG)
Кабина двусторонего вагона. Двери справа - двери слева
![](https://lh6.googleusercontent.com/-NmsXXMF08cA/UmgmcsrDZbI/AAAAAAABNN0/UaYptff89l0/s800/IMG_1258.JPG)
Кстати, обратил внимание на интереснейшую вещь. Трамваи ЛМ-68М, изготовленные в городе-на-Неве, имеют возраст в 22-23 года, однако в отличии от своих коллег, ходящих в родном городе, содержатся в идеальном состоянии. Когда ты видишь вагон ЛМ-68М на
питерских улицах, то почти всегда ужасаешься от его ужасности, и складывается ощущение, что такой трамвай не может быть по определению в каком-то нормальном состоянии. Что надо срочно его выкинуть на помойку, и купить новый хороший (например КТМ-23). А тут выясняется, что можно содержать в достойном непозорном состоянии совершенно любую технику, надо ж!
![](https://lh5.googleusercontent.com/-C6KvSw1xdww/UmgmddLftiI/AAAAAAABNN8/pKwr6pOthwY/s800/IMG_1259.JPG)
Другая кабина того же вагона
![](https://lh6.googleusercontent.com/-gRo8Fdknfe8/UmgmeKoZ_-I/AAAAAAABNOE/PEKHAHQw_ko/s800/IMG_1261.JPG)
Морда прицепного вагона (точнее сначала прицепного, а потом - головного)
![](https://lh6.googleusercontent.com/-4-rtOEc7StA/Umgmg0g2JcI/AAAAAAABNOk/J4cy0FPGcHY/s800/IMG_1275.JPG)
Водители трамваев обучаются в Красноярске, и там же сдают экзамены. Ремонтируются вагоны на территории ГЭС.
Итак, начальная станция "2-я Терраса".
![](https://lh4.googleusercontent.com/-kD6KgKz1ZFE/UmgmgL3TWaI/AAAAAAABNOc/peNcQA5WhnE/s800/IMG_1271.JPG)
Линия здесь возникает внезапно из бурьяна
![](https://lh4.googleusercontent.com/-s2RcnjcsTcg/UmgmDJFDiCI/AAAAAAABNIg/rLEDNUlH8VA/s800/IMG_0887.JPG)
"2-я Терраса" находится при въезде в посёлок со стороны Абакана. Далее линия идёт сквозь посёлок.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-DmSme23ZmG4/UmgmD7QDiXI/AAAAAAABNIo/avweI17J1ig/s800/IMG_0894.JPG)
Рядом отходит песчаная велодорожка
![](https://lh3.googleusercontent.com/-nPGSmM4O_sU/UmgmByuL4GI/AAAAAAABNIM/L29SPrIDuGc/s800/IMG_0881.JPG)
Станция "Рабочая"
![](https://lh5.googleusercontent.com/-ZPt9OzSVLPM/Umgl_hfGLwI/AAAAAAABNHw/2UdHUdka8Vk/s800/IMG_0851.JPG)
Приближаемся к центру посёлка.
![](https://lh5.googleusercontent.com/-F2kllSOeORo/Umgl9v1q6OI/AAAAAAABNHY/FcQLjW90eyM/s800/IMG_0839.JPG)
Единственный автомобильный мост через трамвайную линию. Ведёт от трассы в центр Черёмушек.
![](https://lh5.googleusercontent.com/-HKqBS_I2uAw/Umgl-ZrneEI/AAAAAAABNHc/i_MuFvc8I74/s800/IMG_0842.JPG)
Ближайшая к центру станция
![](https://lh4.googleusercontent.com/-07k-csWYwzg/Umgl8iDlHzI/AAAAAAABNHE/a7ItuPUicW0/s800/IMG_0831.JPG)
Поворот в депо. Единственный разъезд в системе.
![](https://lh6.googleusercontent.com/-wSZ18Lryu0g/Umgl7IRJQEI/AAAAAAABNG0/BTUe9TADPvw/s800/IMG_0812.JPG)
Станция "Пожарное депо". Уже другой конец посёлка, тут начинается дорога к ГЭС
![](https://lh4.googleusercontent.com/-Q2FPIcsYvjc/Umgl55hkA5I/AAAAAAABNGk/RLsKvfBHKIE/s800/IMG_0807.JPG)
![](https://lh4.googleusercontent.com/-xvkw7AvmiuA/Umgl4fiG6oI/AAAAAAABNGU/2_0tM0CKNiU/s800/IMG_0788.JPG)
И вот, мы выходим к самому живописному месту линии. Никакой цивилизации, никаких домов, берег Енисея, горы, сибирская природа!
![](https://lh3.googleusercontent.com/-oLUQXXJNPqQ/Umgmi9GzZoI/AAAAAAABNPA/oPQ8wYTpjlo/s800/IMG_1338.JPG)
![](https://lh5.googleusercontent.com/-qSHsFeGXAgo/UmglrbVv7xI/AAAAAAABNDw/DN6fmaBW_SY/s800/IMG_0680.JPG)
Движение выглядит примерно так. Весь день курсирует одиночный вагон. В предпиковый час (16.30) выезжает вместо вагона система из двух вагонов. А в пиковый час выезжает сначала система, а затем - одиночный вагон. Потом система уходит в депо. Тоже самое утром. Кстати, были времена, когда ходила система из трёх вагонов.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-rZ593k_rhMg/UmgmiBXKSsI/AAAAAAABNO0/Zjm_5Oaacq8/s800/IMG_1326.JPG)
Трамвай и трасса тут идут параллельно.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-gk1pGa6e0Wo/UmglvOBaveI/AAAAAAABNEc/zMjfHwVtWRk/s800/IMG_0703.JPG)
![](https://lh3.googleusercontent.com/-MaLD6KdlHzA/UmglkVy5tXI/AAAAAAABNCg/iksEnOxW0K0/s800/IMG_0642.JPG)
![](https://lh3.googleusercontent.com/-Of8bJ_ExKtw/Umglj5NzaJI/AAAAAAABNCU/KYbKxTjJZII/s800/IMG_0641.JPG)
А вот это вообще прекрасно! Полноценный сохранившийся железнодорожный переезд через трамвайную линию. Думаю, что такого больше точно нигде нет в бывшем СССР
![](https://lh6.googleusercontent.com/-nZs-K7qSbNc/UmgljHSl3uI/AAAAAAABNCM/GNoJqjAbDCU/s800/IMG_0640.JPG)
Есть недавно построенная вертолётная площадка
![](https://lh3.googleusercontent.com/-rHYauqQyun4/UmgllIk2LXI/AAAAAAABNCk/wkAQcNk9xaw/s640/IMG_0647.JPG)
И вот мы прибываем к остановке около смотровой площадки. Остановка не последняя, но простым людям надо здесь выходить - дальше трамвай заезжает на охраняемую территорию гидроэлектростанции.
![](https://lh4.googleusercontent.com/-GaZS8YEcOTs/Umglxg7Z2FI/AAAAAAABNE8/CWTTPQNPLUY/s800/IMG_0717.JPG)
![](https://lh3.googleusercontent.com/-1v6rhUTsvR0/UmgmpWw9ZRI/AAAAAAABNP8/HV2swF8ybew/s800/IMG_9498.JPG)
Дальше будка со шлагбаумом и проверяющим охранником. Вот трамвай внутри территории ГЭС
![](https://lh3.googleusercontent.com/-qGOK6CDJGJo/Umgma00L-OI/AAAAAAABNNg/IGWP13p0wdI/s800/IMG_1246.JPG)
Конечная станция трамвая "СШГЭС" находится вот там (можете рассмотреть провода на правой части фото):
![](https://lh4.googleusercontent.com/-q1ywtIXBaZs/UmglzIvTtLI/AAAAAAABNFQ/vn-C5WF10xU/s800/IMG_0726.JPG)
Кстати. Если вы хотите ехать в Черёмушки, то вам придётся ехать сначала из Абакана в Саяногорск. Туда отправляются маршрутки примерно каждые 20-30 минут. Из Саяногорска ходят автобусы и маршрутки в Черёмушки по улице рядом с автовокзалом (автобус стоит 10 рублей, идёт час, маршрутка - 40, доезжает за 30-40 минут). Прямые маршрутки из Абакана в Черёмушки крайне редки - их всего 2-3 в день, и рассчитывать на них не имеет смысла. Общее время езды из Абакана до Черёмушек - примерно 2,5 часа. Приезжайте в Черёмушки пораньше, чтобы побольше успеть.