Узнав в конце января, что пригородный поезд по линии Земцы-Жарковский грохают вместе со всем остальным сообщением на основной магистральной линии от Ржева до Себежа, я очень расстроился. Как-то мне раньше почему-то не приходило в голову проехать на этой линии, а теперь вдруг ВНЕЗАПНО оказалось поздно. Я даже думал скататься одним днём туда из Москвы, но уж больно неудобная логистика выходила.
Но тут светлейший наш Владимир Владимирович замолвил слово за электрички, и этот поезд по забытой всеми ветке также обратно и восстановили вместе со всей остальной компанией. Опасность отлегла, но вот вопрос, надолго ли. Оказавшись в начале мая на даче в Жижице, я решил воспользоваться возможностью и обкатать эту ветку.
Ветка Земцы-Жарковский находится в Тверской области и отходит от железнодорожной магистрали Москва-Рига (Виндавская магистраль) на станции Земцы (360 км от Москвы).
Была построена как часть планировавшейся до революции магистрали "Санкт-Петербург - Новгород - Смоленск". Магистраль построена не была, однако ветку уже в позднесоветские годы продлевали до Смоленска.
Посёлок Жарковский является райцентром, находится в 47 км южнее Земцов. К югу от Жарковского линия разобрана, движения уже давно никакого нет.
Поезд из Земцов до Жарковского на данный момент представлен рельсовым автобусом РА-1 и курсирует два раза в неделю туда и обратно (по средам и воскресениям).
Интересно то, что расписание поезда очень плохо согласовано с московским поездом 661/662 (Москва-Великие Луки). Если человек едет из Москвы в Жарковский, то ему надо приехать на станцию Земцы, которую 661-й проходит в 3 часа ночи, где ждать этого медленного поезда 8 часов. Обратно ситуация не сильно лучше - ждать после прибытия на Земцы поезд в Москву придётся 4 часа.
Зато поезд почему-то очень хорошо согласован с поездами на Великие Луки. Если ехать с В. Лук или Западной Двины, то в обе стороны придётся потратить на пересадку не более 10 минут! Этим фактом я и воспользовался, когда решил обкатать линию.
Итак, стартую утром 3 мая на станции Жижица, где у нас дача.
Приятное новшество - все пригородные поезда здесь перевели на РА-шки. На мой взгляд, это очень правильно - рельсовый автобус куда экономнее тепловоза по топливу, ну и нет затраты на проводника вагона.
Я понимаю, что скорее всего эти РА-шки тут ходят лет N как. Но я отстал от жизни, я хорошо помню, как у нас ходили обычные пригородные с плацкартными и сидячими вагонами. Поэтому очень непривычно было видеть такой "несерьёзный" поезд, почти маршрутку, у нас в Жижице
Заходим внутрь. Эмблемка, встречающаяся в крупных городах и преимущественно под землёй тут попадается среди глухих лесов
Вот, наконец, и Земцы. На первом пути нас уже ждёт самый медленный поезд в мире, тоже рельсовый автобус :)
А наш великолукский поезд почапал дальше в Нелидово..
Только я вышел из поезда и стал фотографировать станцию, как ко мне подходит некий парень и ошеломляет меня вопросом: "Простите, а вы случайно не griphon-275?". Неужели меня уже и в Земцах знают? Оказалось, это хорошо мне знакомый ЖЖ-френд Константин
nord-ursus из Питера. Который, конечно же, приехал в Земцы с той же целью, что и я. Ну отлично, вместе веселее будет ехать!
Почему поезд считается самым медленным в России, а возможно и в мире? 47 км он проходит за 3 часа 20 минут. Т.е. выходит в среднем 14 км/ч. Есть ли где поезда медленнее? Узкоколейки и то ездят быстрее.
По сути, если быстро бежать, то можно двигаться вровень с поездом.
Кстати, ещё до прошлого года - это был последний в регионе маршрут, по которому ходил не рельсовый автобус, а традиционный локомотив с вагоном. Хорошо, что поставили РА-ку и сюда, страшно представить сколько денег уходило на топливо тепловозу, работавшему по сути в холостую, особенно с учётом пассажиропотока..
У меня где-то имеется служебное расписание пригородных поездов тех мест за 1992 год. Изучая его, я обнаружил, что на линии "Земцы-Жарковский" в те годы ходили грузопассажирские поезда. Суть была похожа на пригородный, но у них была своя нумерация: 953/954 и 956 вроде (да, 95*-97* - это грузопассажирские, а не почтово-багажные). Видимо возили в них и грузы, и вагон-лавка какой-нибудь был. Кстати, ходили поезда быстрее нынешнего. В те годы я их не застал, но в какой-то момент поезд стал обычным пригородным с номером 6***. Ну хорошо хоть в таком виде он до наших дней сохранился.
Тронулись. Пока едем параллельно "Москве-Риге", но довольно быстро от неё начинаем отдаляться.
Далее начинаются глухие леса
Через полчаса (!) первая станция - 8 км. Зал ожидания
Зато всегда открыт
Через два километра следующая станция - 10 км.
Станция Откос
Небольшая деревня при ней
Вокруг только лес и болота
Наконец, станция с сохранившейся табличкой. Кащёнки. Пусть она уже не на здании станции висит, но всё же.
Есть какая-то жизнь, даже почта.
Ближе к Жарковскому лес традиционно редеет и постепенно сменяется болотом
Наконец, приезжаем к конечной станции Жарковский.
Первым что нас встречает - политагитация!
А затем - тупик!
То, что было когда-то вокзалом
Рядом со станцией проходит уже недействующая ветка, которая когда-то шла в Смоленскую область. Сейчас движение по ней закрыто столбиком, хоть рельсы ещё в хорошем состоянии.
Километровые столбы в виде книжек - это уже редкость. Хотя на "Москве-Риге" они есть, только в Псковской области на всём её протяжении.
С недействующей ветки открывается вид на древообрабатывающий комбинат - одно из основных предприятий небольшого посёлка.
Мост через реку Межа
Близость Смоленщины хорошо ощущается по обилию машин с 67-ми номерами.
А вообще, ПГТ довольно милый и приятный
Жизнь тут более-менее есть
И культура со спортом
Новый д/к
Вождь мирового пролетариата, куда ж без него
Люблю, когда ряд домов так раскрашен в разные цвета
Новый свежепостроенный собор
По улицам много мам с детьми ходит
Поезд стоит в Жарковском всего час, которого на осмотр небольшого посёлка вполне достаточно. Едем назад!
Кстати, на линии не только километровые столбы "книжечками", но и деревянные стометровые столбики! Я такого больше нигде не видел.
Конечно, для неинтересующихся железной дорогой, для тех, кому сложно прочувствовать "дремучесть" и "глухость" подобной линии, тут, скорее всего будет скучно. Потому что железка идёт и идёт через лес. Событием даже является мост через реку. Это река Туросна
Каждая станция, рядом с которой какие-то домики, или даже маленькая деревня представляется оазисом цивилизации!
Рядом деревня Мирный
А между этими оазисами поезд идёт примерно с такой скоростью, как будто он отъезжает со станции по боковой платформе. Всё время интуитивно ждёшь, что поезд разгонится, но этого не происходит - с 12-15 км/ч он едет все 3,3 часа..
Естественно, что подобная скорость медленность, дополненная редким и не самым удобным графиком, не способствует хорошей заполняемости поезда пассажирами. Раньше, наверное, пассажиры здесь были. Сейчас же за всю дорогу туда-обратно кроме нас было всего три человека: две девушки ехали от Земцов до первой станции, и один мужик, который ездил из Кащёнок в Жарковский и обратно (наверное в какой-нибудь магазин).
А, строго говоря, куда этим пассажирам ехать? Из деревень вдоль линии уже все, кто мог, уехали. Кто не уехал - наверняка имеет машины, на которых куда быстрее и удобнее добираться до райцентра. Жителям Жарковского же этот поезд неудобен совершенно - автобусами тут можно куда чаще и быстрее доехать до Нелидово или Твери. А что им вообще делать в каких-то Земцах (являющихся по сути деревней)? А дальше поезд не идёт, хотя можно было бы хоть до Западной Двины его продлить спокойно.. Вот и получается, что транспортные любители вносят существенный вклад в местный пассажиропоток.
Вот постепенно возвращаемся, уже появилась "Москва-Рига".
Снова Земцы. Забавно выходит, что платформа Земцов - самый быстрый участок поезда. Пока он по ней едет, то разгоняется аж до 20-25 км/ч!
В Земцах по российским меркам просто-таки аншлаг из пригородных поездов!
А мне - опять всего 10 минут на пересадку, и поезд домой!
Вот и он. Поезд "Ржев - Великие Луки". Кстати, ещё лет 20 назад он был поездом дальнего следования! "655/656 Ржев-Новосокольники". А теперь и его РА-шкой сделали.
Когда РА-шка отчалила от платформы, мы прямо почувствовали, что летим с космической скоростью! Рижская магистраль вообще хорошая и прямая - там все поезда быстро едут.
Где-то через час я выгрузился в родной Жижице, а Константин уехал дальше в Великие Луки и далее на север в Питер.
А по поводу будущего линии "Земцы-Жарковский".. Вряд ли оно будет радужным. Если раньше ходило два поезда в день, и пустыми они не ездили, то чего можно ожидать от его современного состояния. С учётом скорости, логистики, и новых реалий.. Не очень понятна причина его медленности - по словам машиниста, да и по общему виду, пути не такие уж и плохие тут. Можно вполне ехать и быстрее. Однако поезду зачем-то поставлен такой график. Может специально? Грузовые по линии тоже с недавнего времени тоже перестали ходить, получается, что линия сейчас существует только для этого медленного поезда, на котором реально не ездит практически никто (3 пассажира - это совершенно не серьёзно, а бывает порой что и за весь рейс туда-обратно вообще никого)... В общем, пожалуй, чудо, что ещё по этой линии можно на пассажирском поезде проехать! Спешите воспользоваться возможностью.
Пост в
ru-railway:
http://ru-railway.livejournal.com/2675142.html