Россия с немецкими домиками

Jul 30, 2016 03:09

Калининградщина, как геополитическое явление, безусловно, - вещь уникальная. Ещё бы, кусочек настоящей России среди Европы! Таких крупных эксклавов и так в мире не очень много (на ум ещё только два приходит: Нахичевань и Аляска), а тут, казалось бы, и так самая большая страна в мире, а ещё и оторванный от себя кусочек имеет. Казалось бы, мне, как часто ездящему по европам и бывшему СССР, туда прямая дорога.
Однако, хоть и явление это как раз для такого любителя таких казусов, как я, почему-то ехать туда не спешил. Впервые мы побывали только в 2011 году, и после на более подробное исследование как-то не тянуло. Ну точнее как: абстрактно хотелось, чувствовалась уникальность места, но казалось, что всегда успеется то, сейчас и поважнее дела есть. Но когда произошли некоторые проблемы с нашим сибирским маршрутом, подумали: "А чего бы и не съездить?". Благо ещё жена очень на море хотела попасть, а это - самый удачный вариант по деньгам и остальному.




1. В прошлый раз специально чтобы ощутить "оторванность" региона я построил маршрут с заездом из Прибалтики и выездом в Польшу. Если ехать таким маршрутом, Калининградщина ощущается просто-таки типичнейшей Россией. Ну оно и интересно сделать в европейском путешествии перерыв и окунуться в родные, так сказать, реалии :))



2. "По идее, если ехать напрямую из Москвы, то должна ощущаться разница" - думал я. Поэтому мы поехали самым что ни на есть обычным способом - на прямом поезде "Москва-Калиниград". Поезд стоит обычную российскую цену, хоть и проходит по территории двух иностранных государств.



3. Однако по интернету купить на него билеты нельзя - только в кассе! Всё потому, что на купленный билет автоматически выписывается заявка на оформление упрощённой транзитной визы (УПД ЖД) для проезда по Литве. Париться об этой визе совершенно не надо. Надо только купить билет в кассе, причём присутствовать при покупке должны все участники поездки: необходима роспись каждого из них. То есть, билет другу купить не получится (хотя в 2011 году я покупал так билет знакомому жителю Туркменистана с российским паспортом по ксероксу). Далее, данные уходят в консульство Литвы, после чего вам выдаёт её консул прямо в поезде! В связи с этим есть также правило, что если у вас нет этого УПД ЖД, то купить билет вы можете не позднее, чем за 28 часов до отправления поезда. Выглядит УПД ЖД очень интересно: обычная бумажка, внизу прикреплена настоящая виза. Действует три месяца с момента выдачи. В неё литовские пограничники ставят въездные и выездные штампы. Но, как заметили в комментариях, работает она только для однократной поездки туда и обратно. Для следующей поездки нужно получать новый УПД ЖД, но это также несложно.



4. Интересно, конечно, ради всего этого в каждом поезде, едущем в Калининград, содержится по консулу. Он ходит по вагонам, собирает заполненные анкеты и раздаёт визы. Интересно, конечно, где садятся консулы в поездах "Адлер - Калининград" и "Челябинск - Калининград"? Кстати, если у вас есть шенген, можете не связываться с этой бумажкой и получать штампы прямо в паспорт, а также покупать билеты за 15 минут до отправления. У нас сейчас шенгена нет, поэтому решили вот такой способ попробовать, заодно обрести такую красивую бумажку, благо она бесплатна.



5. Как это непривычно. Когда едешь из Москвы на запад, то сначала идёт Смоленская область, потом более европейская Беларусь. Потом ещё более европейские Прибалтика, или совсем европейская Польша! А тут едешь ещё дальше Прибалтики - и вот, снова на тебе Россия!
Литовско-российская граница между станциями Чернышевское и Кибартай.



6. Увы, следует признать, что даже если ты из континентальной России (или просто из "России") приехал в Калининградскую область, то не получишь никакого ощущения чего-то "особенного". Абсолютно та же самая обстановка, что и в большинстве остальных регионов.



7.



8. Всё отличие от остальных российских областей лишь в наличии немецких домиков. Ну и до кучи к ним - сохранившаяся со времён немцев планировка улиц. Поэтому, порой просто ахаешь - кажется, что действительно где-то в Германии.



Помимо планировки - ещё обилие городов. В континентальной России такой плотности городов и близко нет - расстояния между ними по 50-100 км. Тут же город через каждые 20-30 км. Такое есть только в Подмосковье, в Ленинградской области и на Донбассе.

9. Много где читал, что калининградцы - более культурные, более "европейские", чем остальные россияне. Не знаю, я ничего такого абсолютно не заметил. Те же люди, что и в какой-нибудь Костромской или Ульяновской области: те же тётки, бабки, мужики, те же нефоры и матерящиеся гопники, алкаши. Словом сказать, Калининградская область тут среди российских регионов ну никак не выделяется.



10. "Отличия, всё же, небольшие есть" - поведал мне известный многим из вас житель Балтийска Слава soullaway: "Ну, например, у нас в маленьком городке вполне обычна ситуация, когда в очереди стоит чувак с дредами, а за ним какой-нибудь военный. А если взять похожий по размеру Мценск, то там фиг кого с дредами найдёшь, за них там сразу поколотят".



11. Но как то же должны себя же самоощущать калининградцы по-другому, не так, как жители Челябинской области? Когда они практически окружена со всех сторон шенгеном и НАТО, когда вокруг тебя нет сотен километров таких же бескрайних лесов, нет соседних областей, а менее чем в 100 км в любом направлении Счастливый Западный Мир.



12. В который попасть намного проще, чем в любой другой регион твоей страны. Ведь в ту же Польшу можно одним днём смотаться, и даже виза не нужна! А жители города Советска могут ходить по несколько раз в день в Литву, которая находится прямо через мост. КПП расположен прямо в центре города.



13. В любую другую российскую область поехать - это уже целое предприятие. Надо либо покупать билет на поезд, либо, если нет заграна - самолёт, либо оформлять шенген для транзита на машине. Поэтому местные так и говорят "поехать в Россию", имея в виду её "континентальную часть", будто бы Калиниградская область - не Россия. Можно было бы написать, что такого нет больше ни у одного из регионов, но ведь это не так. Весь Крайний Север живёт в таких же условиях, хоть физически регионы там и примыкают друг к другу. А такое же выражение "поехать в Россию" я слышал и от нарьян-марцев.



14. Все автобусы из Калиниградской области идут в соседние страны: Литву, Латвию, Польшу, Германию, Беларусь, Чехию. Есть даже автобус на Украину. Ни одного автобуса в другие регионы России тут нет, что тоже прецедент относительно уникальный! Туда только поездами, самолётами, или кораблём.



15. Почему здесь типичная Россия? Пожалуй, основная причина в том, что коренных жителей тут в принципе нет, как известно. Абсолютно 100% жителей - понаехавшие в первом, втором или третьем поколении. Немцы, которые здесь жили, были поголовно выселены. Это вторая причина, по которой регион этот - уникальнейший по своей сути! Было ли где-то ещё такое в мировой истории, чтобы в какой-то момент некий регион обновлялся на 100% совершенно другими людьми? Может и есть, но я, что-то не могу вспомнить.



16. Заселяли Кёнигсбергщину людьми со всей страны, причём часто публикой не самой лучшей. Кстати, есть в области и названия, указывающие на происхождение её новых жителей: Канаш, Саранск и другие. А вот памятник первым поселенцам региона в городе Советске.



17. В результате русские принесли Россию с собой на бывшую территорию Германии. Всем местным городкам, деревням, посёлкам, речкам, озёрам были даны русские названия, которые сохраняются, понятное дело, до сих пор. Так на немецкой земле появились Правдинск, Советск, Гвардейск, Ладушкин и т.д. Вместе с названиями была принесена и культура и образ жизни.



18. Таким вот образом, Калиниградщина стала Россией с немецкими декорациями. Отсюда и название поста. И хотя русские не с очень большой бережливостью заботились о немецком наследии, напоминавшее им о самой страшной войне в нашей истории, не стали восстанавливать разрушенное в ВОВ, сохранилось немецкого тут очень много. Особенно хороши окраины Калининграда, Советск (Тильзит), Черняховск (Инстербург), Балтийск (Пиллау), и, по отзывам, Гусев. Порой действительно ходишь, и ощущаешь себя в Германии...



19. ...пока не переведёшь взгляд на другую сторону площади, где тебе обязательно встретятся наши реалии :)



20. На самом то деле. Ещё можно понять почему тогда историческое наследие не берегли. Но сейчас уже совершенно другая ситуация, военные годы - дела давно минувших дней. Сегодня Калиниградщину можно было бы сделать "витриной" как для запада, так и для себя, собрать там всё лучшее, показать, что и мы не лыком шиты. Однако ж область выглядит ужасно запущенной и раздолбанной.



21. Историческое наследие разрушается,



22. нормальной пешеходной инфраструктуры нет,



23. приличного общественного транспорта нет..



24. Жилой фонд в депрессии и упадке. Старые советские детские площадки (не везде, правда).



25. В относительно приличном состоянии находятся, разве что, дороги. Но это по всей стране так.



26. Трамвайчик Калининграда. В 2011 году было ещё три маршрута, сейчас в 2016 остался один.. За последние годы была закрыта ещё пара линий, ещё некоторые просто не используются. Один купленный трамвай у Польши погоды особо не делает.



27. Дичайший кошмар, что в центре Европы, где эти трамваи плодятся, как кролики, их довели до такого кошмарного состояния... Ещё хоть как-то можно понять, когда убивают трамваи где-нибудь в Омске или Воронеже. Ну да, там власти варятся в своём мире, всякие запады непонятно где, и им не указ. Но тут то! К югу Польша с хорошим транспортом, к северу Литва с хорошим транспортом, к востоку тоже Литва с хорошим транспортом. До ближайшего трамвайного Эльблонга меньше 100 км. Надо полагать, что половина администрации Калининграда в Польше-Германии бывала не один раз, как бы должна представлять, как должен выглядеть удобный город с комфортным транспортом?



28. Ни в Литве, ни в Польше вы такой остановки не найдёте.



29. Кстати, в Польше точно такие же хрущёвки и брежневки. Но поляки их реконструируют, проводят массовую замену коммуникаций, красят так, что потом смотреть не страшно и жить в таком приятно. В Москве так тоже недавно начали делать, и в паре мест России я это видел. Отчего бы Калининграду не перенять подобный польский опыт? Мало что придаёт окружающему пространству вид полной безысходности больше, чем облезлые советские дома..



30. То есть надо понимать, что по общероссийским меркам Калининград - довольно таки средненький регион. Не самый ужасный, но и не самый ухоженный. Если бы такое было где-то в Центральной России, на всей этой раздолбанной плиточке и ушатанных трамваях не стоило бы даже внимания заострять. Но проблема то в том, что регион - уникальный, и обладает уникальными возможностями перенимать опыт у соседей. Вместо этого он обладает типичными современными российскими проблемами. К вышеперечисленным, это чрезмерная автомобилизация (в самом Кёниге пробки уже жуткие, тут добавляет проблемы доставшаяся от немцев узость улиц, воздух в трёхсоттысячном городе хуже, чем в Москве), упадок пригородного ж.д. сообщения (РЖД работает над этим!).



31. Кроме линий в курортные Светлогорск и Зеленоградск ж.д. сообщение представлено одним поездом в сутки на каждой из линий. От Черняховска до Нестерова вообще ничего почему-то не ходит (хотя какие проблемы продлить маршрут на 50 км).



32. Куршская коса. Мы были в тот раз на литовской её части, которая нам показалась очень уютной. Сейчас же настало время исследовать часть российскую. Природа, конечно же, и тут прекрасна. Но инфраструктура... С начала года за въезд на косу берут со всех по 150 рублей. Однако ничего сделано для удобства гостей не было. Вот, казалось бы, почему не сделать велодорожку вдоль всей косы в лесу? На литовской части она есть и очень удобно. Здесь же - только трасса (и другой климат, как известно!), в результате чего катание по косе на велосипеде было подпорчено ездой в одном потоке с машинами. А стоянки тут тоже отлично организованы.



33. Вообще, я скажу так, что Калиниградская область - просто таки идеальное место для либералов/русофобов, любителей употреблять термин "Рашка". Даже удивительно, что они этой возможностью не особо пользуются. В самом деле - материала для охаивания России и всего русского тут достаточно. Все выложенные тут фотографии подать под соусом "до чего довели местность, при немцах бы это выглядело совершенно по-другому.



34. Увы, не только при немцах, но и даже у соседних поляков и литовцев те же самые немецкие и не только городки выглядят куда приятнее и уютнее. Помнится, как-то наш любимый Батька предлагал отдать ему область, чтобы он там навёл порядок. А городки у Батьки, как вы знаете, заглядение просто (другой вопрос, что в отличие от поляков и литовцев о культурном наследии там так не пекутся).



35. Разумеется, всё это совершенно не к тому, что кому-то что-то надо отдавать. Как известно, сепаратизм вообще у нас запрещён. Но, главное то тут то для решения проблемы денег то и сил совсем немного надо. И сделать нормальные тротуары и дороги, отреставрировать исторические здания, вернуть закрытые трамваи в облцентре, построить велодорожки можно и нужно! Тем более, что в Калиниграде планируется проводить чемпионат в 2018 году.



36. Хочется, чтобы раз уж область в таком месте находится, это бы отличало её в лучшую сторону от остальной России, чтобы жителям там жилось не менее комфортно, чем соседям, чтобы и другие области за ней стремились, и чтобы россияне и иностранцы в неё могли приезжать и получать удовольствие. А так пока пройтись по тому же Черняховску с детской коляской - испытание не для слабонервных.



37. Почему тот же Лукашенко умудряется содержать всю страну в чистоте и порядке совсем малыми средствами? Да, в конце концов в самой России полно регионов, которые выглядят куда лучше, чем Калининградская область. Возьмём тот же Питер, например - там совершенно другое отношение к культурному наследию. За что тогда так власти области её так ненавидят?


38. И вот, всё же, несмотря на все столь типичные для России проблемы - есть ли у области преимущества в качестве жизни перед остальной Россией? Где депрессивнее жить - В Шахунье или в Черняховске? Да, мы знаем, что райцентры в России, как правило, не изменились особо с 90-х, и жизнь там куда тяжелее и мрачнее, чем в крупных городах. И, в конце концов, плитка и трамваи - далеко не единственные показатели качества жизни. Есть ещё зарплаты, дет.сады, поликлиники, школы, коррупция (или её отсутствие), коммуналка всякая и много чего ещё.. Тут, конечно, сферу эту не исследуешь подробно, но сдаётся мне, что у Черняховска возможность съездить за продуктами в Польшу или скататься быстро в Германию - будет практически единственным преимуществом перед Шахуньей. А это же неправильно.



39. Ну да, есть у некоторых калиниградских райцентров преимущество в виде красивых домиков. Хоть это и мало влияет на качество жизни (разве что постоянное нахождени е среди исторической застройки вызывает меньше тоски, чем нахождение среди серых хрущёвок). Во всяком случае, российские провинциальные "фишки" в том же Черняховске развиты очень хорошо.



40.



41. Хотя, всё же, не всё так плохо, может? Вот обычный калининградский дворик. Где ещё в России вы увидите, чтобы жители массово такие красивые цветы у своих хрущёвок высаживали? Такое бывает, но редко. Немного свойственно калининградцам чувство прекрасного.



42. Ещё у области есть особенность, вытекающая, опять же, из географического положения - обилие иностранных машин. По количеству туристов и гостей Калининград, скорее всего, проиграет Москве и Питеру, а вот по числу машин с иностранными номерами (конечно же, это, в основном, Польша, Литва, Латвия и Германия) вряд ли какой регион с 39-rus сравнится. Разумеется, что английского для туристов тоже крайне мало, как и в других областях. Но, думаю, это не самая актуальная проблема.



43. Ещё интересная особенность - православные церкви в немецких кирхах. Эту особенность я в прошлый раз не замечал.



44. Согласитесь, что выглядит как-то не очень естественно православный крест на немецкой кирхе. А особенно когда она называется "Преображенский собор".



45. Или вот вы можете себе представить, чтобы кирха в Рыбачем, что на два фото выше, называлась "храмом Сергия Радонежского"? Интересно, кстати, название епархии. Мы недавно как раз обсуждали - есть ли епархии, содержащие в себе советские названия? Выяснилось, что Калининградская - единственная такая.



46.Ну, и наконец, Калиниградская область имеет выход к морю, что делает её курортом! Курорт довольно специфический, на любителя. Море и воздух тут, всё же, холодноватые, а также ещё - Балтийские ветра. Тем не менее, спрос у жителей России на эти курорты есть. И, скажу вам, они во-многом приятнее Сочи - того количества быдлопублики, дискотек, шашлычных тут нет и близко.



47. А в перерывах между купаниями можно вместо улиц со всякими унылыми стекляшками ходить среди роскошной немецкой архитектуры.



48. Ну и, наконец, специальная добавка для ревнивых любителей Калиниградской области, которые возможно прочитают этот текст и посчитают, что автор хотел охаять их любимый регион. Думаю, что по тексту должно быть ясно, что пишу я это исключительно надеясь, что область изменится к лучшему. Что не будет этого удручающего позора (один трамвайный маршрут из имевшихся 10 совсем - совсем удручающий позор). Что не будет стыдно перед соседями и прочими европейцами, что мы до такого упадка прекрасный край довели. Да даже не в каких-то соседях дело, а в самих калининградцах, в первую очередь - главное, чтобы им жилось хорошо. Я очень хочу, чтобы Калининградщина процветала, а чтобы россияне и европейцы массово в неё ездили, и получали от посещения удовольствие. Почему бы нам действительно не сделать из региона назло всем настоящую русскую Европу! :)) Я верю, что сил и энергию для этого у страны хватает.



49. В целом то тут, несмотря ни на что, хорошо! Море, солнце, много интересного, природа на двух косах, замки, исторические города.. Приезжайте в Калининград!



Калининград, Калининградская область

Previous post Next post
Up