Нуадибу - Зуерат. Самый длинный поезд мира

Feb 20, 2017 12:35

Единственная железная дорога Мавритании, это линия, идущая из портового города Нуадибу вглубь пустыни на 650 км до города Зуерат. Линия примечательна тем, что по ней ходят самые длинные поезда в мире: длина состава из 180-200 вагонов превышает порой 2 км.
При том, что Мавритания - не избалованная достопримечательностями страна, этот поезд - реальное её достояние. Он даже изображён на 5000-й купюре.

Хоть состав и грузовой, но на линии присутствует пассажирское сообщение. В конец 180-го поезда цепляют один пассажирский вагон, в котором можно проехать официально. Но условия проезда здесь крайне жёсткие. А по факту же, поезд возит не только руду и мавританцев, но также ещё коз и верблюдов..





В день из Нуадибу в Зуерат отправляется 4-5 составов с пустыми грузовыми вагонами-хопперами. Обратно они возвращаются уже загруженные рудой. К одному из составов цепляют пассажирский вагон. Чёткого расписания у поезда с нет, обычно поезд с пассажирским вагоном уходит в 15-16, или 19-20 часов. Реального времени отправления никто никогда не знает, и не скажет вам.



Линия открыта в 1963 году и эта редкая железная дорога в Африке, построенная уже после обретения независимости, не колонизаторами. Принадлежит компании SNIM (Société Nationale Industrielle et Minière).



Схема движения.


В пути поезд всю ночь, в Зуерат приезжает на следующий день утром. Большинство иностранцев, решающихся проехать на этом поезде, сходят раньше, на станции Шум, откуда есть автомобильная дорога в близлежащий город Атар, и далее в столицу. А Зуерат - это вглубь пустыни.

Были сведения, что дальше Шума иностранцев вообще не пускают, так как небольшой участок проходит по территории Западной Сахары, контролируемой фронтом Полисарио. Типа очень опасно. В реальности же никаких проблем нет, выскребать иностранцев из набитого вагона просто некому. Я вообще благополучно проспал этот Шум и проснулся, когда поезд на всех парах мчал к Зуерату.

(железная дорога в Нуадибу. В глубине кадра видно море, а перед ним территория Западной Сахары)



Собственно, уехать из Нуадибу на самом длинном поезде мы собрались 11 февраля. Со мной был новый президент клуба АВП Алексей Кулешов (traveler62rus) и его жена Алёна. Поскольку все называли разное время отправления поезда - от 14.30 до 20, решили приехать на всякий случай на вокзал пораньше - к 14. Вокзал находится на въезде в город, в 3 км от начала городской застройки. Это было очень неудобным - приходилось всё время кататься сюда, а рядом даже никаких магазинов нет.



На вокзале есть условное электричество. Условное, так как оно от солнечных батарей. В разгар солнечного дня вы сможете зарядить мобильник и даже ноутбук, но вот на кипятильник уже мощности не хватит. Равно как и на два ноутбука, если кто включит второй в другую розетку. Уже на закате перестаёт заряжаться даже телефон.



Сама платформа проста до невозможности. Никакого путевого развития. Поезда формируются в порту, оттуда и отправляются. А здесь те, что имеют пассажирский вагон, берут пассажиров.



На вокзале нам сообщили, что поезд отправится в 7 вечера. Ну с 7 до 8 где-то, если быть точным. Ладно, посидим отдохнём пока. Меня сразу обилетили, чтобы время не терять. Подтягиваются и другие пассажиры.



Вот подошёл и встречный состав!



Оцените размах!



Вагоны для обслуживающего персонала.



Собственно, сам обслуживающий персонал. Думаю, что теоретически при желании можно и к ним в вагон напроситься. Может можно и к машинистам даэе (Мавритания - страна простая), но до них идти долго, поезд же длинный.



Ближе к 7 появилась новая информация - поезд сегодня отменён. Точнее он будет, но без пассажирского вагона, и поэтому даже не остановится на этой станции. Дело в том, что отправляется поезд из порта, расположенного в глубине Нуадибу. Отсюда до ж.д. вокзала около 10 км. Билетёр подошёл ко мне вместе с дежурившим ментом и вернул мне деньги.
- Что же делать? - спросил я у мента, с которым после того, как он ещё днём переписал мои данные, мы успели подружиться.
- Приходите завтра. Поезд отправится в 15.30.
- Это точно?
- Да, точно. В 15.30 завтра. Сегодня вот, видите, отменили пассажирский вагон. Поэтому поезд тут не остановится. Но если не хотите ждать, можете поехать сегодня в час тридцать ночи в грузовом вагоне. Тогда это вообще бесплатно будет.
- Что, так можно разве?
- Да, конечно можно, какие проблемы! Залезаешь и едешь себе. Можешь спать там, отдыхать. И ничего платить не надо. В 1.30 такой поезд будет, он здесь остановится.
- Но.. но там же, наверное, грязно!
- Да не, не очень. Их же очищают от руды в порту, туда они идут пустыми. Так что не переживай, нормально доедешь!



Вот это просто офигеть! Это мы уже у себя привыкли, что в грузовых вагонах нельзя ездить, что это нарушение за которое, пусть и не жёстко, но могут наказать. Тут же не то, что это "нарушение", а вполне легальное действие. И самое фееричное, что страж порядка сам предлагает поехать в грузовом вагоне белому мистеру! После этого я ещё сильнее полюбил эту страну! Как же здорово, что тут нет дурацких стереотипов относительно людей европейской внешности, что им может это быть "опасно", "некомфортно" и т.д. Ну правда, раз физически можно ехать, раз местные ездят, чем белые то хуже?



Впрочем, советом полицейского мёрзнуть всю ночь в грязном вагоне мы не прельстились. Кулешовы вообще отказались ехать на поезде и укатили в Нуашотт автостопом. А я решил дождаться следующего дня.



На следующий день когда я приехал к 2.30 на станцию, конечно же, оказалось, что поезд будет только вечером. Блин, я уже начинаю с ума сходить. Надоел уже донельзя этот грязный Нуадибу! Впрочем, зато я съездил покушал и поинтернетился. Во сколько поезд должен быть? Ну в 7-8 где-то, никогда заранее неизвестно.



Впрочем, в 7.30 поезд реально пришёл. Решил посчитать вагоны - оказалось - 179! Вчерашний мент, увидев, что я считаю, подошёл и с улыбкой спросил: сколько?



Зная особенности посадки я в первых рядах ринулся занимать себе хорошее место. Залез одним из первых, но оказалось, что первые забравшиеся перекрывают доступ ко всему купе, чтобы туда грузить своих родственников и друзей. Так или иначе, я отхватил место у окошка.



Дальше начался весёлый и продолжительный процесс погрузки мавританского скарба. "Мухаммед" кринул в окно пришедший в моё купе мавр. И некий Мухаммед стал прямо в окно передавать багаж моему новому соседу: сумка, потом вторая сумка. Потом газовый баллон для готовки чая. Потом конверт с младенцем. Сосед долго не знал куда спящее дитя приткнуть, не долго думая, положил его мне на колени. Ну ладно, покачаю, какие проблемы, с младенцами есть опыт взаимодействия.



Пристроив мне младенца, сосед получил через окно второго ребёнка, постарше (где-то 1,5 года). Через какое-то время в купе появились жёны соседа, полностью закутанные, в паранджах с прорезью для глаз.



Давайте посмотрим как выглядит вагон. Вспомните самый ужасный поезд на котором вы ездили, и представьте, что это был супер-люкс. Вот тогда поймёте, что такое мавританская железная дорога.



Когда-то это была классическая евросидячка с отдельными купе по 6 человек. Теперь условия проезда ухудшены.



Остались таблички со старых времён.






Выломано всё что можно. Стёкла в кубе выбиты, стены обшарпаны. Всё грязное, ужасное, отстойное.



Вместо окон вот такие бойницы, и то не во всех купе.



Свет? Какой свет, вы о чём вообще?



Туалет - вроде на первый взгляд приличный относительно местности, а на второй обнаруживаешь, что в дверь в него тупо выломана и лежит рядом.



Проехать в таком великолепном поезде стоит примено 6 евро (2500 угий) причём цена не зависит от расстояния. В поезде содержится злобный билетёр, рявкающий на нежелающих обилечиваться, и продавец всяких вкусностей.



Кто-то платит не хочет и едет в грузовых вагонах. Повтроюсь, это тут вполне легально. По качеству проезда грузовые и пассажирские вагоны тут не сильно различаются.



Пассажирам мест в купе, конечно же, не хватило, многие едут и спят в проходах. Ну и да, какая разница, где валяться?



Да, большим любителем поездов надо быть, чтобы решиться на путешествие на таком трэш-поезде. Многие европейцы ограничиваются осмотром состава снаружи. Ну а мы то что, ради искусства потерпим.



Помимо сверхжёсткого состояния вагона, его ещё неистово дёргает туда сюда каждый раз при разгоне-торможении. Иногда вещи с полок слетают.



Тут как раз темнеет и в ход идут фонарики.



Ну долго ли, коротко ли, поехали. Дабы не скучать, мавры достают газовый баллон и готовят на нём чай. Б - безопасность.



Поезд продолжает дёргать, да так, что баллон чуть не падает. Но чай в итоге вкусный, хоть и традиционный мавританский.



Главный чаймейстер - мавр, учившийся 9 лет на Кубе. Свободно говорит со мной по-испански. Едет с семьей - с теми двумя жёнами и двумя детьми, одного из которых я успел покачать, домой в Зуерат.



Да, трэш, грязь, тюки и ужас. Но так духовно объединяющий мавританский чай, любимый сердцу стук колёс и ночная пустыня за окном образовали внутри меня такое умиротворяющее состояние, и я стал думать поехать до конца, до Зуерата. Изначально я хотел выйти в Шуме, чтобы в тот же день добраться к вечеру до Нуакшотта. Заезд в Зуерат съедал бы ещё день. В конечном итоге я так и не принял окончательного решения и заснул.



Решилось всё очень просто, Шум я благополучно проспал. Ну то есть какие-то станции были в ночи, я слышал звуки погрузки-загрузки. Но думал, что до Шума рановато, ехать часов 11-12 до него. Но поезд ехал быстрее, и когда, проснувшись в первых лучах солнца я смог таки загрузить карты на смартфоне, обнаружил, что мы уже давно приближаемся к Зуерату. Ну и ладно, вот и решилась дилемма. Так даже лучше - выйди я в Шуме, не пофоткал бы нормально поезд в темноте.



В Зуерат приехали рано - в 10.30 утра!



На подъезде к нему красивые горы, рудный карьер. Собственно, то, ради чего данная железная дорога существует.



Всякие огромные агрегаты.



Кузова от белазов валяются вдоль линии.



Вот и станция Зуерат. Пассажиры спешно выгружаются из состава. Их встречают многочисленные такси!



Город виден прямо со станции.



Впрочем, ехавшего несколько дней ранее Антона Кротова высадили вообще где-то в другом месте вообще в пустыне, где не было разъездов и один навес. Интересно, как это так бывает.


Я остался в вагоне и попал на манёвры. Билетёр сказал мне вообще, что "сиди здесь, в Шум обратно прямо сейчас поедем".



Машинист маневрового тепловоза.



После манёвров стал свидетелем феерического процесса: стадо верблюдов, которых погонщики грузили на открытую платформу. Верблюды злились, возмущались, ну их принудительно сажали и привязывали.






Тут вообще особо не церемонятся с животными.



Интересно, куда они поедут и когда?



Выяснив у нескольких людей, что поезд должен отправиться "где-то между 15 и 18", я направился в город. Ну чего сидеть тут на станции? Надеялся быстро прогуляться и уехать автостопом. Город маленький, традиционно грязноватый. Часть времени поглотили менты на посту, возжелавшие меня проверить.



Двухэтажный вагон "поезд пустыни". Предназначен для туристов, видимо когда-то на нём их сюда возили. Сейчас стоит в запустении.



Раздолбанные локомотивы.



Ручные стрелки.



Уехать автостопом не удалось. Машины из Зуерата на Атар и Нуакшотт ездят, но ловить их надо рано утром. А после полудня шансы поймать что-то дальнее крайне низки. Поэтому, потусовавшись у выездных ментов, я сказал им, что хочу ехать на поезде. Сказано - сделано: менты быстро нашли мне машинку прямо на станцию!



Поскольку в отличие от Нуадибу, пассажирский вагон стоит прямо здесь, то он уже был наполовину заполнен. Я успел отхватить себе местечко в проходе, пока ещё зуератцев не подвалило. Время отправления "уточнилось" на "где-то между 15 и 16".



Верблюды бы на месте, платформа была полностью ими загружена! В её начале содержался надсмотрщик.



И действительно, где-то между 15 и 16 приехал грузовой состав, заполненный рудой.



Залез глянуть каково же там в вагонах, комфортно ли ехать? Пока только лез уже весь в рудной пыли перепачкался.



Но мавров это не парит. Так грузовые вагоны быстро после подчаи поездв стали грузопассажирскими!



Дальше ещё часа полтора длились манёвры. Взяли цистерны какие-то, и... верблюдов!



Бравые мавританские железнодорожники поставили платформу с верблюдами прямо перед пассажирским вагоном. Если учесть, что грузили верблюдов ещё утром, то можете представить какой запах залетал через всякие щели и дыры в пассажирский вагон ближе так к вечеру!



Дальше интереснее. Подходя к станции ещё до прихода поезда я обнаружил пасущееся стадо коз. Ну подумаешь, к козам то мы уже тут в Мавритании привыкли, что с того, что они тут на путях пасутся? Однако оказалось всё ещё интереснее! Я сначала не обратил внимание, но потом увидел, что часть коз связана между собой. Зачем?



Всё просто. Когда прибыл состав, коз начали грузить прямо в него. В вагоны с рудой, прямо поверх руды!



Вот радости то будет получить покупателю руду в козьих какашках.



Так что верблюды ещё в VIP-условиях едут!






Отправились назад мы где-то без пятнадцати шесть!



Отъехав немного, встали у элеватора.









Пустыня на закате чудесна!



По пути ещё кладбище тепловозов.



И вот стемнело. А загруженный под завязку поезд плёлся и плёлся еле-еле.



В планах было доехать до Шума, где выгрузиться и поставить палатку, чтобы наутро ехать в Нуакшотт. Я сначала подумал, а может проехать таки назад до самого Нуадибу? Ну точнее до посёлка на трассе в Нуакшотт, не доезжая его. Все равно цена одинаковая, что до Шума, что до конца. А так можно и в поезде поспать.
Но потом я почувствовал, что трэшовые условия в поезде меня совсем утомили. Несколько часов можно потерпеть, но всю вторую ночь - это уж слишком.



Тем более, что обратно загруженный поезд идёт куда дольше, не 14-15 часов, а все 20.



В соседнем купе девчонки устроили песни и музыку на барабанах. Хоть какое-то разнообразие поездки.






Где-то в 11 вечера мы таки достигли Шума, и я пошёл ставить палатку в окрестностях. Так закончилось моё увлекательное железнодорожное путешествие на самом длинном поезде в мире!



Железные дороги, Мавритания, Нуадибу, Зуерат, Животные

Previous post Next post
Up