Самая новая междугородняя троллейбусная линия в России "Махачкала - Каспийск"

Oct 25, 2021 02:12



Троллейбус - городской транспорт. Междугородних линий в России, да и вообще, в мире очень мало. Из известного - есть система в Японии, ну и, конечно же, Ялта - Симферополь. Из более мелких - Саратов - Энгельс (работавшая до 2004 года, но в этом году восстановленная), Иваново - Кохма, Ургенч - Хива, Тирасполь - Бендеры и Химки - Москва (три последние появились в наше время).

А четвёртая линия, построенная в последние годы, и на данный момент - самая новая, это - Махачкала - Каспийск! Открыта она была в феврале 2017 года и соединила столицу Дагестана с городом-спутником.




Честно говоря, казалось невероятным, что такое возможно. Система, мягко говоря, не в лучшем состоянии: машин мало, маршруты отменяются, было закрыто и демонтировано несколько внутригородских линий. С советского времени троллейбус в Махачкале сократился по всем параметрам. Тут бы хоть на имеющихся линиях выжить, какой ещё Каспийск?


Тем не менее, про планы запуска этой линии я слышал ещё в 2009 году, когда был тут предыдущий раз. Тогда мне показалось это несбыточным прожектом, несмотря на то, что слышал я про неё от разных людей, а по словам водителей, часть маршрута уже была готова. Ну в тот момент ситуация была очень грустной: из некогда 12 маршрутов работало всего 3, и работали еле-еле.. Как показала история, мой скепсис не оправдался - троллейбусы в Каспийск пошли! Хоть и спустя 7 лет.


Линия строилась и запускалась в несколько этапов. Уже в 2011 году был запущен первый участок в Редукторный посёлок (по улице Петра I). Его длина составляла всего 3,5 км, но сюда был запущен новый 3-й маршрут! Для системы, имевшей все признаки деградирующей, это было реальным прорывом: линия в 3,5 км туда, где троллейбуса раньше никогда не было, причём в довольно населённый район!


Спустя ещё несколько лет, был построен 4-км участок до поворота на Новый Хушет, почти до самого выезда из Махачкалы. Здесь был запущен ещё один новый маршрут - 12-й!


А 1 февраля 2017 года троллейбусы оказались в новом российском городе - Каспийске! Оба маршрута были продлены до конечной остановки "Завод "Дагдизель"", находящейся в глубине этого города.


В самом Каспийске линия проходит по главной улице - Ленина, проходящей вдоль моря в одном квартале от него, и пронизывает всю центральную часть.


В дальние кварталы Каспийска троллейбус не заходит, хотя изначально были планы строить его до самого аэропорта! Было бы очень кстати: сейчас нормального общественного транспорта в аэропорт нет в принципе!


Я нашёл лишь одну проходящую маршрутку из Каспийска, ходящую раз в час. но пользоваться ей можно весьма условно. В аэропорту, например, вообще ничего про неё неизвестно (она за шлагбаум даже не заезжает), да и чтобы попасть на неё, надо пройти 200-300 м до трассы и знать, что она там ходит и остановится.


Почти вся территория вдоль трассы Махачкала - Каспийск чем-то застроена, но есть места, где можно застать троллейбус с "трассовыми" видами.


3-ка, проходя весь центр Каспийска, проходит и насквозь всю Махачкалу, через центр, доезжая до противоположного её края, посёлка Ватан.


Водят некоторые машины вот такие прекрасные дагестанские юные дамы в хиджабах.


Общая длина маршрута - 26 км, время в пути в одну сторону - около 1,5 часов. Это теперь - один из самых длинных маршрутов в России!


На линии - 6-7 машин, что позволяет обеспечивать интервал в 20-30 минут.


Другой маршрут - 12 в центр Махачкалы не заходит, а сразу сворачивает в спальные районы по проспектам Гамидова и Имама Шамиля. Это очень странный маршрут, работающий, похоже, всего несколько раз в сутки (а на большее машин не хватит). Но я раза 2 на него попадал.


Линия в Каспийск очень оживила систему! До её появления троллейбус в столице Дагестана чувствовал себя неважно, да и заполнялся плохо. По городу рогатые проигрывали маршруткам по всем фронтам. Нельзя сказать, что и сейчас что-то изменилось: внутригородские 5 и 6 маршруты редко когда заполняются до состояния больше, чем все сидячие заняты. Чего нельзя сказать о межгороде: тут аншлаг в любое время дня и суток!


Возможно, махачкалинцев и каспийцев привлекает низкая цена (15 рублей, городской тариф в отличие от автобусов и маршруток), возможно скорость (на трассе помехи от маршруток и машин почти не ощущаются), но 3-ки идут заполненными практически на всём протяжении маршрута! Даже в воскресенье найти сидячее место было крайне проблематично, а большую часть маршрута пришлось ехать на одной ноге! Сменяемость, при этом, очень большая: пассажиры ездят как и на полном маршруте, так и между всеми промежуточными посёлками и районами.



Кстати, ещё интересный факт. Какое-то время назад маршруты 3 и 12 переименовали в 326 и 327! По той логике, что междугородние маршруты должны иметь трёхзначные номера. В реестре они тоже обозначены под такими номерами. Я один раз увидел такой номер на трафарете, и не понял даже о чём речь! (это было всего на одной машине). Пассажиры привыкли к традиционной нумерации, поэтому почти на всех троллейбусах стоят обычные маленькие номера.



Нельзя сказать, что всё хорошо и безоблачно. Троллейбусам на пятки наступают не только газели-маршрутки, но и автобусы! Один из которых (100) практически полностью дублирует 3-ку, и даже идёт чуть дальше по Каспийску.


Стабильность работы тоже иногда оставляет желать лучшего: то они ходят регулярно, то вдруг - никого нет. Тем не менее, строительство междугородней линии - было очень правильным и полезным шагом: как видим, троллейбусы пользуются спросом, и, надеюсь, и дальше будут работать и процветать.


Я надеюсь, что со временем их продлят и до аэропорта: в конце концов сейчас для этого даже уже не надо тянуть шнурок, вполне хватит автономного хода у ТУАХов (от "Дагдизеля" до аэропорта Уйташ примерно 10 км). Ну и в другие пригороды Махачкалы тоже можно что-то такое пустить.


Каспийск, Дагестан, Северный Кавказ, Махачкала, Троллейбусы, Кавказ

Previous post Next post
Up