Таганрог - не очень большой город на юге России, старинный (основан Петром I), приморский, но даже не областной центр. Так уж получилось, что здесь в раннесоветские годы образовался трамвай! Развивалась система довольно стандартно: до 1991 года шёл рост, после - стагнация и деградация.
К концу 10-х годов система смогла сохраниться в полном объёме, и даже более-менее регулярно обновлялась - были заменены все старые вагоны КТМ-5.
Тем не менее, состояние было таким стандартным для пост-советской страны средне-депрессивным: ну, вроде, трамвай ходит, вроде новый но как-то всё не то. Вроде есть какие-то маршруты, то пользоваться ими можно только если совсем других вариантов нет.
Но тут случилось интересное: в город пришла концессия! Всю трамвайную сеть отдали в пользование на 30 лет холдингу "Синара". До этого трамвай принадлежал городу, а теперь же концессионер согласно договору обязан был произвести полную реконструкцию всей сети: пути, контактную сеть, подстанции и депо, а также полностью обновить подвижной состав. Договор с "Синарой" был подписан 25 мая 2021 года, изначальная стоимость проекта оценивалась в 11,8 миллиардов рублей. Реконструкция сети началась практически сразу же после подписания.
Теперь вместо трамвайно-троллейбусного управления оператором системы является
компания "Синара - городские транспортные решения Таганрог" (Синара-ГТР Таганрог) - дочерняя компания группа "
Синара-ГТР", занимающегося транспортными концессиями. Она же является частью холдинга "Сина
ра Транспортные Машины". Логотип этого холдинга можно видеть на вагонов.
Реконструкция полностью закончилась в декабре 2023 года, и сейчас система работает в полноценном формате. Что сказать: увиденное впечатляет! Но давайте по пунктам
1) Новый комфортный подвижной состав, в котором приятно находиться. 60 вагонов производства Усть-Катавского Вагоностроительного Завода (УКВЗ) 71-628 и 71-628М и внутри и снаружи сделаны вполне себе качественно.
2) Отремонтированные по современным технологиям пути, по которым вагоны могут ездить достаточно быстро. Ничто так не отвращает от транспорта как низкие скорости и непредсказуемые интервалы.
Раньше большая часть сети выглядела как-то так..
3) Удобные чистые остановки, на которых также приятно ждать трамвая.
На большинстве остановок сделали высокие платформы,
благодаря чему в трамвай заходить стало очень удобно.
4) Удобство оплаты. Можно заплатить картой на валидаторе, а можно купить билет за наличку вот в таком автомате. Есть проездные и транспортные карты.
Кстати, зайцем ездить не рекомендую: трамваи постоянно обходят контролёры.
5) Информативность. На всех остановках висят схемы, информация о маршрутах.
А также электронные табло, на которые можно ориентироваться.
Из приятного дополнения - на каждой остановке помимо информации о трамваях, есть также разные краеведческие сведения о местности!
Главная особенность всего этого: трамвайная система имеет ощущение "цельности". Во-многом это сделано засчёт "брендбука", в котором оформлены все элементы системы, но и не только.
Трамвай снова стал популярным у горожан. Сейчас это - основной транспорт в Таганроге.
Ещё из приятных бонусов: тут введена цветовая идентификация маршрутов. Почти у как в Санкт-Петербурге, где каждый маршрут обозначается парой цветов, высвечиваемых на табло софитами. Но в Таганроге маршрутов немного, так что цвет у маршрута один: 2 - красный, 5 - синий, 9 - зелёный и т.д. Этими же цветами маршруты обозначены на схемах и остановках. В темноте очень удобно - сразу видно издалека какой маршрут идёт.
6) А, ну не могу не отметить и депо! Помните, я
писал про то, насколько важно, чтобы в депо было всё чисто, комфортно, чтобы было оно обустроено и оформлено современно? Тут учли важность этого момента, и работники таганрогского трамвая трудятся в комфортных условиях.
По планам тут было ещё и организовать кафетерий для граждан, но пока его ещё не доделали. Тем не менее, столовая для работников внутри предприятия имеется.
Из небольших недостатков я бы отметил не всегда ровное полотно - на некоторых участках, всё-таки, вагоны несколько потряхивает и грохочет. Видимо недостаточно хорошо шлифуют рельсы или обтачивают колёсные пары. Надеюсь, это исправят.
Есть ещё у предприятия и экскурсионный вагон "Татра-Т3". Раньше этот трамвай
ходил в Москве, его сюда передали в 2020 году с партией других таких же вагонов. Разумеется, это не исконная "Татра", а МТТА - переделка московского трамвайно-ремонтного завода (от "Татры" тут только кузов).
Остальные вагоны, к сожалению, так и не вышли на линию, сейчас стоят на какой-то площадке на окраине города. Эта же "Татра" возит по городу экскурсантов и работает иногда в качестве передвижного кафе. Ещё одна "Татра" стоит в парке Горького в качестве памятника.
Это - не первая концессия в России. Самым первым был петербургский
"Чижик", а затем - междугородняя линия
"Екатеринбург - Верхняя Пышма". Ещё с прошлого года работает троллейбусная концессия в
Челябинске - ей тоже заведует группа "Синара".
Но Таганрог - первый пример, где концессия охватила всю систему! Результат оказался вполне себе на уровне - именно так примерно и должен выглядеть образцовый трамвай. Хотя скептики напоминают о стоимости всего этого проекта и рассуждают, почему нельзя было всё это реконструировать без концессии, силами города и депо. Ну вот практика показывает, что почему-то не получается так.
На подходе у "Синары-Городские транспортные решения" новые концессии: в Ростове-на-Дону и Краснодаре. А там, глядишь, и ещё что-нибудь.
Старое же трамвайное предприятие со всеми вагонами кануло в лету. Кстати, многие вагоны, многие из которых, были ещё во вполне себе приличном состоянии, передали в другие города, в частности, в Тулу и Краснодар.
Можно порадоваться за таганрогский трамвай, и можно бы было даже порадоваться за сам Таганрог, если бы в бочку мёда не добавили бы бочку дёгтя. А именно - таганрогский троллейбус. Вроде как, его судьба не имеет отношения к трамваю, сам он был в состоянии глубокой стагнации, но в мае 2022 года систему временно закрыли на реконструкцию подстанций, и не открыли до сих пор.
Сперва несколько раз были обещания возобновить движение в течение 2-3 месяцев, потом они прекратились. Сейчас троллейбус находится в подвешенном состоянии: никаких объявлений о его закрытии не было, но и о возвращении движения пока никто не говорит. Хотя после двух лет простоя верится в подобный позитивный сценарий всё меньше и меньше...
Автор фото: Сергей Nemtsev. transphoto.ru.
Уменьшает вероятность возврата на таганрогские улицы троллейбусов и небольшая партия электробусов, закупленных недавно городом, и вышедших сперва на автобусные маршруты, а затем - на слегка модифицированные троллейбусные.
Пока же троллейбусные провода висят по городу и грустят, ждут с нетерпением, пока по ним поедут штанги. Пока ещё шанс остаётся, что "рогатые" вернутся на маршруты, будем на это надеяться.
А таганрогскому трамваю пожелаем дальнейшего развития и процветания! Хорошей работы сотрудникам предприятия. А трамваям и троллейбусам других городов - подтягиваться до уровня Таганрога!