Памяти московского троллейбуса. Четырёхлетию закрытия крупнейшей сети мира посвящается

Aug 25, 2024 12:34


Ну что, вот уже 4 года, как Москва лишилась одного из своих известных символов - крупнейшей троллейбусной системы мира. Решил, что для разнообразия стоит в этот раз небольшой экскурс в недавнюю историю и пост воспоминаний сделать, показать московский троллейбус теми глазами, которыми видел его я. Просто выложу немного фотографий, который я делал в 2005-2020 годы.




Конечно пользовался сервисом я с самых ранних лет, ну а иначе и быть не могло при том, что жили мы в центре города, а троллейбусы там были везде. Тем не менее, фотографировать я начал в 2005 году. Самая первая моя вменяемая фотография транспорта - им оказалась символическая "Букашка". "Жаба будет рада" - гласит реклама.


Вообще, в те годы ещё было тотальное засилье классических ЗиУ! Казалось, что по-другому быть и не может. Троллейбусов других моделей было очень немного.


Но даже тогда уже "гармошек" стало сильно меньше. Вот этих самых с ТИСУ "Вииииу-вииииу". Это сейчас кажется, что их тогда было дофига повсюду, но на самом то деле уже они ходили только на самых загруженных маршрутах.


Реклама! Помните, как ею обклеивали весь транспорт, а, в особенности, электротранспорт? Сейчас, конечно, вспоминается с ужасом такое. А я, помнится, чуть не устроился в компанию, где надо было фотографировать обрекламленные троллейбусы и маршрутки..


Помню, на форумах писали, что, мол, недавно было 500 сочленённых машин, а осталось где-то 70. На маршруты, где можно было встретить гармошку, всегда хотелось специально съездить. 17, 34, 54, 60, 62, 63, 70, 72, 73, 76, 85... какие там ещё были, напомните? Особым кайфом было поймать "баян" на нестандартном маршруте, если переключение какое.





В 2005 году поступила новая партия сочленёнки. Это - тот же ЗиУ-6205, только несколько модифицированный, с другой мордой (а тогда казалось, будто что-то совсем новое). Их специально поставили под введение турникетов - их главной особенностью была расширенная передняя дверь, полностью ведущая в салон (а у старых ЗиУ передняя дверь была половинчатая, на учебных машинах она вообще в кабину водителя вела).


А ещё можно видеть "зайца" на борту - ими обозначали первое время отурникеченные машины.


Вот, кстати, такая учебная машина. 71-м маршрутом я пользовался очень часто - ездил каждый день на нём в институт в течение многих лет.


В центре троллейбус оставался королём дорог довольно долго, но уже в середине нулевых машинки начали сильно ему мешать. Ещё работающий заезд на Неглинную, как видим, туда даже икарусы умудрялись забираться.


Это мой родной 15-й маршрут, на котором я проездил до этого всё детство. Кстати, в начале 00-х закрыли 5-й парк, где этот маршрут (а также многие другие ) базировался. Всю территорию парка на Фрунзенской снесли бульдозерами, чтобы жена тогдашнего мэра Лужкова смогла построить свой элитный жилой комплекс. Так она и сделала, а троллейбусы раскидали по разным паркам, но 2 маршрута (5 и 15) остались бомжами. Парк должны были перевести на новую площадку в Ваганьково на место бывшего Краснопресненского трамвайного депо) которое уехало в Строгино.


Площадку готовили довольно долго, до начала 10-х, а всё это время бедные троллейбусы ночевали на площадке в Лужниках, катаясь чиниться и обслуживаться в 4-й парк. Но 5-й парк имени Артамонова, несмотря на отсутствие площадки, сохранялся как подразделение, и машины под бортами 5*** ходили по этим двум маршрутам. Кстати, благодаря своему бомжатскому статусу, они были отурникечены самыми самыми последними, лишь в середине 2006 года.


4-й парк имени Щепетильникова - тоже интересная история. Аналогично переделанный ещё в 50-е годы из трамвайного депо, он был очень маленьким, троллейбусы туда не вмещались, и поэтому они были расставлены по всем соседним переулкам. Это конечно выглядело забавно, но, сколько помню, парк всё собирались перенести на некую площадку на Вагоноремонтную улицу. В итоге, его закрыли уже при Собянине, в 2014 году, но без обещанного переноса, просто раскидав маршруты по другим паркам.



Знаковое место в центре - конечная у Политехнического музея. Там был двойной разворот, на одной части которого оборачивались 25 и 45 (ранее у них в компании был 83 до Комсомольской, обрезок от 41-го), а на другой - 63.





Конечная у метро Сокол. Работала до самого последнего дня, 25 августа 2020.


Попался как-то вот такой забавный агрегат. В нём учили новых водителей.


Постепенно Москву осваивала новая техника. Первыми пришли белорусские машины АКСМ-101. С виду можно подумать, что это - тот же ЗиУ, да он и построен на базе оного. Но расширенное маршрутное табло - отличительная особенность этой модели.


Следующая белорусская модель - АКСМ-20101 (БКМ-20101). Более удобный и комфортный салон, сам он выглядит вполне себе приятно. Тоже родной 48-й маршрут, вход в переднюю дверь!


А эту технику поставляли из Вологды. Сперва они тоже присылали переделки из ЗиУ, но вот и первые собственные разработки пришли, ВМЗ-375.


Один из первых низкопольных троллейбусов ВМЗ-475. Когда внедряли турникеты, очень большое внимание уделяли тому, чтобы первые отурникечиваемые маршруты были на низкопольной технике - типа так меньше гнева от народа можно схватить.


Ближе к концу 00-х, появился первый "Авангард" - модель, хоть и кардинально модернизированная, но производящаяся до сих пор. А это был самый первый, такой красивый.


Троллейбус собственного производства "САДКО" (или "Садовое Кольцо"), гордость МТРЗ (Московского троллейбусного ремонтного завода)". Сделан он на базе кузова автобуса ЛиАЗ-5292, и был самым первым отечественным троллейбусом с полностью низким полом.


Разумеется, троллейбусы "Садовое кольцо" не могли не работать на Садовом кольце. Некоторые из "СадКо" проработали до самого закрытия системы, а после были переданы в другие города (Петрозаводск, Кемерово), в которых ходили даже ещё в этом году. В "википедии" в статье про эту модель попалась машина с очень интересным бортовым номером.


О, а ещё же было совсем немного ЮМЗ-Т2 - производства Южного Машиностроительного завода г. Днепропетровска!


И вот, начиная с 2007 года, в Москву стали поступать "Мегаполисы" - самое последнее творение завода "Тролза".


У "Тролзы", бывшего завода имени Урицкого, были большие мощности, поэтому клепать троллейбусы они могли в очень больших масштабах. Довольно скоро "мегаполисы" заполонили все парки и стали постепенно вытеснять старичков, в первую очередь - ЗиУшки (но доставалось и другим, БТЗ-кам, например). Меня, в целом, устраивала эта модель, но на них было очень много негативных отзывов, причём как от пассажиров, так и от водителей и от ремонтников. "Тролза" же, пользуясь своим околомонопольным положением, практически не пыталась устранять косяки, в результате чего, новые машины приходили тоже довольно среднего качества. Есть мнение, что именно модель "Мегаполис" и его производитель сыграли очень большую роль в закрытии Московского Троллейбуса.


В 2007 году была закрыта конечная "Лужники-Северные", из-за чего бездомным троллейбусам стало совсем негде ночевать. Их перевели на конечную "Лужники-Южные", переставили на 31 маршрут, а 5 и 15 закрыли и заменили автобусами. Впрочем, довольно быстро 15-й возродили, причём продлив аж до ВДНХ! Тогда это просто каким-то чудом казалось.


К концу 00-х длинных троллейбусов стало совсем мало - старые активно списывались, а новых приходило сильно меньше.


Ощутите, как в 2010 году ещё был дух советской эпохи: икарусы и зиу-10!


Почти ЗиУ (пусть и переделанный) и классическая жёлтая "татра".


Впрочем, Транс-Альфа также поставляла свои гармошки. Обратите внимание на покрытие, кстати!


Улица Академика Королёва было самым троллейбусным местом в городе. В определённый момент тут проходило 7 маршрутов!





В 10-е годы стали массово приходить новые белорусские машины БКМ-321. Было даже несколько штук сочленённой версии, БКМ-333. Все они ходили на 63-м маршруте, а потом иногда случались на 60 и 72.


СВАРЗ (Сокольнический вагоноремонтный завод) 2008 стал поставлять троллейбусы, собранные из машинокомплектов, поставляемых с завода МАЗ. Новые машины на базе кузовов МАЗ-103, но собранные в Москве, получили обозначение СВАРЗ-МАЗ-6235.00. После закрытия системы разошлись по разным городам России, конкретно этот пепелац сейчас работает в Балаково.


2013 год. Перед самыми выборами мэра некоторые троллейбусные маршруты становятся круглосуточными!


Но уже начинает ветер не туда дуть. Отменяется один из самых дохлых маршрутов - 46й. Не то что бы его жалко было, но звоночек нехороший.


Наступает закат. Последние дни работы "единички".


Кстати, интересный факт ещё про бортовые номера. Логика формирования тут была всегда довольно чёткой: первая цифра обозначала парк (от 1 до 8, потом - до 9, был небольшой период, когда все 9 цифр были заняты), а вторая была закреплена за моделями разных заводов. 0 - МТРЗ, 1-5, 7 - ЗиУ/Тролза, 8 - Белкоммунмаш (в последние годы, когда их стало сильно много, в некоторых парках он и 5-ку захватил), 9 - все остальные (ВМЗ, БТЗ, ВЗТМ, ЮМЗ). А все сочленённые машины любых моделей имели вторую цифру 6, она предназначалась только для них.


2016 год. Новая сеть "Магистраль" имела нишу и для троллейбуса, хоть и в сильно урезанном виде. И хоть уже к концу года всё начало лететь под откос, несколько лет это поработало.


Ещё маршрут, введённый в 2004 году, как замена закрытого трамвая на Ленинградском проспекте.


Не все одобряли то, что происходит, но ничего уже не получалось сделать.


Конечная "Проезд Карамзина", 72-го, а затем - 85го маршрутов. Проработала, как и Сокол, до самого последнего дня.


Самое пасторальное место Москвы - Серебряный Бор. Как его можно было представить без троллейбуса?


Конечная "Берег Москвы-реки". Напомню, что это - заповедное место, сюда въезд автомобилям с неместной регистрацией в принципе запрещён. Логично вполне, что в советское время сюда пустили именно троллейбус. Сейчас по 21-му ходят электробусы.


Уже последние годы работы системы. Вешняковская Саянская улица, восток города, здесь троллейбус был основным магистральным транспортом до самого последнего дня.


2019 год, один из самых последних ЗиУ, хоть и перештопанный, ещё возит пассажиров по Москве.


Сами видите, хорошая была система. С её исчезновением город стал уже какой-то не тот. Вот буквально вчера оказался сегодня на Ленинском проспекте, и грустные воспоминания нахлынули. Последняя троллейбусная магистраль, лучшая из остававшихся. Быстро, часто и красиво они по нему ходили! Когда уже везде движение было убрано, я часто сюда приезжал, чтобы просто прокатиться.



А теперь Ленинский совсем не такой:( Пустой бездушный и совершенно неуютный..


Так что возвращайся, троллейбус! Мы ждём!


Троллейбусы, Москва

Previous post Next post
Up