Русский космизм. Николай Федоров.

Feb 03, 2023 04:45

grnsta:
Как таких людей могли не кинуть "партнеры" по Антанте? Это невозможно. 😔

Философия общего дела» Н.Ф. Федорова


Пожалуй, никто другой из русских мыслителей позапрошлого и прошлого столетия не оказал такого масштабного влияния на культуру и науку как Федоров. Наследие Николая Федорова (1829-1903) в православии оценивается неоднозначно. Но именно он, по праву, считается отцом-основателем русского космизма как всеохватывающей философской мысли.

«Чувство смертности и стыд рождения» - так позднее определит Федоров два основных аффекта, образующих травматическое ядро человека. Отсюда выявляется проблематика Федорова, которая развернулась в целое учение, направленное на борьбу со смертью и производными от нее явлениями.

Федоровскую оптику взглядов на мир и человека, сосредоточенных на решении вышеуказанных проблем - стыд рождения и страх смерти, - можно обозначить так.
Во-первых, это оптика родовая: осознать свой долг человек может, лишь почувствовав, что он есть сын человеческий, т.е. сын умерших отцов и матерей, вереницы предков, погребенных в землю, вплоть до первоотца и первочеловека, которые ему дали все: жизнь, средства к ней, цивилизацию и культуру, а он, вольно-невольно повинуясь падшему природному порядку вещей, вытеснил их из бытия, чтобы быть, в свою очередь, вытесненным своими детьми, те - своими, новыми валами поколений. Для Федорова это казалось постыдным и ужасным явлением в жизни, когда для существования одних людей необходимо смерть других и не просто каких-то людей, а самых близких - родителей, что еще более усугубляет положение. Решение этой онтологической проблемы Федоров видит в «воскрешении отцов», воскрешении всего человечества, жившего когда-либо на Земле. Это не просто «сыновья задача», но долг, по вине непосредственной причастности потомков в смерти предков.

Всем воскресшим поколениям станет тесно на планете. Выход - в освоении космоса, в обладании небесным пространством. Человечество создаст земной рай в масштабе Вселенной: «Между тем космос нуждается в разуме для того, чтобы быть космосом, а не хаосом, каким он (пока) есть; разумные же существа нуждаются в силе. Космос (каков он есть, но не каковым он должен быть) есть сила без разума, а человек есть (пока) разум без силы. Но как же разум может стать силою, а сила - разумом? Сила станет разумною, когда знание, когда разум станет управлять ею. Стало быть все зависит от человека... Наступление совершеннолетия, открывающее для человеческого рода в его совокупности безграничное поприще, несмотря на все свое величие и на всю привлекательность, встречается интеллигентным классом с тупым равнодушием…» . Этот процесс, который не под силу отдельным людям, должен быть всенародным. Это и есть, по Федорову, “общее дело”, объединяющее в истинном и плодотворном коллективизме. Равно безнравственны как идеал “жизни для себя” (эгоизм), так и идеал “жизни для других” (альтруизм). Им философ противопоставляет “жизнь со всеми и для всех”, “союз живущих с умершими”.

Сравнивая современную жизнь и первобытное состоянии человечество, Федоров отмечает разобщенность первой в противоположность второй, как очередную причину смертности человечества. По его мнению, родовая спайка помогала в первобытные времена выжить и развиться людскому роду перед лицом грозной природы. Еще одну причину смертности Федоров видит в природных катаклизмах. Федоров не устает повторять, что стихийные силы в землетрясениях, наводнениях, засухах (добавим к этому еще и радиации) казнят за бездействие силы разумной, за то, что люди не научаются их регулировать, а вместо этого сцепляются с ближними - идут народ на народ, люди одних убеждений на других. Здесь он предлагает, как философ общего дела, объединится всему человечеству, переключится с агрессии и борьбы с себе подобных на общего всем врага: стихийные бедствия, разрушительные силы, смерть. Потому как: «…только родовое единство в новом всечеловеческом качестве поможет и сейчас обуздать смертоносные эффекты истощенной, извращенной, отравленной неразумными человеческими руками природы, еще более опасной, чем некогда дикой и непроходимой, и более того - даст возможность нынешним смертным выйти в бессмертный, космический статус своего бытия» . Для воскрешения предполагается создать научные центры, изучающие научно-технические приемы процесса, а также организовать “трудовые армии”. Федоров склонялся к военной дисциплине в организации “общего дела”.
Во-вторых, это оптика активно-эволюционная и активно-христианская. Идея восходящей эволюции стала естественно-научным обоснованием его проекта регуляции природы и воскрешения умерших. Федоров усматривает в эволюции стремление к порождению сознания, разума - а они призваны стать активным орудием уже не бессознательного, а сознательного, нравственно и религиозно направленного этапа совершенствования мира.

Федоров для осуществления проекта воскрешения предлагает еще один проект - регуляции природы. В бессознательной, слепой, стихийной природе - источник зла. Но природа - враг временный, до тех пор, пока человек не вносит в нее разум, начало целесообразности. Тогда она превращается в постоянного друга. Нужно обратить внимание, что Федоров призывал не к эксплуатации природы, не к корыстно-хищническому обращению с ней и истощающему ее, а к регуляции, к управлению природой, к преображению бессознательного в сознательное, мертвого в живое и бессмертное. Он считал, что «Регуляция - взамен нынешней эксплуатации и утилизации, приводящих к истощению и разрушению,- есть только направление, которому теология дает цель, психология - содержание, а космология - средство. Регуляция, психология - содержание, а космология ; средство. Регуляция и есть общее дело, дело братское сынов, исполняемое ради отцов, смерть которых скрывает наше сходство, наше сродство и является первою причиною небратства..» . «Общее дело», заключающееся в управлении силами слепой природы, должно распространяться не только на землю, но и на небесное пространство.
Человек призван целесообразно регулировать всю вселенную, внести сознание во всю совокупность бытия.

Дети, получая жизнь от отцов, обязаны воскресить, “родить” своих отцов. Так будет побеждена смерть, человек подчинит себе слепую разлагающую силу природы, обратит ее в орудие всеобщего воскрешения и человечество станет союзом бессмертных существ.
Разработка этого проекта, касающейся и внешнего мира, и самого человека, стала наиболее философски глубокой и оригинальной стороной федоровского учения. Здесь Федоров предлагает новое представление прогресса, осуществляющегося в самой природе человека, в противовес техническому орудийному прогрессу. В результате этого прогресса человек должен приобрести состояние авторофности, т.е. не быть зависимым не отчего, прежде всего, в сфере питания. Это идеи «самосозидания», «естественного тканетворения», будущей «полноорганности» человека, дающей ему возможность бесконечного перемещения, и конкретные воскресительные проекты.
Федоров считал: полное воссоздание прежде живущих - это не буквальное возвращение их к прежней физической природе - та была несовершенной, а претворение в самосозидаемую, управляемую сознанием, способную к бесконечному самообновлению, в которой сохраняется самосознание личности. Преображение организм воскрешенных касается и самих воскресителей, т.е. тех, кто сумел достичь бессмертия, не испытав собственно смерти, а пройдя лишь через смерть своей прежне материальной организации.

Учение Федорова утопично и ретроспективно. Он выступает с критикой современной культуры, буржуазной цивилизации, Идеи, которым он дал название “супраморализм”, выражают глубочайшее неприятие западноевропейского “гуманизма”, “фабрики”, науки, которая дает естественное объяснение явлений вместо мифических, на взгляд русского философа, более верных: «Не трудно решить, когда народ стал умственно выше, мировоззрение его было шире - тогда ли, когда он создавал былины, религиозный эпос, обнимающий мир как единое целое, когда признавал в огне, в ветрах, во всех земных явлениях, в самом себе действие солнечной силы - т.е. имел тот взгляд, к которому приближается современная наука; или же когда фабричная жизнь оторвала его от сельской и обратила от единого всеобъемлющего вопроса о смерти к мелочным вопросам цивилизации? Как пусты и жалки все эти вопросы о гарантиях одной части народа против другой» .
Столь же неприемлем для Федорова и социализм, который, по его мнению, хочет утвердить братство сынов блудных, а не сынов человеческих, братство гражданское, а не родственное, во имя общих идеалов отвергает отечество.
Федоров - враг всех формально - гражданских отношений и апологет патриархально-родственной общности. Во имя патриархальной родственности он отрицает государство, право, хозяйство, утверждает, что истинное христианство - не рабство, а родство, что общество должно быть семьей. Он идеализирует самодержавие. Русский самодержец представляется ему управителем и регулятором всей природы, душеприказчиком умерших поколений. Самодержавие есть диктатура, вызванная необходимостью бороться со слепыми силами природы и смерти.
В патриархальности России Федоров видел залог ее особой исторической миссии. Россия должна начать дело всемирного воскрешения. Русский народ, призванный к общему делу, требует не освобождения, а службы. “Службу царскую” как положительное деяние он предпочитает льготам и правам. Великое преимущество России - в ее социальной отсталости, неразвитости личностного начала: “Все наше преимущество заключается лишь в том, что мы сохранили самую первобытную форму жизни, с коей началось истинно человеческое существование, - т.е. родовой быт” .
Источник:
Философия общего дела Н. Ф. Федорова и православие
Майоров Дмитрий Николаевич


русская культура

Previous post Next post
Up