§183. Сегодня в студию приезжали транспортные эксперты и члены конкурсной комиссии; смотрели на станционную схему, решали, что делать.
Вот что обсуждали (баги пока ловить смысла нет - я вывешу отдельный пост, когда придет время):
(Тут - версия
покрупнее.)
Во-первых, надо было понять, как быть с перепутанными названиями районов и станций типа Восточного Дегунина и Бескудникова - по старой московской традиции станция "Бескудниково" находится в Восточном Дегунино, а станция "Дегунино" - в Бескудниковском районе, и когда москвич говорит, что ему "надо в Бескудниково", скорее всего, он намыливается в Дегунино.
Картинка для тех, кто ни хера не понял:
(А ведь когда-то я думал, что станции "Смоленская" и "Смоленская" - непонятное исключение в складке пространства; оказалось, что тут в этой вашей Москве все так через жопу, местный топонимический спорт, изюминка для держания в памяти.)
По формальной логике, конечно, нужно написать в таком случае на нашей схеме названия районов, а по человеческой - наоборот: жители давно называют районы близ метро названиями станций метро, а районы рядом с ж/д-станциями названиями станций электрички.
Решили, что в случае конфликтов предпочтение назвать место отдается электричкам; если конфликта нет и название районов помещается, то пусть будет.
§184. Во-вторых, надо было понять, подписывать ли названия всех ж/д-станций, или нет. Решили, что попробуем подписать - если убрать никому не интересные названия районов типа "Косино-Ухтомский" (что там люди говорят? "Я живу у Выхино"? "Я живу рядом с Лермонтовским проспектом"? Вряд ли "Я живу в Косино-Ухтомском районе"?), то есть шанс даже у "Перово" нормально расставить названия ж/д.
Поприветствуем участников слета станций электричек у "Перово":
§185. Дальше решали, что делать с желтой веткой - спрямлять иль не спрямлять.
Восток желтой ветки на схеме:
Восток желтой ветки в жизни:
Пока на схеме не было ж/д-веток, никого особо не парило, например, какое расстояние от "Новокосино" до "Выхино", метро работает как телепорт с остановками.
"Новокосино" и "Выхино" на схеме:
"Новокосино" и "Выхино" в жизни:
Как только на схеме появляются автобусные маршруты, парки и все такое, пузырь пространства норовит лопнуть: нет-нет, да и найдется кто-то, живущий в районе Кусковского, например, лесопарка, и понимающий, что "Вешняки" от "Перово", в общем-то, недалеко. Ясно, что на карте "Новокосино" должно быть ближе к "Бауманской", между "Измайловской" и "Шоссе Энтузиастов" есть Измайловский парк и пр.
С другой стороны, желтая ветка же не от хорошей жизни на схемах уже тридцать лет вверх загибается: если ее вывести географически точно, то схема станет шире, а, значит, кегль будет меньше процентов на 11, что достаточно дофига. Ну и плюс придется правильно заводить синюю, и зеленую внизу, да там почти все на схеме географически неточно. Обратимся к мировому опыту.
На самом деле, много где в мире так сделано.
Лондон. См. серый и розовый пунктиры электричек, слева - на схеме, справа - в жизни:
Еще раз тот же трюк, теперь уже с фиолетовыми пунктирами ж/д-линий:
Стокгольм. Официальная схема ж/д-линий и метро, и как они на самом деле себя ведут:
Электричечные ветки совершенно ничего не должны стокгольмчанам:
В общем, эксперты дело говорят, конечно. Проблема в том, что не очень понятно, кому нужна такая подробняшка у кассы.
(Конечно, просто надо дождаться появления на станции места, где будет небольшая схема метро + карта района с ближайшими ветками + подробная карта с окрестностями метро радиуса пяти-десяти минут пешком, и лучше такой стенд влепить не только на станции четыре раза, но и у выхода.
Пример страшненького стенда на станции киевского метро, пока оно еще работало:
Очень технологично: слева - единая для всех станций схема метро, справа - карта района, делается на основе контрол-цэ из картографического сервиса.)
Очевидно, что географическая честность разобьет связь между станционной схемой и вагонной; немаловажно и то, что делать гибридик мы будем еще полгода, и ему по уму нужно квадратное место, а не то вертикальное, которое у нас есть. Висеть гибриду год, а там и новая городская навигационная система, глядишь, уже замаячит; можно провозиться и вообще не успеть ничего повесить.
В общем, видно, что Егор внутренне заряжен на изготовление отдельной большой и подробной схемы "метро + ж/д", но к ней должны совсем другие требования предъявляться, не те, что в конкурсе были.
Итого, что решили:
- важнее всего связь с официальной схемой;
- коллизии район-станция решаем в пользу станций;
- доделываем схему пять недель (правки + иконки достопримечательностей + парки + корректура) и выпускаем в свет то, что получится;
- после этого посмотрим в городе и решим. Главное - нынешнюю встречающуюся повсеместно велосипедку стереть с лица земли, а дальше будем улучшаться.
В общем, итерационный подход применим и уже, глядишь, родим какой-то отправной вариант. Ну на крайняк, не будем вешать схему в Жулебино, делов-то, они там и не узнают ничего - за МКАДом же живут.
Понаехавшие дизайнеры злорадно хохочут над жителями труднодоступных районов столицы:
Впереди нас со станционной схемой ждут увлекательное путешествие в Мир Иконок Московского Планетария и Страну-Подбери-Цвета. Мне вот, например, беленькие маршруты по душе:
(Жаль, что они не выживут, конечно.)
§186. Тем временем наши любимые неизвестные криворукие вредители напечатали еще и правил для вагонов. Мы их называем "Правило Шестиугольничка".
Все, как надо - набор стал слепым, отступы слетели, дефисы кое-где исчезли. Не обошлось и без странного - восьмиугольник ушестиугольнился:
* * *
Но мы не унываем, честно говоря. Нам некогда.
В студии начался новый проект-сериал про метро, у которого - сюрприз! - будет своя собственная дизайн-трансляция.
Завтра, думаю, и приступим.
Пока вот плакат сериала:
Чао.