Статья в "Красной звезде" Елизаветы ОРЛОВОЙ 04.05.2012 - бесцеремоннейшим образом содранная с моей
http://group9may.livejournal.com/725.html Сергей Александрович Асямов. Прерванный полет...
http://www.redstar.ru/index.php/component/k2/item/2157-posledniy-polyot-sergeya-asyamova В минувшее воскресенье в деревне Грейт Узбёрн на севере Англии в честь предстоящего Дня Победы состоялось торжественное открытие мемориала памяти членов советско-британской военной миссии во главе с легендарным советским лётчиком Сергеем Асямовым, которые погибли в британском небе в 200 километрах от Йоркшира 30 апреля 1942 года.
Майор 746-го авиационного полка Сергей Асямов считался одним из лучших лётчиков авиации дальнего действия. К январю 1942-го на его счету было 48 успешных боевых вылетов. Его экипаж сбросил на позиции врага около 100 тонн бомб и разбросал над территорией противника свыше трёх миллионов листовок. За подвиги, совершённые в военном небе, лётчик был награждён орденами Ленина и Красного Знамени.
29 апреля 1942 года Асямов вместе со вторым пилотом и двумя штурманами прибыл на бомбардировщике ТБ-7 на шотландский аэродром Тилинг. Он должен был обеспечить тайный перелёт главы советского МИД Вячеслава Молотова в Вашингтон для ведения переговоров об открытии Второго фронта в Европе.
Вопрос открытия Второго фронта остро стоял с самого начала Великой Отечественной войны. Правительства государств антигитлеровской коалиции на протяжении двух лет вели долгие переговоры по этому вопросу. Весной 1942 года от президента Соединённых Штатов Рузвельта поступило предложение об организации встречи на высшем уровне для обсуждения деталей будущей военной операции союзников, урегулирования вопросов, связанных с ней, и организации военной и гуманитарной помощи воюющим странам. Из-за тяжёлого положения советских войск на фронтах, да и нахождения самого фронта недалеко от столицы СССР, советское правительство приняло решение о направлении Вячеслава Молотова в Великобританию и США, хотя изначально речь шла о проведении переговоров самим Иосифом Сталиным.
В первых числах марта 1942 года Сталин поинтересовался у командующего авиацией дальнего действия генерал-лейтенанта Александра Голованова, как лучше и быстрее попасть в Вашингтон самолётом. Голованов принялся за расчёты всевозможных вариантов и пришёл к выводу, что наиболее выгодным и безопасным маршрутом, хотя на первый взгляд и авантюрным, так как он проходил через линию фронта, является перелёт из Москвы в Вашингтон через Исландию и Канаду. «Как я и ожидал, - вспоминал позже Александр Евгеньевич, - при докладе о вариантах полёта в Вашингтон рейс через линию фронта вызвал недоумение. Но когда я высказал Сталину соображения, которыми я руководствовался, он признал их обоснованными. Командиром экипажа был назначен Сергей Асямов, которого я хорошо знал по совместной работе и полётам в Восточной Сибири. По характеру он был человеком чкаловского «покроя», безупречно владеющим навыками полёта в любых условиях и не теряющимся в самой сложной обстановке. Три года проработали мы вместе на Севере, и я не знал ни одного случая, когда в чём-либо можно было упрекнуть Асямова, разве только в том, что он был весьма напорист в полётах, но никогда эта напористость не была причиной каких-либо происшествий».
Советский лётчик осуществил «тренировочный» перелёт из Москвы в Англию с целью проверки его возможности и безопасности. После приземления на военном аэродроме Тилинг, недалеко от городка Данди в Шотландии, самолёт секретной миссии был окружён любопытными британскими пилотами и техниками. Лётчиков королевских военно-воздушных сил заинтересовал советский ТБ-7, так как лучшие английские и американские самолёты дальнего следования по всем лётно-техническим параметрам уступали ему, особенно в первой половине Второй мировой войны. Тут же договорились слетать на следующий день в Ист-Форчун, чтобы там ознакомиться с новой боевой техникой английских ВВС.
После осмотра английских самолётов в Ист-Форчуне экипаж D.H.95 «Фламинго» (бортовой номер R2764) и шесть пассажиров, среди которых был и Сергей Асямов, собрались в обратный путь. В районе Йоркшира неожиданно произошёл взрыв правого мотора машины. Согласно отчёту комиссии, проводившей расследование причин катастрофы, пассажиры не успели воспользоваться спасательными средствами - все парашюты остались нетронутыми. Товарищ погибшего советского лётчика Эндель Пусэп написал в своих воспоминаниях: «Весь день англичане держали нас в неведении относительно того, что произошло. Сначала они передали, что самолёт совершил вынужденную посадку. Затем сообщили, что произошла авария. И только в ответ на моё настоятельное требование они признали, что произошла катастрофа... Все - и экипаж, и пассажиры - погибли...»
Как отмечают эксперты, в этой трагической истории по сей день существует масса недомолвок. В связи с высоким уровнем секретности операции английская пресса того времени не освещала этого трагического события. Никаких данных о погибших лётчиках и членах Советской военной миссии не удалось найти в Британском архиве и архиве Имперского военного музея. Вероятно, эти документы до сих пор находятся под грифом «Секретно». Средства массовой информации не освещали события, связанные с катастрофой. Александр Голованов утверждает в своих мемуарах, что после смерти майора Асямова и членов миссии Иосиф Сталин произнёс многозначительную фразу: «Ну и союзники у нас!» По всей видимости, Сталин небезосновательно предполагал, что немецкая разведка или пронемецкие круги в Великобритании таким образом пытались сорвать переговоры или хотя бы оттянуть их, тем самым отодвинуть открытие Второго фронта ещё на неопределённое время.
Но Второй фронт в Европе был открыт. А Сергей Асямов за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.