В предыдущих записях о Музее я выложил почти полную картину того, что же висит на стенах в постоянной экспозиции. Я надеюсь, никто из заинтересованных музейщиков на меня не обидется за такой полный отчет, уверен, Музею на своем сайте стоит вообще-то в ближайшее время выложить фотографии большей части своей коллекции в пристойном качестве, от этого никто не пострадает, только все выиграют, а фотографии, представленнные здесь - убогие и ничего не передающие. Я прошу прощения за сентиментальные замечания к фотографиям, поверьте это отчистого сердца. Если есть какие-то возражения или сомнения - я конечно уберу лишнее.
Снято все, кроме нескольких кадров - нет большого натюрморта с маской Ставровского (на стенах не было его потрясающей работы "Брюшной тиф"), нет живописи Суряева - она висит над лесницей, и ее плохо видно. Кажется, все. Действительно, мы совершенно не смотрели скульптуры... уверен, нам нет оправдания, но так получилось. Я не видел Меера Айзенштадта, его бы я узнал. Конечно надо было внимательно посмотреть каждую скульптуру, но... когда кругом такая живопись...
Мне трудно делать такой подробный отчет о Нукусском Музее им. И.В. Савицкого - в первую очередь я делаю его для себя, есть море некачественных фотографий, которые только как в замочную скважину позволяют заглянуть на сегодняшний день чуть ли не в самый лучший музей русского искусства 20 века. ГТГ в Москве выглядит печальной пустыней искусства, никого нет, в залах грустно. Хотя ситуация немножко меняется, проходят очень удачные (бывают и неудачные, это все отдельная тема) выставки, в ГРМ в Санкт-Петербурге самая большая коллекция художников 20 века, но экспозиция - очень скудная. В Нукусе - плохое оформление, картинам тесно, не хватает места, не висит, то, что обязательно должно висеть, но вцелом это очень хороший музей, там сделан максимум усилий для представления искусства на должном уровне. И самое главное вокруг Музея есть легенда, с каждым годом обрастающая новыми подробностями, открытиями, сплетнями, сомнениями и, самое главное, о нем узнает как о чуде все больше людей. Я уже писал, что на смену эгоистическому желанию забрать коллекцию в Москву и открыть самый лучший музей в России пришло понимание того, что у всего, даже у возникновения музея русского авангарда и свободного искусства 1920-х - 1930-х в пустыне Каракалпакистана есть своя логика. Современные условия требуют постоянного присутствия Нукусского музея как минимум в Москве, нам очень нужны постоянные выставки разных частей коллекции в Пушкинском (каким бы ни был нукусский музей государственным - все-таки это личная коллекция, личный выбор И.В. Савицкого), в Третьяковке конечно, где угодно. Выставка "Венок Савицкому" в галерее "Галеев" - один из первых, но совершенно не основных шагов в эту сторону. (Кстати, спасибо за выставку!). Короче, самым уместным было бы присутствие Музея им. Савицкого в Москве, Петербурге, где-то еще на постоянной основе - могли бы быть открыты залы в больших государственных музеях, где постоянно менялась бы экспозиция из Нукуса.
После постоянной экспозиции на третьем этаже мы спускаемся на второй. Большая часть отдана под этнографию древних каракалпаков, но есть выставочная часть:
"Главная ценность - семья", ну почему бы и нет. Уже отсюда видно Платова, Редько, Комаровского. Платов Федор Федорович:
Климент Редько. Эта смешная иконоподобная работа называется "Материнство" и замечательный художник, которого не было наверху в постоянной экспозиции - Владимир Комаровский, тоже иконописец.
Надежда Кашина - 1961 год, совсем другая история...
На выставке много работ Елены Людвиговны Коровай, и совершенно неожиданно было увидеть работу Петра Ивановича Котова. Они рядом.
-
Картина Мазеля "Перекачевка" немножко похожа на кадр из мультфильма. Но в 1930-е такие мультфильмы конечно не делали. Интересно, что многие художники как будто уже в первой половине века придумали художественный язык второй половины. Некоторые художники - как быдто иллюстраторы научной фантастики 1980-х, некоторые - суровые нонконформисты 1960-х. Я слышал, что в изобразительном искусстве очень важна приемственность, и вполне возможно, что в любом художнике несложно (или по крайней мере почти всегда возможно) увидеть его учителей и его художественную школу. Если для плеяды московских художников 1920-х - 1930-х имена учителей, гуру и педагогов известны - от Машкова до Шевченко, то дальше эта традиция не так очевидна (по крайней мере для неспециалиста). Преподавал Антон Чирков, Лев Зевин, Лев Аронов, кто-то еще из нового поколения художников поставангарда...
Конечно выставка - это не постоянная экспозиция, некоторые картины вряд ли дождались бы возможности долго висеть на третьем этаже. Но вот работа Алисы Порет, которую я очень хотел увидеть, конечно исключение. Она очень маленькая, в этой компании смотрится странновато. Слева - художник Иванов, внизу художница Полянская...
-
Шухаев Василий Иванович (1887-1973). Еще один важный для Нукуса художник, которого нет в постоянной экспозиции.
-
Художники Уфимцев, Голицын, Тарасов
Художники Надежда Кашина и Анатолий Шугрин (внизу большая картина Шпаде)
Художник Михаил Курзин, очень красивый
В уголочке маленькие работы Валентины Марковой и Николая Ульянова
Художники Хабарова, Лепесов
И вот художник, ради которого мы ехали в Нукус, и не нашли его в постоянной экспозиции - Павел Васильевич Суриков - очень хороший художник. Действительно, все так и оказалось.
Графика на выставке висит отдельно от живописи. Елена Людвиговна Коровай:
Елена Коровай и Александр Волков
Елена Коровай, Надежда Кашина, Фаворская-Шаховская
Надежда Кашина
Надежда Кашина и Михаил Курзин
Михаил Гайдукевич и Лев Жегин
Еще Жегин
-
-
Единственная работа Меера Моисеевича Аксельрода во всей экспозиции Музея
Знаменитый рисунок Климента Редько
Нина Кашина. Вообще детская тема для советского искусства особенно 1930-х - кажется чем-то... слишком типовым. Там, где пионеры, детские сады, пухлые ручки - художники вступают на спокойную, всеми любимую и понятную территорию. С другой стороны конечно есть огромное количество удач в этой теме - от Тырсы и Бруни (кстати, я его не видел в Нукусе) до Зевина и Аронова.
-
-
-
Антонина Федоровна Софронова, рисунок 1935 года
Два рисунка Ефросиньи Ермиловой-Платовой. Мне очень нравится эта художница, в Москве я видел несколько (две) ее работы на выставке "Поставангард..." в МАММ, теперь очень жду ее большую выставку, это очень значительное явление в русском искусстве, о котором мало кто знает к сожалению.
-
Последняя фотография стены Музея им. Савицкого, последняя картинка с выставки - Владимир Милашевский, в постоянной экспозиции его нет, живописи его нет, ну вот - рисунок, спасибо! Я недавно читал его воспоминания "Вчера, позавчера", известная книга, изданная давно еще при старом режиме, кажется, еще при жизни Милашевского. Очень одаренный художник, талантливый писатель, он казалсе мне и моим друзьям заносчивым, каким-то несимпатичным, неприятным человеком. Когда мы начали думать об этом - все поколение (хорошо, многие из поколения) художников 1920-х - 1930-х показались нам довольно суровыми, ироничными, недобрыми, очень требовательными людьми - все те, кто пережил лишения первых советских лет, репрессии тридцатых, войну, репрессии сороковых, полное крушение революционных идей их молодости, полную нищету, безвестность, изоляцию, поражение их творческих идей, поражение от самой дрянной вульгарной части художественной среды - от всяких Герасимовых и Кацманов.., люди (многие, большинство) пережили наконец потерю своего творческого языка, не смогли в зрелом возрасте развить идеи своей юности. После таких страшных ударов судьбы сложно стоять на ногах, вообще оставаться живым. Так ценен пример художников, плодотворно работавших в 1950-е, 60-е, 70-е. Леонид Зусман, Федор Семенов-Амурский, Василий Коротеев, Сергей Романович и т.д. А личные качества этих людей пускай сгладит время, оставит для нас толпу молодых веселых художников, которых ничто не может остановить.