В мае 2012 мы съездили в Узбекистан. Для нас в этой поездке должны были совпасть обычные туристические интересы, мы ехали посмотреть страну, древние знаменитые города, странную, непривычную для нас природу, может быть найти приключения, и, конечно, преодолеть иррациональный страх обычных туристов перед нетуристическими, по крайней мере не типичными для нас способами путешествовать. Также нам очень хотелось увидеть знаменитый музей искусств имени И.В. Савицкого в Нукусе, у нас там были дела.
Для нас, как и для многих интересующихся русским искусством 20 века, этот музей - легенда. Обычно рассказ о нем был короток и поражал воображение: «Представляешь, где-то в самой дальней части Узбекистана есть автономная республика Каракалпакистан. Столица республики - центр экологической катострофы, там пустыня - дно высохшего аральского моря, до сих пор остались ржаветь в песках огромные корабли. Так вот, в центре этого города есть большой музей, самая лучшая коллекция русского авангарда 20 века в мире (в некоторых рассказах говорят - после Русского музея). Был такой Савицкий, так вот он вагонами спасал туда искусство, никому ненужное в Москве и запрещенное, и там бережно хранил. Целые наследия удивительных, может быть совершенно гениальных художников там хранятся, и как их теперь увидеть - большой вопрос».
Такая вульгарная история часто повторялась уже нами самими. Мы купили через интернет изданный в 1989 году альбом о Нукусе - знаменитую книгу «Авангард, остановленный на бегу». Наверное, это самая лучшая книга о Музее Савицкого до сих пор. Очень хорошая вступительная статья Е.Ф. Ковтуна - искренняя и информативная. Параллельно с текстом статьи идут фотографии и документы - тексты писем, заявлений, воспоминаний художников. Наверное здесь - начало легенды: тексты так переплетаются, создают такую очевидную картину совсем недавней очень жестокой, но и такой эпической борьбы Добра со Злом: гибель и выживание, верность и предательство, слава и забвение, вера и отчаяние, любовь и ненависть конечно и Бог знает, что еще - все это досталось в 1920-30-е людям по-людски, и одновременно художникам в профессиональном отношении.
Вторая статья посвящена основателю музея Игорю Витальевичу Савицкому, абсолютно легендарному персонажу этого эпоса. Статья написана действующим директором музея, преемницей Савицкого М.М. Бабаназаровой. Она в национальном наряде каракалпаков позирует на одной из фотографий альбома, это когда легенда одного народа соединяется с легендой другого. Наверное мы не ошибемся, если скажем, что в музее царствует культ личности Савицкого, он являлся не только коллекционером живописи русских художников, он организовал большую археологическую работу в Узбекистане, его вклад в исследование истории региона - огромный.
Основная часть альбома - иллюстрации, репродукции картин. Важный момент - о многих художниках в краткой биографической справке сказать почти нечего, как например об авторе главных наверное экспонатов музея - Евгении Александровиче Лысенко. Где он родился, где он умер, что с ним происходило - почти неизвестно, биографии практически не существует. Осталось 6 картин, каждая из которых - абсолютный шедевр, особенно «Бык» - фактически символ музея, работа какого-то космического значения...
Важно, что в альбом вошли совершенно разные художники, это бросается в глаза и это особенно вызывает уважение к коллекции, собранной из совершенно разных художественных течений и стилей. И работы не конфликтуют между собой, а наоборот, дополняют.
Книгой в книге, или, точнее, альбомом в альбоме, представлены видовые фотографии достопремичательностей Узбекистана: от брошенных в пустыне кораблей Муйнака до Хивы и каракалпакских крепостей. Почти все это мы увидели своими глазами, проехав Узбекистан от Нукуса до Ташкента.
Пожалуй, перед описанием нашего путешествия стоит еще упомянуть американский фильм «The desert of forbidden art» и тот прискорбный факт, что это единственный известный за пределами Узбекистана документальный фильм о музее Савицкого. Этот фильм доступен сегодня для скачивания в интернете на английском языке без перевода. Кажется, в Москве в ГМИИ Пушкина проходил чуть ли не закрытый показ этого фильма, это кино, как и вся волшебная легенда, осталось достонием только посвященных, людей, которые специально собирают информацию о коллекции Савицкого.
Мы, посмотрев это кино, были немного разочарованы - фильм повторял вульгарную (но конечно захватывающую) историю о художественном Эльдорадо на краю света, рассказывал конечно о коллекционерах, прибывающих в Нукус на собственных самолетах со всего мира, которые тщетно обивают порог музея, о Савицком, немного историй обретения работ Курзина и Лысенко, но в фильме почти не было самих картин и почти не было самих художников. Когда камера случайно скользила по стенам, мы внимательно вглядывались и вылавливали знакомые по книге работы, гадали, сколько и что там еще есть... Несмотря на поверхностность и обобщения фильма, замечательно, что он существует, но совершенно очевидно, что надо снимать дальше, и авторы будущего фильма должны найтись именно в России, это очень важно!
Собираясь в Узбекистан, мы не чувствовали уверенности и вообще четкого понимания, что нам ждать от этой нетуристической сегодня страны. Мы что-то слышали про «улочки Самарканда», удивительный свет, необычную природу, но в то же время бедность и коррупцию.
В Нукус летают самолеты из Москвы, как и в Ургенч, Бухару, Самарканд и Ташкент. Все они ужасно дороги. Мы решили лететь в Самарканд (Ташкент мы фактически пропустили), так как от этого города мы ожидали особенных красот, и там было удобно начинать и заканчивать путешествие.
Летели хорошо, не очень весело было в аэропорте Самарканда - чувствовалось напряжение и недоброжелательность на таможне, от которой мы уже здесь в Москве отвыкли (на обратном пути, чтобы пропустить какой-то баул, один из пассажиров засовывал офицеру деньги), у выхода из аэропорта на нас набросилась толпа таксистов, от этого мы тоже начали отвыкать, на одном из них мы доехали поздно ночью до гостиницы, которую заранее забронировали. Этот же таксист плохо поменял нам денег - где-то в отчетах мы прочли, что деньги нужно менять именно у таксистов, опыт показал, что деньги можно менять у кого угодно.
Полдня мы гуляли по Самарканду и днем на поезде должны были ехать в Ташкент, чтобы сесть на самолет в Нукус. Конечно, лучше бы он летел из Самарканда, но так все устроено, и так мы спланировали нашу поездку.
Мы очень беспечно отправились на вокзал без билетов за примерно сорок минут до отхода поезда. Конечно, мы сильно удивились забитыми народом кассам, очереди нет, все лезут к окошкам! Это когда-то было в Москве, но уже очень давно. Каким-то чудом мы все-таки попали на поезд, чувствовали себя иностранцами в Советском Союзе, и вообще ощущение Советского Союза не покидало нас до конца поездки.
Я боюсь летать, и ждал, что самолет из Ташкента в Нукус окажется каким-нибудь ржавым «кукурузником», но все оказалось идеально. Новый хороший самолет, хороший полет.
Надо сказать, что Нукус все-таки большой город, столица республики, таксист отвез нас в «музейную» дорогую гостиницу (60 долларов на двоих) «Жопек Жоли»
-
При гостинице есть нормальный ресторан, номер можно сказать роскошный, есть не только горячая вода, но и кондиционер, все чисто, всюду висят картины. На ночь мы посмотрели идиотский фильм «Стравинский и Коко» по одному из тысячи спутниковых каналов. Для нас это было странно - мы ведь где-то совсем далеко в пустыни, в дальнем углу Узбекистана...
На следующий день мы отправились в Музей. Это квартал от гостиницы. Видимо для города, а может быть и для республики Музей - это центр, какой-то загадочный храм непонятно чего. Советская архитектура, пустые декоративные газоны и чахлые посаженные деревца вокруг - ощущение советского монумента. Это новое впечатление только усиливало легенду.
-
Вот улица прямо напротив Музея:
Вообще о самом городе стоит сказать отдельно. Нукус чистый, конечно сравнительно бедный, много детей в чистеньких белых рубашках, за Музеем - колесо обозрения и парк, там вечером гуляют молодые ребята, влюбленные, мамы с колясками, лущат семечки, болтают на скамейках. Наверное тут спокойно. Город (та часть, которую мы видели) устроен ровными квадратами, есть конечно рынок и автобусная станция. На рынке позже мы меняли деньги, в Узбекистане в буквальном смысле огромное количество денег, сто долларов - это внушительная пачка, завернутая в полиэтиленовый пакет.
-
-
-
-
-
Нам сказали, что через несколько дней начинается национальный праздник, Музей будет (или может быть) закрыт, все будут заняты. Кстати, именно из-за этого мы начали свое путешествие по Узбекистану от Нукуса, а не только из-за традиции «сделай дело, гуляй смело».
Мы хотели обратиться к администрации Музея с вопросом о наличии в их коллекции работ Льва Аронова, Николая Прокошева и других художников круга Группы пяти. Наша поездка была чисто туристической, но тем не менее помимо открытой экспозиции нам очень хотелось увидеть и узнать о работах интересующих нас художников.
Мы входим в Музей. Огромное, как ЦДХ, здание внутри кажется небольшим. Мы покупаем билет и разрешение на фотосъемку и каким-то образом тут же знакомимся с научными работниками. Рассказав о цели визита, через 3 минуты попадаем к директору - Маринике Бабаназаровой, женщине в традиционном костюме каракалпаков из нашего альбома.
У нас есть официальный запрос российской Ассоциации искусствоведов по поповоду наших художников, мы отдаем письмо, нам обещана помощь, о запасниках не может быть и речи, но справку о наличии работ нам дадут. Директор Музея, мы видели ее в фильме, произвела на нас очень хорошее впечатление. Учитывая сложные политические и экономические условия Музей живет, выживает, готовит выставки, дай Бог им удачи. Может быть у нас сложилось ошибочное представление, но ведь республика Каракалпакистан известна в мире двумя вещами: катастрофой Аральского моря и Музеем Савицкого, поэтому может быть этот музей - какая-то помощь жителям этой странной республики, их связь с мировой культурой.
Нам устроили небольшую экскурсию, но позже мы очень внимательно изучали экспозицию, так получилось, что отсняли все до единой стены с картинами. Посетителей немного, в основном это туристы из западной Европы, экскурсии школьников и множество девушек, которые мыли все, что можно мыть перед надвигающимся национальным праздником. Инспекцию проводила реставратор Музея Альвина Шпаде, настоящий герой и в прямом смысле спасатель коллекции. Мы немножко поговорили, в основном о реставрации работ Лысенко, эта женщина показалась нам очень скромной, простой и доброй. Позже мы купили католог выставки ее живописи. Думаю, это удивительные ощущения - писать, заниматься искусством, когда тебя окружает одна из лучших в мире художественных коллекций...
Экспозиция Музея - два этажа. На первом этаже - администрация, магазин, столовая. По большой лестнице от входа мы поднимаемся на второй этаж к экспозиции археологических находок и истории культуры древних каракалпаков. Слева - выставка картин. Мы поднимаемся на третий, основной этаж. Экспозиция - по кругу, начинается с небольшого зала копий египетских и античных статуй, мы это пропустили, дальше зал работ Игоря Витальевича Савицкого, его личные вещи.
-
-
Всюду в Музее развеска плотная, бедное оформление картин. Но, если учесть объем коллекции, состояние большинства экспонатов, все так и должно быть на экспозиции - нужно выставить максимальное количество работ, как бы они ни были оформлены
Естественно на экспозиции большая часть места - для узбекских и восточных мотивов - работы Волкова, Карахана и Урала Тансыкбаева
Александр Николаевич Волков - наверное его работ в экспозиции Музея больше всего, есть ранние, есть более поздние, есть графика.
-
-
-
-
Урал Тансыкбаев. С ранними работами этого художника связана еще одна легенда: Савицкий пришел в мастерскую уже немолодого Тансыкбаева, художника, известного своими соцреалистическими, официальными работами. В результате их общения коллекция Музея пополнилась невероятной красоты и смелости ранними работами этого художника, о существовании которых никто и не подозревал.
-
-
-
Николай Георгиевич Карахан (1900-1970)
-
-
-
-
Вот еще "восточные художники", в том числе О. К. Татевосьян и Г. Никитин...
Художник Беньков Павел Петрович
Путаница Рождественских - Рождественский Владимир Леонидович (1897-1949), Рождественский Василий Васильевич (1884-1963), художник Колыбанов Сергей Сергеевич.
Еще Колыбанов
Еще Владимир Леонидович Рождественский и художник Алексей Михайлович Ган
Вообще узбекская часть коллекции - конечно самая яркая и представительная, она будет всегда занимать большое пространство Музея просто потому что надо как-то оправдать такое невероятное количество русских, особенно московских художников в таком необычном месте. Да, действительно, Узбекистан был частым источником вдохновения для русских художников, которые приезжали сюда из холодного и голодного северного мира, многие здесь остались жить, многие работали и преподавали, многие провели годы эвакуации во время войны, все это так, но нас тянуло увидеть более знакомое по настроению искусство, три дня возвращаясь в Музей мы все меньше времени проводили у «узбекских» картин, хотя они так поразительно красивы и тонки...