Пост вне тематики,но всё таки.
И это, в общем-то, не пост, а развёрнутый ответ одному френду.
Просто в личке писать не айс, там ограничение есть по знакам, да и картинки не пришпиливаются.
А тут раздолье.
Суть вопроса.
У френда начал подкусывать дверной замок на авто, ну, и, чтобы выправить положение, френд пшикнул в замок порцию WD-40. И после этого замок перестал работать совсем. Вот у меня и спросили, почему?
Мой ответ френду не понравился, я сразу его поздравил - Молодец, говорю, ты своими руками убил замок. И именно порцией WD-40.
Ну, как так? Почему? Это же WD-40? Это же чудо-жидкость! Ну, не может так быть!
Может, отвечаю. WD-40, и прочие аналоги и впрямь, чудо-жидкость.
Но для автомобильных дверных замков, это убийственная жидкость.
И теперь расскажу почему.
И кратко не получится.
Потому, что придётся объяснить, как устроен и как работает дверной замок автомобиля.
Тем, кто владеет авто с бесключевым доступом в салон, это будет не интересно.
Относительно свежих машин это тоже не очень касается.
А вот если машине поболее пяти лет, и часто пользуются ключом для отпирания двери, тут уже можно вполглаза и глянуть.
Ну, понеслось...
Здесь для примера, и только для примера разбирается (во всех смыслах)), дверной замок Nissan.
Просто они были под рукой, вот и всё.
Дверные замки У Ниссанов, как, впрочем, и у других, обычно двух типов.
Встроенные в ручку двери, и установленные на плоскости самой двери.
Вот замок с плоскости двери.
Вот замок с дверной ручки.
Разница только в способах установки, принцип действия одинаков.
Кстати, вы знаете,почему автомобильный ключ имеет двухстороннюю нарезку?
Вот сейчас и узнаете)
Двухсторонняя нарезка сделана просто для удобства пользователя.
Чтобы вы не заморачивались какой стороной всовывать ключ в замок.
Подошёл, пусть даже и в кромешной тьме, нащупал, куда встремлять... вставил, и ты дома в машине.
А вот замок в разобранном состоянии.
Название и назначение частей.
1. - Возвратная пружина. Именно она возвращает личинку замка в штатное положение.
2. - Стопорное кольцо. Просто удерживает привод-рычаг замка.
3. - Привод-рычаг. К нему ещё присоединяются тяги, которые уже открывают само запорное устройство.
4. - Обойма.
5. - Личинка, или сердечник.
6. - Наружная обечайка. Предохраняет замок от попадания в него воды и грязи.
7. - Скважинная накладка-направляющая.
8. - Шторка. Тоже для предотвращения попадания в замок воды и грязи.
9. - Маленькая такая ось, на которой установлена пружина шторки 12.
10.- Пружины секретов.
11.- Секреты.
12.- Пружина шторки. Это она держит шторку в закрытом положении.
Теперь, как работает замок.
В личинке-сердечнике сделаны сквозные прорези, в которые вставлены секреты.
Секреты и заготовка ключа.
Секреты, как видите пронумерованы. Для чего? Это ниже.
Заготовка, вставленная в личинку. Красными стрелками указано на заготовку.
Прорези, как видите, не одинаковые. Узкие чередуются с более широкими, к тому широкие имеет на одном краю засверловки-потаи, в которые вставлены пружины.
Но если вы развернёте личинку обратной стороной, вы увидите, что там тоже самое.
Только вместо узких будут широкие с пружинным потаем, ну, а широкие станут узкими.
Это потому, что секреты вставляются в личинку разнонаправленно.
Вот так
И выступающим носиком крючочком секреты опираются на пружинки.
А нижняя часть секрета и выходит через узкую прорезь.
У "узкого" Ниссана, в двери 8 секретов.
Так, вот. Можно сделать из этого замка и односторонний ключ.
Рабочая часть секретов, выходит именно из узких прорезей.
Поэтому достаточно удалить секреты через один, оставляя только те, которые выходят в узкую прорезь, сделать подобающую нарезку на ключе с одной стороны, и у вас ключ Фиат-стайл.
Но только надо будет помнить какой стороной пихать ключ в замок.
Для чего пронумерованы секреты.
Это размеры.
Ниссан использует четыре размера для изготовления ключей.
1-это нулевой размер, совпадает с размером нетронутой заготовки.
2- это сколько-то там от 1го размера.
Ну, и так далее
Вот скриншот. Есть спецпрограмма по изготовлению ключей.
Вы вводите марку авто, номер кода замка (Вооон, на самой верхней фоте, видите?)), и программа вам выдаёт, номера и последовательность нарезки.
Схема ключа. Расстояние между впадинами, глубина впадин.
И чёрным цветом, как должен выглядеть новый ключ, силуэт.
И это будет полностью соответствовать заводскому ключу.
Превентивно отвечу - Да, в базе этой программы есть абсолютно все ключи. Всех фирм.
Стоит это удовольствие примерно 1800 евро. Ну, и ещё каждый месяц надо отстёгивать за обновления. Ибо коды каждой выпущенной машины тут же попадают в эту базу.
А знаете ли вы?)) На ключах работают не зубчики, а впадины) Поэтому не надо дотошно разглядывать ключ, и доставать мастера - а почему тут зубчик меньше? Главное, чтобы впадины попали по глубине) А зубчик - херня. Впрочем, это относится к ключам английского типа.
А вот это шаблоны по которым изготавливаются новые ключи. Обычно, взамен утерянных.
Шаблоны здесь только для того, чтобы показать, как работает секрет.
Они тоже пронумерованы, и номер 3 , это впадины размера секрета номер 3.
Внимательные увидят, что нарезано 10, а не 8 впадин.
Это особенность "узкого" Ниссана. В дверном замке -8 секретов, в зажигании - 10. Вот поэтому никто и не возьмётся делать новый ключ на "узком" Ниссане по дверному замку. Или номер давай, или снимай замок зажигания.
Вот шаблон номер 2 вставлен в личинку. Вертикальной стрелкой отмечено, какое положение принимает секрет, когда совпадает размер секрета и впадины. А горизонтальная указывает на то, что у этого секрета совпадения нет. Замок не откроется.
Так, вот. Личинка со вставленными секретами, вставляется в свою очередь в обойму.
В обойме сделаны пазы, в которые и растопыриваются секреты под действие пружин.
Пазы обведены.
При вставленном правильном ключе, секреты уходят в личинку, и она свободно поворачивается в обойме, и посредством поворота приводит в действие рычаг, который уже через тяги открывает запорное.
Если ключ не правильный, он просто не сможет утопить секреты в личинку, и выступающие секреты на дадут открыть замок.
Стрелка указывает - не правильный ключ. Секрет не утоплен. Фиг вам, а не салон.
Если не совпал всего один секрет, и на небольшое значение...ну, около 1 мм, то открыть замок уже можно, этаким своеобразным методом бампинга в ручном режиме.
Ну, а если уже пара не совпала, то извините.
Но если все, то тут совсем никак.
Но свернуть можно, конечно. И это самый варварский способ вскрытия авто, методом свёртывания.
Фильм "Бумер". В самом начале перец вскрывает БМВ таким вот способом, применяя "свёртыш".
Зачем, непонятно. Есть масса способов более быстрых и элегантных для вскрытия авто.
Даже выбитое стекло. Применение "свёртыша", кажется, это уже отягчающее.
Вот так и работает дверной замок.
Теперь к основной теме.
Замок идёт от производителя со смазкой типа технического вазелина.
И смазан он довольно таки хорошо.
И обычно этой смазки хватает на всю жизнь автомобиля.
Но, перепады температур. Попадание воды в замок (угу, тупо на мойке прошли каршером по двери, давление есть, шторку отодвинуть хватит). Само время.
Всё это здоровья замку не добавляет.
Проходит год. Два, три. Четыре, пять...
В замок постепенно попадает пыль и вода, смешивается со смазкой. Сама смазка стареет. Зазары между секретами и личинкой и так не очень большие, а тут ещё посторонние примеси. И секреты начинают ходить в разные стороны уже не так бодро, кое-когда и подклинивая.
Но поскольку работает пара, ключ-замок, то и износ идёт одновременный. У пары. Так они и прирабатываются, и нормально работают.
Ровно до тех пор, пока не захочется улучшить работу замка.
WD-40!!!! Эврика!!!
И, пшик туда. И,ой, бля!!! А, чо не открывается дверь!!! Хелп!!!
Я реально такую картину наблюдал. Мужик отпшикал две двери, кроме багажника. В салон он лез через багажник, повезло, что была Калдина-универсал.
Что происходит?
А WD-40 выполняет свою работу. Вымывает к едрене фене старую смазку, с пылью и грязью, остатками влаги. Секреты чувствуют себя на воле, пружинки секретов тоже воспряли, поднадавили... и разъехалось всё с приработанных мест.
А ведь они работали в паре, ключ-замок.Износ был одновременный.
И получается, что у вас уже стоит совсем другой замок.
Небольшое уточнение-объяснение.
При изготовлении нового ключа по замку, впадины надо начинать выпиливать под узкими местами прорезей. Это если надфилем. По мере углубления, надо периодически вставлять заготовку и смотреть, сколько ещё пропиливать. Узкая часть - это рабочая часть.
А вот если начинает выпирать секрет из широкой части, это значит, что размер просажен.Это брак.
Вон, на фото номерных секретов видно, что середина у них - разного размера. А сами секреты - одинаковые.
Так, вот. Когда приносят такой замок, после WD-40, вставляешь ключ и видишь, что выпирают именно из широких прорезей, что указывает на значительную изношенность секретов и ключа.
Как лечится?
Подбор новых секретов. Откат ключа к заводским настройкам.(Помогает не всегда, износ есть износ. А мм для автозамков, это очень много). Подпиливание секретов.
И слава Гермесу, умников, которые WD-40 ещё и в замок зажигания пшикнули, пока не попадалось.
Поэтому. Никаких WD-40 . Никакого бензинчику, керосинчику, солярочки, оружейного маслица.
Если уж так и делать, то делать, как говорится,смолоду, на свежей машине. Но не пытаться повторить этот трюк на старом авто. И, то...WD-40 это не смазка.
Если уж захотелось провести ТО на замках, купи специальную силиконовую смазку для замков.
В любом автомагазине есть.
В бытовых замках, в навесных, WD-40 применять можно. Но, опять же... лучше силикон.