У меня давно выработалась привычка к тому, что режиссер всегда подсказывает - кто плохой, кто хороший, за кого болеем, против кого боремся. Любая история - как соревнование добра со злом. А тут привычная схема вдруг дала сбой - нашла коса на Миядзаки.
В тихую деревушку среди густых лесов, где живет маленькое племя япончиков, приходит беда. Из лесу вырывается выжигающее землю чудовище, чья кожа змеится миллиардом черных червей. Если бы не храбрый юноша, принц племени, чудовище снесло бы деревню и всех убило, но ловкому принцу удается всадить стрелу чудовищу в глаз. Чудище успевает коснуться принца своими червями, и таким образом передать ему свое проклятие. Когда чудовище умирает, оказывается, что это - большой-пребольшой кабанище, царь кабанов, а чернильные черви - это были его гнев, боль и ненависть. Люди выстрелили в кабана железной пулей, и эта пуля, застрявшая в его внутренностях, стала причиной, по которой кабаний царь превратился в страшного демона-разрушителя. Теперь принцу предстоит отправиться в те дальние леса, где все это случилось, и, может, там ему удастся избавиться от проклятия.
Уже в этом эпизоде подступает озадаченность. Преграждая чудовищу путь к деревне, принц, прежде чем атаковать, уважительно просит - дорогое чудовище, не нападай на нас, скажи, что тебе нужно! Не сказало. Когда подстреленное чудовище умирает, к нему выходит деревенская знахарка, низко кланяется и просит прощения за то, что люди прервали жизнь великого существа. Это не просто дань традициям. Это удивительное сообщение. Сообщение о том, что враг - не человек, и не зверь. Враг - это ненависть, и она может обуять любого, абсолютно любого. Возможностей проникнуть в человека у ненависти множество - через обиду, через корысть, даже через благие намеренья. Первая задача - не допустить ненависти разбушеваться до такой степени, что все тело покроется чернильными червями. Проклятье принца в виде метки на руке - знак отравления ненавистью убитого демона.
Меченый принц приобретает двойственность. Проклятие многократно усиливает малейшее недовольство и превращает его в гнев. Но принц имеет доброе сердце и натуру, которой противно всякое зло, и теперь ему выпал шанс побороться с врагом на территории собственной души.
По пути принц видит, что повсеместно императорские самураи грабят города и убивают жителей. На принца, как на чужака, нападают тоже, но меченая рука придает сил, и простым выстрелом из лука принц становится способен снести самураю голову. В поединке проклятие временно берет над натурой принца верх, но принцу всегда хватает сил умять свою черную сторону в самый дальний угол. Придя в какой-то город, принц пытается купить себе еды, но так как у него нет местных монет, расплачивается маленьким золотым самородком. Глупая торговка поднимает шум, но принца выручает бродячий монах. Он разруливает ситуацию с торговкой, провожает принца и помогает избежать городских воров, уже намылившихся следом. Но этот же хитрый монах возглавит впоследствии императорскую кампанию по захвату рудных гор, в ходе которой пострадают все без исключения. Миядзаки декларирует, что каждый хороший человек может совершать плохие поступки, и каждый негодяй - хорошие. Поэтому любую негативную оценку, любое осуждение следует исключить как ложное, как повышающее уровень несправедливости.
Продолжая о двойственных персонажах, обязательно нужно упомянуть о Госпоже, пришедшей с Востока. Эта дама, истинная раскрасавица, ходит в мужском платье и стреляет из ружья. Она и начала добычу руды в местных горах, и построила город-кузню. Она вызволила из местного борделя всех девушек, и теперь те работают на мехах металлолитейного заводика и благословляют Госпожу. Она подобрала, вымыла и перевязала всех прокаженных, и теперь они придумывают и собирают для нее ружья новой модели, лёгкие, "чтобы женщине было удобно стрелять". Мужчины занимаются своими мужскими делами: охраной, разведкой, переносом тяжестей и трудными перегонами через горы. Чудесная женщина, ее обожает весь город и готов голову за нее сложить. Но тут же, не отходя, мы видим ее совершенно иную сторону! При переходе на караван нападают волки, во время боя несколько человек и волов падают в ущелье. После кто-то спрашивает: "Госпожа, надо найти раненых", на что она без тени сомнения или волнения отвечает - "Они мертвы, а мы должны торопиться, чтобы накормить живых. Вперед!" Точно так же, без тени сомнения или сострадания, Госпожа расстреливает животных, пытающихся вернуть себе свою территорию, рудную гору, и в итоге не испугается убить самого Лесного духа. Лесной дух - что-то вроде Аслана из Нарнии, только это не лев, а олень с очень ветвистыми рогами и человеческим лицом, который по ночам превращается в огромное прозрачное антропоморфное существо - Ночного Странника, и обходит свои леса. Характер Госпожи не принимает сантиментов. В момент, когда она приготовилась выстрелить в Лесного духа, тот заметил ее, и покрыл ее ружье вьюнком и фиалками. В любом другом мультфильме Госпожа бы тут же осознала свою ошибку, бросила ружье, покаялась и расплакалась слезами умиления. Хеппи-энд. Не тут-то было. Госпожа досадливо отмахивается от побега вьюна, прицеливается и стреляет. Голова Лесного духа отлетает в сторону. Так плохая она или хорошая, эта Госпожа с Востока, женщина с ружьем?
Плохой или хороший монах? Он добрый и весёлый, он легко выручил принца в городе, но потом так же легко предался сребролюбию и обману. Плохая или хорошая принцесса волков Мононокe? Девочка-Маугли выросла жестокой и ею движет ненависть к людям, она отрицает то, что сама является человеком. Безысходная, беспомощная доброта принца будит в ней сочувствие и любовь, но принц - исключение. Других людей она так и не поймет, они навсегда останутся ей глубоко ненавистны. Плохой или хороший сам Лесной дух? Оставшись без головы, он превращается в озеро яда, покрывающее лес и землю и убивающее все живое. Я не нахожу в этом мультфильме ни одного намёка на то, что автор имеет любимчиков. Он любит всех героев, он всех их понимает и полагает, что все они достойны уважения, даже когда неправы. Правы убийцы, когда убивают. Правы слабые, когда умирают. Правы ненавидящие и обидящие, правы спасшиеся, правы жертвующие. Меня сбивает это с толку, более того - это бесит! Мой формализм требует, чтобы виновные были наказаны, а добрые - вознаграждены, я жажду крови врага и воссоединения Лесного духа с его головой. А вместо этого я получаю по собственной голове всепрощением... Как мне быть? После этого мультфильма в моей крови бродит проклятье неосуществленной мести, и мне приходится делать над собой определенное усилие, чтобы не покрыться чернильными червями.
(c) Юлия Ульяновская
http://www.ekranka.ru/film/2401/ «Так выглядит ненависть »
Это самый страшный фильм Миядзаки…
-Но ведь кровавую реку уже не остановить?
-Нет, для этого тебе придется убить нас всех…
Странный господин с лицом детского сказочника будет подтверждать эти слова весь фильм. «Принцесса Мононоке» полностью сломает амплуа Миядзаки и еще сильнее оголит истину нашего мироздания. Смертельная, разрушительная, непонятно откуда взятая, сила превратит картину гениального художника в нечто поразительно точное, похожее на АВП или автомат Калашникова. «Весь этот мир проклят» - еще раз скажет достойный муж своего времени, Хайао Миядзаки, и ему поверят, поверят с той силой, с какой не верили никому.
-Почему люди не могут жить в мире с лесом? Почему нельзя прекратить эту войну?
-Поздно…
Поздно… Слишком поздно мы стали задумываться о разрушительной человеческой силе. Слишком поздно стали задумываться о смысле оружия. Слишком поздно стали доверять тем, кто все это время твердил о безнадежности кровавого пути. «Жизнь - это путь страданий» - утешали мы себя и продолжали ломать то, чего не создавали…
«Принцесса Мононоке» стала для меня пропуском в жизнь, в жизнь реальную. Только после просмотра я ясно понял, что большинство человеческих поступков губительно. Только под изумительную музыку Хисаиши я проник в мир, созданный Миядзаки, и ужаснулся происходящему. Это было так похоже на то, что происходит в нашей вселенной… только почему-то гораздо ближе. Это было зеркало, в которое я смог пройти.
А в зеркале оказался придуманный, но совершенно подлинный и достоверный мир гения Хайао Миядзаки. И индульгенции от императора, позволяющие вершить кровавые никому ненужные убийства, и огнестрельное, пробивное оружие, и злые, кровожадные, алчные люди - все, что есть в нашем жестком мире, присутствует и здесь. Только во вселенной Мононоке режиссер дал природе, нашей родительнице, слабую возможность сражаться за простое неотъемлемое право жить. В нашем мироздании у наших родителей такого потенциала нет…
Нас с малолетства учили любить ближнего своего, решать конфликты мирным путем, беречь природу - «мать нашу», быть достойными мужами своего Отечества и своих родителей… Нас всему этому учили. Но почему лишь в устах Миядзаки все эти фразы приобретают настоящий смысл, и звучат не как банальный заученный урок, а как болезненный укор или громогласный призыв к изменению? Почему только этот японский художник доносит до нас простейшие, элементарные истины? Наверное, потому, что гении Миядзаки и Гейман говорят о том, что видели и испытали сами. Они открывают створки в свое сердце и делятся невыносимой болью, которая переполняет их существование. В этот момент они так же открыты, честны, просты и беззащитны, как наивная и добросердечная матушка Природа, прощающая своим глупым детям все ошибки. И от такой доброй простоты становится больно и стыдно, как от теплого маминого взора, которая вместо ругани тихим голосом объясняет тебе, что ты не прав.
Хайао Миядзаки кропотливо создал свой, очень похожий на реальный, мир, а затем бессердечно разрушил его, и все лишь для того, что маленькие детишки - пустоголовые человечки, бегающие по сочной траве с настоящими заряженными автоматами, - поняли, насколько они глупы. Но Миядзаки не был бы Миядзаки, не даруй он надежды на спасение. Гений дал людям возможность переосмыслить свое существование, подарив шанс спасения. И пусть «лес уже никогда не будет прежним», но Миядзаки вернул его из пепла, жаловав жизнь всему, что способно одуматься. И какой бы неисчерпаемой не была наша вина, Хайао недаром наделил духа леса человеческим лицом.
Японский драматург еще раз указал на наши ошибки и повинности, ударил по больному месту, но потом прижал к груди, как это делают мудрые отцы. И, наверное, именно поэтому Миядзаки веришь больше, чем кому-либо другому…
(с) Влюбленный в кино
https://www.kinopoisk.ru/user/122442/comment/197701/